Духовно-нравственное воспитание – одна из основных задач современного образования. Система образования закладывает фундамент в нравственном развитии общества, так как образовательные учреждения – это обязательные ступени в развитии каждого ребёнка. Наверное, поэтому школа должна стать центром духовного развития и становления личности. За время обучения у ребёнка должно сформироваться позитивное отношение к жизни, к самому себе, к окружающим людям, к родному краю, к труду. Задача духовно-нравственного воспитания и состоит в том, чтобы высокие качества личности стали внутренней движущей силой.
Все гуманитарные предметы, изучаемые в школе, в той или иной степени направлены на духовно-нравственное воспитание, так как каждый предмет изучает не столько отдельного человека, сколько человечество в целом. Мало того, человечество рассматривается в его эволюции, то есть, по сути, в том истинном и высоком, чего достигло и добилось человечество. Конечно же, самым ценным является нравственный потенциал, который и делает из субъекта человека.
Культура народов Ямала – это один из предметов, который направлен на воспитание патриотического отношения к родному краю, формирует потребность к активному участию в жизни малой родины. Развитие твёрдых нравственных позиций у школьников невозможно без приобщения к традициям прошлого, к истокам, заложенных предками ценностей. Однако этот курс существует как отдельная дисциплина, изучающая обычаи и традиции отдельного народа. Факультативный курс «Вековая народная мудрость в русском и ненецком фольклоре» позволяет соотнести фольклорные традиции двух народов и понять, что существуют элементы, которые отражают как специфику общественной жизни одного народа, так и общечеловеческие представления о различных сторонах жизни.
Сегодня, когда в мире нарастает межнациональная рознь, как никогда актуальна этнопедагогика. В ученическом коллективе любой школы Ямала обучаются представители коренных национальностей (ненцы, ханты, коми, селькупы). Именно этот факт заставил начать поиск путей решения задач национального возрождения. Соответственно, цельюфакультатива является изучение народных традиций русского и ненецкого народов через изучение различных фольклорных произведений, а также развитие литературного творчества учащихся 5-6 классов во внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Следует отметить, что в фольклоре отразилась так называемая «народная религия», которая является отражением религиозных представлений как отдельных людей, так и некоторых народов.
Программа курса затрагивает ряд вопросов, связанных с представлением людей о мире через мифы, легенды, религиозные верования. Это не что иное, как желание человека создать некую систему ценностей, которая будет являться основой осмысления социального существования. Религия для всех народов выступала в роли элемента, объясняющего действия и поступки как одного человека, так и некой общественной группы. Также религия рассматривалась как основа порядка, задача которого не изменить, а сохранить в целостности систему жизнеустройства. Рассматривая достаточно сложные понятия, мы приходим к выводу, что основой легенд, мифов, преданий и религиозных представлений является некий символ, который требует глубокого понимания.
Так, например, на одном из занятий мы рассматриваем образ дерева. Учащиеся с легкостью говорят о том, что дерево является одним из символов духовной культуры. Всем известно, что оно есть отражение человеческой жизни. Корни – наше прошлое, наша память о предках; ствол – дорога жизни; ветви – стремление к вершине, к Богу. В мифах различных народов мы можем найти различные образы деревьев: добра и зла; жизни, познаний. Например, согласноненецкомумифу, некогдарослаберёза (мировоедрево) ссемьюветвямиисемьюкорнями, ккоторойлюдиходилипоклонитьсяипринестижертвы, ноеёкорниначалигнить, и, когдасгнилпоследний, деревоупало. Изегостволахлынулакровь (вкоторойвоплотилсясвященныйогонь), азатем - потокводы, поглотившийвсереки. Такначалсявеликийпотоп. Людиотнегоспаслисьнаплоту, накоторыйонивзялипоодномупредставителюкаждоговидаживотных, авеликиешаманы - навершинесвященнойгоры (семикратнопрокричав, онинепозволиливодеприблизитьсякним). Прекратилпотопмогущественныйшаман, направившийводувреки.
В славянской мифологии также известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево, по поверьям, представлялось как путь, соединяющий со всеми тремя мирами, подземным, земным и верхним-небесным.Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней.Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени.Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов».Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней.
Учащиеся с удовольствием изучают представления людей о мире, выполняют творческие задания, которые отражают их видение некоторых явлений. Например, школьникам даётся задание создать образы различных деревьев, описать, какие плоды будут расти на этих деревьях, что особенного в этих плодах, какая связь может существовать между деревьями, если они будут расти в одном лесу.
На рисунке 1 мы видим, что ребёнок создал 4 дерева: дерево мысли, дерево песен, дерево вечности, дерево счастья. Каждое имеет свои плоды и особенности. Согласитесь, уже по этому рисунку мы можем определить, какими качествами наделён этот ребёнок. На рисунке 2 мы видим ряд других деревьев. Дерево гнева, дерево фантазии, дерево прошлого и будущего, дерево свободы. Наделяя дерево гнева некоторыми особенностями, ребёнок переносит, по сути, свой опыт. Задача учителя в подобных ситуациях рассмотреть некоторый негативный опыт и спланировать некоторые коррекционные мероприятия.
Таким образом осуществляется связь между явлениями прошлого и нравственными качествами современного младшего школьника.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рассматривая другие темы (Приложение), мы также можем заметить, что в фольклоре и русского и ненецкого народов соединилось несколько пластов: и заимствованного, старого и нового, что привело к развитию глубокой национальной культуры, соединяющей в себе общечеловеческие вопросы.