Селиверстова В.В.,
учитель английского языка МОУ Гимназия г. Лабытнанги
В течение двух лет была реализована дополнительная профессиональная программа Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственного автономного учреждения Дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе», предназначенная для повышения квалификации учителей иностранного языка, обладающих базовыми теоретическими знаниями в области педагогики и психологии, а также практическим опытом в педагогической деятельности.
Следует отметить, что особенностью ФГОС ООО является курс на переход от репродуктивной деятельности к исследовательской на основе системно-деятельностного подхода и акцента на воспитательных функциях образовательного процесса. Реализация дополнительной профессиональной программы и сопровождающих ее учебных материалов была ориентирована на повышение квалификации учителей иностранного языка, реализующих на второй ступени обучения федеральный государственный образовательный стандарт.
Цель обучения – повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающихся 8-11 классов в целом (в том числе – к успешной сдаче единого государственного экзамена по английскому языку).
Реализация программы предусматривала решение следующих задач:
Совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого содержания образования.
Изучать и внедрять в работу системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в условиях ФГОС.
Повышать образовательный уровень учителей английского языка округа на курсах повышения квалификации.
Выявлять, изучать, обобщать и распространять творческий опыт лучших педагогов муниципалитетов через мастер-классы педагогов, практические занятия, семинары.
Совершенствовать работу по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
Программа разработана на основе ведущих принципов:
преемственности содержания (соотнесение содержания программ дополнительного профессионального образования с содержанием основных программ профессиональной подготовки педагогов);
проблемности содержания (нацеленность на решение задач педагогической практики);
деятельности – получение слушателями знаний на основе их самостоятельного открытия, активное участие в приобретении метапредметных умений;
непрерывности – каждый предыдущий модуль обеспечивает начало нового модуля освоения программы;
целостного представления о предмете изучения – в ходе освоения программы у слушателей будет сформировано обобщенное представление о структуре и содержании ФГОС ООО;
психологической комфортности – снятие стрессообразующих факторов учебного процесса и создание на занятиях атмосферы сотрудничества;
вариативности – развитие у слушателей вариативного мышления для выбора вариантов решения поставленных задач.
Реализация программы направлена на обновление компетенций педагога и расширение содержания знаний школьного курса иностранного языка, развитие способности к обновлению стиля педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, освоение новых педагогических технологий.
Обновление содержания языкового образования происходило на основе принципов его демократизации, дифференциации и гуманизации. При этом основное внимание было обращено на усиление в нем:
методологической составляющей, что предполагало включение в курс иностранного языка сведений об общенаучных методах познания и методах получения научных знаний в лингвистике;
практической ориентации учебной практики и прикладной направленности изучения научных основ языкового образования;
общекультурной составляющей.
Программа знакомила с основными тенденциями развития образования в России и Ямало-ненецкого автономного округа; с состоянием физического и психического здоровья детей.
Программа направлена на освоение следующих видов профессиональной деятельности:
осуществление обучения и воспитания учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, использования разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;
организация самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету с практикой;
оценка эффективности и результатов обучения обучающихся по предмету с учетом освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, с использованием компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;
соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий с уважением человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
осуществление контрольно-оценочную деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.
При реализации данной программы применялись следующие формы работы:
лекции с использованием мультимедиа-презентаций,
практические занятия,
проектирование в малых группах,
индивидуальная работа слушателей курсов,
мастер-классы,
консультации.
В ходе занятий слушатели выполняли задания тестового, творческого и проектного характера, работали с учебными и нормативными документами, направленными на формирование умений применять полученные теоретические знания и на проверку усвоения учебного материала.
Программой были предусмотрены такие формы промежуточной аттестации как составление технологической карты урока, рабочей программы (итоговый контроль), программы формирования УУД и внеурочной деятельности и форма итоговой аттестации: разработка и защита проекта, основанного на метапредметном подходе в образовании.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации рассчитана на 108 часов. Режим занятий: 6-8 часов в день.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации реализовывалась с частичным отрывом от работы (очно-заочной (частично дистанционной) форме).
Участниками курсового мероприятия были учителя иностранного языка образовательных организаций города Лабытнанги.
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации состояла из двух частей: инвариантной и вариативной.
Программа включала в себя изучение следующих модулей:
Государственная политика в области общего образования РФ и ЯНАО. Приоритетные направления государственной политики в области образования ЯНАО.
Основы законодательства Российской Федерации в области образования.
Проектирование содержания образования учебного предмета «Иностранный язык» в системе требований ФГОС ООО.
Обновление содержания языкового образования в условиях введения ФГОС ООО, Концепции нового УМК по иностранному языку.
Государственная итоговая аттестация. Особенности работы учителя иностранного языка в условиях государственной аттестации. Схемы государственной аттестации ГИА и ЕГЭ по иностранному языку. Система оценки образовательных достижений учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.
Итоговая аттестация. Презентация проектов педагогов по проблеме курсов
Курсы носили открытый характер, предусматривающий, во-первых, формирование и корректировку содержания программы совместно со слушателями повышения квалификации, исходя из их конкретных запросов и затруднений; во-вторых, возможность подключения новых слушателей из образовательных учреждений в период межсессионной командной деятельности.
В результате реализации программных модулей слушатели курсов овладели следующими профессиональными компетенциями:
А) Информационная компетентность:
показывать информированность в сущности актуальных проблем языкового образования в условиях поэтапного перехода на стандарты второго поколения, на новый базисный учебный (образовательный) план;
выявлять способность использования источников информации различных типов и видов, в том числе и на электронных носителях, как для образования, так и для непрерывного самообразования;
способность интерпретации текстовых материалов и другой информации в различных формах (графической, электронной, музыкальной и т.п.), перевода информацию из одной знаковой системы в другую;
определение достоверности (верификация) источника информации;
способность критически воспринимать сведения из Интернета.
Б) Методологическая компетентность: