Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Как воспитывали русского дворя...

Как воспитывали русского дворянина


Михалёва Т.А.
МОУ «СОШ №17»
г. Новый Уренгой

 

 «Гордиться славой своих предков 

не только можно,  но и должно; 

не уважать оной есть постыдное малодушие»

А.С. Пушкин

 

Дворянство как отдельное сословие возникло в XV веке в правление князя Ивана III. Государство нуждалось в  сильном дисциплинированном войске и с этой целью выделялись земельные участки на условиях несения военной службы. Окончательно дворянство как сословие сформировалось в начале XVIII века при Петре I. Основной обязанностью дворянина была военная или гражданская служба в пользу государства.  Численность данного социального слоя была относительно невелика: к 1917 году в Российской империи было около 1 300 000 человек потомственных дворян, что составляло менее 1 % населения.

Несмотря на небольшую численность данное сословие, ввиду своего привилегированного положения, задавало тон всему российскому обществу. Владея землями, дворяне постоянно находились в тесном контакте с  крестьянами, они нередко создавали школы, открывали больницы, заботились о повышении агротехники. Купечество старалось подражать дворянам: обустраивали быт наподобие дворянских усадеб, отдавали  детей в средние и высшие учебные заведения, покровительствовали искусству.Таким образом, дворянство являлось эталоном для других слоев российского общества.

Многие представители дворянства обладали особыми качествами: благородство, честность, строгое следование этическим нормам, тонкость чувств. 

Разумеется, такие качества формируются путем особого воспитания. Следовательно, система воспитания в дворянской среде отличалась уникальными особенностями, которые стоит рассмотреть и возможно применить на практике в условиях современности. Преемственность необходима, так как и  сегодня перед системой образования стоят те же самые задачи, что и сто-двести лет назад: воспитание гражданина, с активной жизненной позицией, готового трудиться на благо Отечества, обладающего высоким уровнем интеллекта, и непременно высоконравственного.

Яркое представление о воспитании русского дворянина даёт работа Ольги Муравьевой «Каквоспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России – современным родителям»

Исследование базируется на анализе литературных произведений, писем, дневников, мемуаров.Использованы примеры из жизни английского и французского высшего общества, поскольку русское дворянство петровской и после петровской эпохи сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета. По мнению автора именно эти источники дают представление о принципах и методах воспитания, они находят свое отражение в повседневной жизни, поступках, непосредственном общении.

Автор отмечает, что «дворянское воспитание» – это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путем привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают.

В своём произведении автор выбирает черты личности наиболее характерные и исторически значимые, которые формировались путем воспитания и проявлялись в повседневной жизни. Рассмотрим эти черты.

В России XVIII – первой половины XIX вв. дворянство являлось сословием привилегированным и служивым одновременно, и это рождало в душе дворянина своеобразное сочетание чувства избранности и чувства ответственности. Отношение к военной и государственной службе связывалось в понимании дворянина со служением обществу, России. 

Главное правило «служить верно» входило в кодекс дворянской чести и, таким образом, имело статус этической ценности, нравственного закона. Этот закон признавался на протяжении многих десятилетий людьми, принадлежавшими к разным кругам дворянского общества.

На мой взгляд, основной причиной успеха дворянского воспитания является установка на особую миссию данного сословия – служение Отечеству. Чтобы выполнить такую миссию, необходимы и физическая выносливость, и определенный уровень образования, и честь, и благородство.

Не случайно после октября 1917 года многие офицеры бывшей царской армии переходили на службу в армию красных, и не потому, что проникались идеями большевизма,  а потому что «есть такая профессии – Родину защищать». Среди таких офицеров имена Тухачевского, Бонч-Бруевича, Гамарника и других представителей дворянства.

Именно сочетание чувства избранности и чувства ответственности заставляет человека постоянно контролировать свое поведение, не дает возможности молодому человеку совершить дурные поступки

Одним из принципов дворянской идеологии было убеждение, что высокое положение дворянина в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств.

Основное качество нравственного человека –добродетель, означающая сознательное и твердое следование добру. Несомненно, что ведущая роль в формировании нравственности принадлежит православной религии. 

Дворянские усадьбы находились в сельской местности, в естественной близости от  храма. У наиболее зажиточных дворян храм мог располагаться на территории усадьбы, либо в доме помещика находились молельные комнаты, где и совершалось богослужение.

Православие входило в жизнь человека с момента его появления на свет:день и час рождения ребенка в дворянской семье по традиции записывали на полях Библии или в календаре. По русскому обычаю, отмечали датировку событий не числами и месяцами, а церковными праздниками. Примеры мы встречаем в литературе, в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

В четыре-пять лет ребенка знакомили с системой христианско-этических норм и традиций, определяющих стиль поведения дворянина, которые входили в сознание детей при помощи целого комплекса разных, внешне порой никак между собой не связанных, требований и педагогических приемов. М.А. Дмитриев вспоминал, как, затворивши двери в комнату мать «молилась, читая по книжке утренние молитвы. Меня ставила она тоже молиться, возле себя. По большей части она молилась со слезами, и я, несмотря на то, что мне казалось довольно долго, не скучал этим, вникая в слова молитв, и с благоговением разделял с нею её возношение души к Богу».

