Галиахметова Альфия Германовна,
учительрусского языка и литературы
МОУ «Школа-интернатсреднего
(полного) образования с.Ныда»,
Надымский район, с. Ныда, 8(3499) 53-95-20
Из опыта работы по подготовке учащихся к допускному сочинению
Аннотация
Актуальная для современной школы проблема - подготовка старшеклассников к итоговому сочинению по литературе, которая является результатом систематической планомерной работы учителя и учащихся, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Для успешного написания сочинения педагогам необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной.В статье уделено внимание аспектам методической работы учителя при формировании умения писать сочинение, определены эффективные формы, методы и приемы работы при подготовке к допускному сочинению. Предлагается структура работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения и представлена схема работы над темой: «Человек-царь природы?»
Ключевые слова:допускное сочинение, методы и приемы, подготовка, языковые средства.
В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы учителя литературы. Из всех жанров школьного сочинения: повествование, описание, рассуждение – на мой взгляд, последний - самый сложный.
Во-первых, потому, что требует от пишущего не только возможности грамотно выражать свои мысли, но и наличия собственной позиции, умения ее обосновывать.
Во-вторых, потому, что предполагает знание фактического материала, используемого в качестве аргументов. Вопрос о том, как писать сочинение-рассуждение, – один из ключевых при подготовке к ЕГЭ.
В-третьих, готовность детей коренной национальности к допускному сочинению имеет свои проблемы: бедность в употреблении красочных средств для выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной речи, недостаточный уровень сформированности логического обоснования своих утверждений и выводов.
Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, стараюсь со своими учениками анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.
Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения начинаю с 5 класса с отработки структуры сочинения-рассуждения.
Структура сочинения – рассуждения, как и любого другого, состоит из вступления, основной части, заключения, но имеет свою специфику в содержательной части.
Во вступлении, содержащем тезис – положение, требующий доказательств, должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее.
Основная часть - аргументы: не менее 2-3 доказательств мыслей, изложенных в тезисе. Здесь для доказательства тезиса необходимо предложить выпускникам использовать вводные слова «во-первых», «во- вторых», «в-третьих».
Аргументы должны быть четко связаны друг с другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе. Аргументацию можно строить как на одном произведении, так и на нескольких.
При аргументации можно использовать «метод противоречия»,основанный на выявлении противоречий в аргументации собеседника (автора текста). В то же время учащиеся должны понимать, что их собственная аргументация не должна быть противоречивой. По своей природе этот метод является оборонительным. В ответ на аргументы автора можно предложить учащимся принять позицию автора, но скорректировав его формулировку или вывод. А использование метода «извлечение выводов» помогает учащимся увидеть в тексте точную аргументацию, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов подводит к желаемому итоговому выводу.
При обучении детей написанию сочинений-рассуждений использую различные приемы и методы, один из которых уже представлен выше.
Эффективным приемом работ по подготовке обучающихся к написанию допускного сочиненияявляется прием «Кластер». (Приложение №1).
Применение метода«Корзина»(цитат) способствует расширению кругозора обучающихся, обогащает их копилку аргументов. Учащиеся, работая в группах, подбирают из текстов произведений художественной литературы цитаты, которые впоследствии будут использовать при написании итогового сочинения.(Приложение№2).
В заключении, в котором окончательно подтверждается тезис, школьники подводят итоги рассуждениям и формулируют выводы. Начинать заключение можно следующими шаблонными предложениями: «Таким образом, мы приходим к выводу», «Итак, автор дает понять…»и т.д
Композиция сочинения должна быть кольцевой: вступление и заключение взаимосвязаны.Объем сочинения рассчитывается по формуле:Вступление + Заключение = 1/3 объема сочинения [1].
Необходимо, начиная с первой четверти 10 класса,повторять изученные литературные произведения по тематическим блокам, анализировать ключевые эпизоды, подбирать цитатный материал.
Следующий этап работы - консультации: помочь учащимся определиться с выбором темы. После определения выбора темы, необходимо проанализировать особенности работы по каждой теме. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию.
Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.
В ходе обучения написанию сочинения вместе с учащимся можно составить алгоритм работы над сочинением:
1. Определить тему сочинения.
2. Выделить ключевые слова, в которых заключен смысл текста.
3. Сформулировать тему в виде вопросов.
4. Ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями и записать их в черновике.
5. Попробовать доказать правоту своего рассуждения.
6. Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.
7. Выстроить логическую последовательность своего суждения.
8. Составить план сочинения.
9. Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.
10. Сделать выводы, записать их
11. Написать черновик.
12. Отредактировать работу.
13. Написать сочинение [2].
Подобные алгоритмы можно сформулировать совместно с детьми для работы над другими темами сочинений. Участие в составлении алгоритма поможет обучающимся лучше усвоить особенности различных жанров сочинений.
Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.
Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю вопросов - сочинение писалось напрасно. Именно рецензия, написанная учителем, является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов. Она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение школьника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. Задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства инедостатки, высказать рекомендации к совершенствованию [3].
Когда алгоритм написания сочинения усвоен обучающимися, к рецензии стараюсь привлечь обучающихся, наиболее подготовленных к написанию сочинения. Привлечение самих обучающихся к рецензированию определяет их новую социальную роль, что может послужить мотивацией для более активного обучения написанию сочинения.
Совместная работа учителя и ученика при подготовке к допускному сочинениюпосредством применения эффективных форм, методов и приемовобеспечитуспешное написаниедопускного сочинения каждым выпускником.
Список литературы:
1. http://thedifference.ru/kak-pisat-sochinenie-rassuzhdenie/.
2. А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич «Итоговое выпускное сочинение в 11 классе».
Е.Л. Ерохина «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы». М.,2012.
Приложение 2
|
Приложение 1
|