(Любовь Михайловна Могильчак – изыскатель региональной инновационной площадки
СОШ № 1 п. Пуровск Пуровского района)
Из опыта работы РИП «Создание
интегративного образовательного
пространства средствами современной
технологии саморазвития личности»
(2019 год)
Состав группы определяется опытом и профессиональным уровнем коллектива, особенностями разработки, применяемыми технологиями. В команде должны быть представлены люди, способные выполнять различные функции: генератор идей, изыскатель, реализатор и т.д. «Только в этом случае коллектив будет жизнеспособен», - считает Александр Остапенко, организационный психолог Центра психологического консультирования «Фактор».
По этой причине именно ролевой подход к формированию команды оказывается наиболее практичным. «Четкое распределение ролей и однозначное определение функций и задач каждой роли - неотъемлемая характеристика высокоэффективной команды, обязательное условие ее успешности».
Для продвижения любого инновационного проекта (идеи) необходима команда единомышленников, действующих сообща. Эффективная команда – команда, работающая слаженно, продвигающая образовательное учреждение вперед. Важной задачей является способность к общению.
В школе независимо от характера проектов сформировался следующий список критериев отбора кандидатов:
-способность посвятить себя проекту;
-способность делегировать полномочия и разделять ответственность;
-компетентность в данной предметной области;
-ориентированность на выполнение задачи;
-способность переходить от одного вида работы к другому в зависимости от графика работ и необходимости;
-готовность признавать ошибки и принимать замечания;
-способность к пониманию планов, готовность работать в условиях жёсткого графика;
- готовность к сверхурочной работе;
-способность доверять, помогать другим и принимать помощь;
-умение быть игроком в команде, т.е. способность работать в коллективе;
- предприимчивость, но при этом восприятие советов и предложений.
Для эффективной работы над проектом требуется, чтобы члены команды проекта обладали совокупностью следующих навыков: технических и/или функциональных, т.е. профессиональных навыков; навыков по решению проблем и принятию решений; навыков межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т.д.).
Нужно учитывать, что управление любым проектом содержит решение трех основных задач:
1. Подбор и управление командой.
2. Выбор процесса.
3.Выбор инструментальных средств.
Хотя все три задачи одинаково важны для успеха, ведущую роль играет правильный подбор и руководство командой. Но успешное завершение проекта во многом зависит от того, насколько состав его участников сможет быть преобразован в группу единомышленников, насколько она будет активной, инициативной и управляемой.
Остановимся на модели ролевой команды нашей школы.
Модель ролевой команды
Изыскатель |
Могильчак Л.М. |
Собирает базу данных в тематические папки |
Генератор идей |
Гайнанова Э.Х. |
Выдвигает новые идеи, новые решения задачи |
Реализатор |
Сорокина О.А. |
Проводит анкетирование, делает общий свод. Выявляет особенности аналогичных продуктов |
Мыслитель |
Стрыжак Л.М. |
Сравнивает новизну разработанного и аналогичных продуктов |
Аналитик |
Фесенко Е.В. |
Делает общий анализ, составляет статью для пояснительной записки о выгодных сторонах инновационного продукта |
Для работы над проектом «Создание интегративного образовательного пространства средствами современной технологии саморазвития личности» в школе было проведено тестирование по М. Белбину и сформирована ролевая команда. Ниже перечислены требования, которые предъявляются по каждой роли.
Генератор идей - изобретателен, обладает богатым воображением; умеет решать нестандартные проблемы. Отличительные черты характера: индивидуалист, серьезно мыслящий, открыт к восприятию новых идей. Главную роль в побуждении к творческой активности играют как его внутренние, так и внешние мотивы. При этом сознательное действие личности всегда направлено на определенную цель, которую нужно достичь. Мотив и цель тесно связаны между собой. Мотив выступает как причина постановки тех или иных целей.
Изыскатель обнаруживает новое во внешней среде и сообщает команде об идеях, разработках и ресурсах за пределами группы. Налаживает полезные внешние контакты и проводит переговоры. Проявляет стойкость в сложной обстановке.
Реализатор последовательно и стабильно работает во благо команды и ставит её интересы выше своих собственных. Такой человек является исполнителем чужих идей, поэтому без него невозможна деятельность.
Аналитик – обладает высоким уровнем интеллекта, сопоставимым с «генератором идей». Это позволяет ему взвесить все существующие альтернативы и в нужный момент помочь команде вынести оптимальное и беспристрастное решение.
Мыслитель – его основное назначение в команде - привнесение новых и оригинальных идей. Как правило, мыслители действуют в одиночку, сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Им свойственен самоуглубленный, аналитический подход к решению проблем.
Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам.
При работе в команде люди объединяют свои компетенции, умения, что позволяет справиться с задачей, выполнить которую не под силу отдельному человеку.
Надеемся, что наша команда в таком составе и дальше будет эффективно идти к цели.