Утренняя и вечерняя молитва в дворянских семьях была обязательным для детей началом и концом дня. По воскресеньям и праздникам они вместе с родителями посещали церковь. Постоянное следование определённому ритуалу, чтение молитв, соблюдение поста – эти простые действия позволяли ребенку закрепить в сознании элементы добродетели, а затем следовать им во взрослой жизни. 

Большинство русских дворян видели в сердечной приверженности своих детей православной вере важнейшую основу и становления личности, и сохранения внутреннего государственного порядка. Ведь христианские истины обращали человека к его внутреннему духовному миру и путем множества религиозных установок вызывали потребность к самосовершенствованию и высоким нравственным качествам. А каждый родитель хотел видеть своего ребенка, прежде всего, хорошим, достойным, нравственным человеком.

Сегодня многие родители обращаются к православной традиции – это самый простой и проверенный путь  воспитания добродетели. Но следует помнить, что и родители должны показывать своими поступками пример добродетельного поведения, иначе воспитательные усилия не дадут должного результата.

Решающая установка в воспитании дворянского ребенка состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему следовало не для того, чтобы чего бы то ни было (славы, богатства, чина), а потому что он дворянин, что ему много дано, потому что он должен быть именно таким.

Любая деятельность предполагает наличие цели, и воспитание не является исключением. Идеал  выполняет функцию ориентира, позволяет оценивать успешность или ошибочность действий на пути достижения цели. 

Интересным источником, определяющим роль идеала в воспитании молодого дворянина, является «План воспитания молодого кавалера», составленный в 1764 году для молодого графа Шереметьева.

План предусматривал изучение разнообразных научных дисциплин, обучение музыке, танцам, верховой езде. Интересно, что также предполагалось формирование хорошего вкусадля суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства.

«План воспитания кавалера» состоял из трех частей: 1) общий план воспитания и увеселения молодого кавалера от 12 до 14 лет; 2) план повседневных занятий; 3) заключительное примечание. В первой части определяется главная задача «кавалера» – соответствовать званию благородного образованного человека. Для этого он должен быть а) христианином; б) человеком просвещенного ума; в) гражданином мира и своей Родины.

Таким образом, на первом месте снова добродетель, затем науки и активная гражданская позиция. Эти вопросы остались актуальными и в XXIвеке. Отличие лишь в том, что сегодня данные идеалы воспитания мы применяем не к отдельным потомкам знатных дворянских фамилий, а ко всем обучающимся.  

Особое значение в жизни дворянина придавалось храбрости и выносливости, которые были почти невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Не удивительно, что эти качества высоко ценились и старательно прививались детям.

Сегодня вопрос о физическом воспитании стоит достаточно остро, учитывая необходимость формирования ориентации на здоровый образ жизни. Занятия спортом не только повышают сопротивляемость заболеваниям, но и учат самоконтролю, умению распределять свое время, упорству в достижении цели и другим личностным качествам.

Какими же методами достигали поставленной цели?

Обучение дворянских детей осуществлялась на первых порах дома, но жизнь ребенка совсем не была праздной: ранний подъем (нередко в 6 утра), обливание холодной водой, молитва, уроки, разнообразные занятия, прогулки в любую погоду, следование строгому распорядку. При этом никаких излишеств в еде и одежде, даже царские дети спали на жестких матрасах, носили скромную одежду и на завтрак ели кашу на воде.

В то время любви к детям не пересаливали. Они держались в духе подобострастия, чуть ли не крепостного права, и чувствовали, что они созданы для родителей, а не родители для них. 

Подлинно хорошее воспитание основывалось на ряде этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения.

В случае несоответствия поведения общепринятым нормам применялись наказания. Чаще всего наказывали за нерадение в учебе, плохое поведение, нарушение нравственных норм. Провинившихся лишали сладкого, заставляли стоять у стола в продолжение обеда, за серьезные провинности ставили в угол или закрывали в темной комнате на определенное время, нередко били деревянными лопатками или линейками по рукам, секли розгами. Наказания могли применить гувернантки или гувернеры, а также родители. 

Яркий пример наказания приводит Гарин-Михайловский в произведении «Детство Тёмы»: мальчик нечаянно сломал цветок, он остро переживает, раскаивается в своём поступке, но отец считает, что система воспитания сына никуда не годится: «Дрянь,  тряпка, негодяй выйдет по этой  системе.  Факты  налицо,  грустные факты -  воровать начал.  Чего  ещедожидаться?!  Публичного позора?!  Так  прежде  он  сам  его  своими  рукамизадушит». Но применение физической силы только озлобляет ребёнка: «Противный, гадкий, я тебя не люблю! кричит он с бессильной злобой». Таким образом, насилие не всегда ведет к исправлению.

