Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Из опыта организации тьюторско...

Из опыта организации тьюторского сопровождения учителей английского языка


Селиверстова В.В.,

учитель английского языка МОУ Гимназия г. Лабытнанги

 

В течение двух лет была реализована дополнительная профессиональная программа Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственного автономного учреждения Дополнительного профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный институт развития образования» «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе», предназначенная для повышения квалификации учителей иностранного языка, обладающих базовыми теоретическими знаниями в области педагогики и психологии, а также практическим опытом в педагогической деятельности.

Следует отметить, что особенностью ФГОС ООО является курс на переход от репродуктивной деятельности к исследовательской на основе системно-деятельностного подхода и акцента на воспитательных функциях образовательного процесса. Реализация дополнительной профессиональной программы и сопровождающих ее учебных материалов была ориентирована на повышение квалификации учителей иностранного языка, реализующих на второй ступени обучения федеральный государственный образовательный стандарт.

Цель обучения – повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающихся 8-11 классов в целом (в том числе – к успешной сдаче единого государственного экзамена по английскому языку).

 

Реализация программы предусматривала решение следующих задач:

  1. Совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания иностранного языка в условиях реализации обновлённого содержания образования.

  2. Изучать и внедрять в работу системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в условиях ФГОС.

  3. Повышать образовательный уровень учителей английского языка округа на курсах повышения квалификации.

  4. Выявлять, изучать, обобщать и распространять творческий опыт лучших педагогов муниципалитетов через мастер-классы педагогов, практические занятия, семинары.

  5. Совершенствовать работу по подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ по английскому языку.

 

Программа разработана на основе ведущих принципов:

  • преемственности содержания (соотнесение содержания программ дополнительного профессионального образования с содержанием основных программ профессиональной подготовки педагогов);

  • проблемности содержания (нацеленность на решение задач педагогической практики);

  • деятельности – получение слушателями знаний на основе их самостоятельного открытия, активное участие в приобретении метапредметных умений;

  • непрерывности – каждый предыдущий модуль обеспечивает начало нового модуля освоения программы;

  • целостного представления о предмете изучения – в ходе освоения программы у слушателей будет сформировано обобщенное представление о структуре и содержании ФГОС ООО;

  • психологической комфортности – снятие стрессообразующих факторов учебного процесса и создание на занятиях атмосферы сотрудничества;

  • вариативности – развитие у слушателей вариативного мышления для выбора вариантов решения поставленных задач.

Реализация программы направлена на обновление компетенций педагога и расширение содержания знаний школьного курса иностранного языка, развитие способности к обновлению стиля педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе, освоение новых педагогических технологий.

Обновление содержания языкового образования происходило на основе принципов его демократизации, дифференциации и гуманизации. При этом основное внимание было обращено на усиление в нем:

  • методологической составляющей, что предполагало включение в курс иностранного языка сведений об общенаучных методах познания и методах получения научных знаний в лингвистике;

  • практической ориентации учебной практики и прикладной направленности изучения научных основ языкового образования;

  • общекультурной составляющей.

Программа знакомила с основными тенденциями развития образования в России и Ямало-ненецкого автономного округа; с состоянием физического и психического здоровья детей.

Программа направлена на освоение следующих видов профессиональной деятельности:

  • осуществление обучения и воспитания учащихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, формирование общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, использования разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

  • проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

  • планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей;

  • организация самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской, реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету с практикой;

  • оценка эффективности и результатов обучения обучающихся по предмету с учетом освоения знаний, овладения умениями, развития опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, с использованием компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности;

  • соблюдение прав и свобод обучающихся, поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий с уважением человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;

  • осуществление контрольно-оценочную деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса.

При реализации данной программы применялись следующие формы работы:

  • лекции с использованием мультимедиа-презентаций,

  • практические занятия,

  • проектирование в малых группах,

  • индивидуальная работа слушателей курсов,

  • мастер-классы,

  • консультации.

В ходе занятий слушатели выполняли задания тестового, творческого и проектного характера, работали с учебными и нормативными документами, направленными на формирование умений применять полученные теоретические знания и на проверку усвоения учебного материала.

Программой были предусмотрены такие формы промежуточной аттестации как составление технологической карты урока, рабочей программы (итоговый контроль), программы формирования УУД и внеурочной деятельности и форма итоговой аттестации: разработка и защита проекта, основанного на метапредметном подходе в образовании.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации рассчитана на 108 часов. Режим занятий: 6-8 часов в день.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации реализовывалась с частичным отрывом от работы (очно-заочной (частично дистанционной) форме).

Участниками курсового мероприятия были учителя иностранного языка образовательных организаций города Лабытнанги.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации состояла из двух частей: инвариантной и вариативной.

Программа включала в себя изучение следующих модулей:

  1. Государственная политика в области общего образования РФ и ЯНАО. Приоритетные направления государственной политики в области образования ЯНАО.

  2. Основы законодательства Российской Федерации в области образования.

  3. Проектирование содержания образования учебного предмета «Иностранный язык» в системе требований ФГОС ООО.

  4. Обновление содержания языкового образования в условиях введения ФГОС ООО, Концепции нового УМК по иностранному языку.

  5. Государственная итоговая аттестация. Особенности работы учителя иностранного языка в условиях государственной аттестации. Схемы государственной аттестации ГИА и ЕГЭ по иностранному языку. Система оценки образовательных достижений учащихся.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности.

  7. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

  8. Итоговая аттестация. Презентация проектов педагогов по проблеме курсов

Курсы носили открытый характер, предусматривающий, во-первых, формирование и корректировку содержания программы совместно со слушателями повышения квалификации, исходя из их конкретных запросов и затруднений; во-вторых, возможность подключения новых слушателей из образовательных учреждений в период межсессионной командной деятельности.

В результате реализации программных модулей слушатели курсов овладели следующими профессиональными компетенциями:

А) Информационная компетентность:

  • показывать информированность в сущности актуальных проблем языкового образования в условиях поэтапного перехода на стандарты второго поколения, на новый базисный учебный (образовательный) план;

  • выявлять способность использования источников информации различных типов и видов, в том числе и на электронных носителях, как для образования, так и для непрерывного самообразования;

  • способность интерпретации текстовых материалов и другой информации в различных формах (графической, электронной, музыкальной и т.п.), перевода информацию из одной знаковой системы в другую;

  • определение достоверности (верификация) источника информации;

  • способность критически воспринимать сведения из Интернета.

Б) Методологическая компетентность:


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт