Пастухова Олеся Константиновна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Салехард
В настоящее время немало говорят о гражданском воспитании, но надо признать, что именно это направление в современном воспитании не получило достаточно научного обоснования. Проблема гражданского воспитания приобретает в последнее время актуальный характер, потому что имеет своей главной целью социализацию личности. А это значит, что есть возможность помочь обучающимся адаптироваться в жизни, найти свое место в обществе, чтобы стать созидателем, строителем нового мира. Наша страна, наше будущее нуждается в компетентных людях, которые смогут, без помощи других, самостоятельно принимать решения в сложившихся жизненных ситуациях и нести ответственность за порученное дело.
Так, на гражданское воспитание нацелены практически все дисциплины, изучаемые подростками в школе, но особую роль, как правило, играют именно гуманитарные предметы. Литература, история, прежде всего, создают сына Отечества, а лишь потом в школьников закладываются «профильные» задатки. Сила литературы состоит в том, что за этим предметом стоят величайшие люди, такие как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский и другие известные личности нашей отечественной словесности. Именно на уроках литературы мы рассматриваем художественные произведения поэтов и писателей, которые в своих творениях затрагивали тему гражданского воспитания.
Одним из самых запоминающихся и ярких литературных произведений, направленных на гражданское воспитание, является «Повесть о житии Александра Невского». Актуальность ее определяется тем, что вплоть до XVI века она являлась одним из самых значимых произведений, изображавших великого князя.
Повесть примечательна тем, что была написана современником тех времен, и, соответственно, имеет достаточно весомое значение для понимания того, как высоко оценивалась личность Александра Невского в те времена, и какое же место занимали те важные события, в которых он принимал участие. Хочется также отметить и тот факт, что жизнь святого князя и его подвиги могут служить ярким примером для подрастающего поколения, в том числе и самым лучшим напоминанием того, что в любом возрасте есть место для подвигов.
На первый взгляд, судя по названию повести, в ней должны отображаться биографические данные главного героя, но это далеко не так. Житие Александра – это описание самых значимых времен и событий в жизни князя – воина, которые воссоздают его героический образ как доблестного полководца.
В русскую литературу князь Александр вошел как герой, так как Житие переписывалось достаточно часто и было предметом многих литературных переработок. Подвиг Александра Невского в русской литературе никогда не будет забыт, потому что именно его личность освещает путь многим людям нашего времени, переполняет сердце каждого из нас гордостью за нашу русскую землю, а его геройство, мужество и отвага – это настоящий образец русской силы духа!
Личность Александра Невского, его черты русского характера побуждают нас, преподавателей, привить эти же самые качества своим ученикам. На уроках литературы, при изучении Жития, дети должны учиться у главного героя повести личному смирению, стойкости духа, мудрости, политическому искусству, его воинскому мастерству. И все это, безусловно, возможно только при внимательном изучении жизни и подвигов Александра Невского.
Проблема гражданского воспитания на уроках литературы является одной из главных. Для того чтобы воспитать гражданскую личность, нужно обрести в ее облике некую опору для семьи, коллектива, государства и общества в целом. И здесь никак не обойтись без преемства национальных идеалов, именно поэтому в школьную программу по литературе включена повесть о великом князе. Из жизненного подвига Александра Невского видно, какой силой обладали в нем христианский долг и гражданская ответственность.
Русский философ И.А. Ильин когда-то писал, что в связи с оскудением духовности, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности»[2]. Именно поэтому считается необходимым воспитывать на уроках литературы такие черты характера как ответственность, чувство долга и справедливость через изучение таких личностей как Александр Невский.
Немаловажным является и тот факт, что при написании сочинений на уроках литературы по гражданским темам, составления характеристик и других описаний можно использовать материалы жизни великого благоверного князя. Материалы повести - это бесценное подспорье как для учителя, так и ученика.
На уроках литературы большое внимание уделяется информационной переработке художественных текстов, поэтому использование повести будет способствовать не только развитию речевых навыков, читательской грамотности, но и гражданскому, духовно-нравственному воспитанию. Обучающиеся на отдельных эпизодах Жития, которые рассматриваются более подробно, могут убедиться в том, что высот духа достигают только те люди, которые живут не только для себя, а с упованием именно на Бога.
Здесь следует акцентировать свое внимание на те фрагменты повести, которые представлены читателю в виде вмешательства Бога не только в судьбу князя, но и Отечества в целом. Здесь сразу вспоминаются молитвы князя в церкви святой Софии перед великим событием – Невской битвой и его слова «Не в силе Бог, но в правде». Необходимым материалом для урока будет являться принятие мёртвым князем грамоты из рук митрополита… «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника своего»[1].
Гражданское воспитание на основе «Повести о житии Александра Невского», проявляется через любовь к своему государству, преданность Родине, отваге и мужеству каждого гражданина. Планомерная работа по данному направлению непременно даст положительный результат, так как школьники будут воспитываться не на отрицании культуры своей страны, а учиться искать верные ориентиры, формировать систему взаимоотношений между собой и своего отношения к тем или иным событиям жизни.
Литература – это единственный предмет в школе, одной из целей которого является не только развивать ум человека, но и затрагивать его душу, сердце. «Учат слова, но увлекают примеры», - гласит латинская пословица. От одного произведения к другому учитель имеет возможность наглядно показать своим ученикам, что героические подвиги – это не отвлеченное понятие, а способность человека отдавать себя служению народу. Уроки литературы - это активное поле действия для гражданского воспитания, они открывают перед читателем возможность для развития целостной личности, полезной миру и обществу в целом.
1. История русской литературы XV-XVII вв. [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / [Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др]. - М.: Просвещение, 1979.
2. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя [Текст]: книга / [Бегунов Ю.К. Александр Невский]. - М.: Молодая гвардия. 2003.