В рассказе Михаила Зощенко «Ёлка» Минька и Лёля за жадность и грубость были наказаны тем, что их лишили праздника и подарков. При этом автор делает вывод о том, что такая форма наказания была лучшим уроком «И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку. И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня».

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве одного из основополагающих элементов патриархального иерархического общества. Согласно русской самодержавной мифологии царь являлся «отцом» своих подданных, что устанавливало аналогию между отношениями в семье и в государстве в целом. В почитающей традиции дворянской семье авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению.

В нашем обществе долгое время приоритет в воспитании детей принадлежал женщине, возможно, это одна из ошибок, которая допущена отечественной педагогикой. 

О роли отца, мужчины в воспитании размышляют современники. Интересна точка зрения писателя Захара Прилепина: «Улыбчивый и спокойный отец – самая большая опора и надежда для ребенка: получив улыбчивое и спокойное детство рядом с таким отцом, ребенок на этом топливе проедет еще десяток-другой лет, если не всю жизнь.

Недополучив этого, будет сам ломаться, тормозить, съезжать в кюветы и там подолгу стоять, ржавея.

Думать: отчего так?

А из-за того, что отец был поломан, и по этому образцу ты невольно построил себя.

Если ты недоволен своим местом на земле, отец, – сделай так, чтоб твой ребенок этого не знал.

Постарайся хотя бы. К чему детям твои душевные метания, страсти, вся твоя бытийная суета.

Отец должен быть как восход солнца: неотменимый, постоянный, убедительный, горячий».

Таким образом, роль отца в качестве опоры для ребенка является основополагающей. При этом родитель обязательно должен вести себя так, чтобы дети не усомнились в его мужественности и добродетели, лучшее воспитание – это ежедневный пример достойного поведения родителей. 

Успех в деле воспитания зависит, в том числе и от умения использовать опыт, накопленный предыдущими поколениями. К сожалению, в советский период представители дворянского сословия не занимали высокого места в социальной структуре, и поэтому опыт воспитания дворянских детей не был востребован и не изучался в должной мере. 

Но, как показывает анализ, принципы и методы воспитания давали прекрасные результаты: настоящий дворянин обладал широкими знаниями, был физически силен, умел  преодолевать жизненные трудности, проявлял любовь и уважение к окружающим, и был настоящим гражданином и патриотом. 

Основными качествами, которые воспитывали среди молодёжи дворянского сословия, были чувство ответственности, которое отождествлялось для молодого человека со служением обществу, России, добродетельное поведение, как основа всей жизни, стремление к идеалу, физическая выносливость. 

Сам процесс воспитания, с одной стороны, протекал целенаправленно: составление планов воспитания, приглашение учителей (нередко иностранцев). С другой стороны, важную роль играл пример членов семьи, особенно отца, который являлся авторитетом для домочадцев. 

Успех заключался в том, что поставленные цели сочетались с требовательностью и строгостью к воспитанникам.  Важную роль играло православие, именно вера закладывала нравственные основы личности, которые служили опорой дальнейшего развития молодёжи. 

Дворянство являлось идеалом для других слоев общества и особые качества личности должны были проникать  в общественную среду. Дворянская культура во всем ее объеме (от произведений искусства до хороших манер) могла стать достоянием всех сословий в России в XX веке.

События 1917 года изменили ход истории, и естественная эволюция была прервана. Поэтому сегодня стоит обратиться к опыту предшествующих столетий, чтобы использовать его в сфере образования и воспитания подрастающего поколения.

Литература

  1. 1.    Анатолий Исупов. Как воспитывали дворянина. //www.orthedu.ru/vospitanie/print:page,1,15079-kak-vospityvali-russkogo-dvoryanina.html
  2. 2.    Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. - М., 1998. 
  3. 3.    Захар Прилепин: Несколько неважных слов в течение дня. //www.marieclaire.ru/psychology/zahar-prilepin-neskolko-nevajnyih-slov-v-techenie-dnya/
  4. 4.    Михаил Зощенко. Ёлка. //vseskazki.su/rasskazi-zoschenko/jolka-1.html
  5. 5.    Муравьева Ольга «Как воспитывали русского дворянина. Опыт знаменитых семей России – современным родителям». LINKA-PRESS Москва. 1995.
  6. 6.    Пастернак Борис. «Доктор Живаго». М.: «Детская литература, 2009.
  7. 7.    Сапрунова И. Н. П. Шереметев. Детские годы 1751–1769 // Граф Н.П. Шереметев. Личность. Деятельность. Судьба. / Сост. и ред. Г.В. Вдовин. М., 2001.
  8.  

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт