Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Какой должна быть национальная...

Какой должна быть национальная идея современной России


Крылова Е. М.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6»
г. Губкинский

Крылова Е. М.

 учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Губкинский

 

Какой должна быть национальная идея современной России

После распада СССР и перехода страны к рынку  мы стали совершенно другими. Россию можно сравнить с большим  кораблём, который потерял управление и плывёт по волнам неизвестно куда. А пассажиры корабля наивно думают и надеются, что кто-то возьмёт в свои руки штурвал, и поведет корабль в нужном направлении и решит все их проблемы. К сожалению, свободу многие стали принимать  за вседозволенность, порядочность и нравственность заменились распущенностью. 

  Ушли в прошлое советские идеалы, но, к сожалению, в России не была принята обществом другая идеология. Отсутствие объединяющей идеи вызывает у людей хаос мыслей,  непонимание друг друга, конфликты и прочие негативные процессы. Это сейчас, кстати, и происходит в России вследствие отсутствия общей национальной идеи. Возникает вопрос: какой цивилизационный выбор сделает Россия? Ответ, в принципе, очевиден: должна быть новая национальная идея, которую будет принимать умом и сердцем каждый россиянин.

В актуальности  и необходимости национальной идеи убеждает наша история. Никакие экономические и социальные реформы не приводят к длительному успеху, желаемому результату и прогрессу, к созданию прочного и благополучного в социальном отношении государства, если они не опираются на прочную основу -  национальную идею. Без такого фундамента в стране немыслим стабильный и устойчивый порядок.

           Нравственной опорой человека в критических и кризисных ситуациях всегда была вера в Бога. Но вследствие настойчивой 75-летней атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие в нашей стране не только потеряли веру в Бога, но и не знакомы даже с основами религии.

     «Когда мы заявляем, что Православие является основой Русской Национальной Идеи, то часто сталкиваемся с возражениями следующего рода: современный русский народ в конфессиональном, мировоззренческом смысле - неоднороден. Помимо православных, среди русских имеется много представителей других концессий, велико число атеистов. Каким образом можно их всех объединить на основе православной идеи, если они ее отвергают и противопоставляют ей свои собственные религиозные или атеистические идеи, будучи убежденными в их правильности?» [5]

«Князь Владимир Красное Солнышко выбрал в X веке  веру для славян».  Было ли принятие русским народом православного христианства через Византию (а не католичества через запад, не ислама, не иудаизма) случайным событием, прихотью князя Владимира, или оно было тем, что христиане называют провидением, Божьей волей? [3]

В соответствии с атеистической точкой зрения, это событие может быть случайным и не случайным. Если атеист считает его все же не случайным, то объясняет такими факторами, как более тесные связи между Киевской Русью и Византией, чем связи Руси с западом, географическое положение древнерусского государства, политические соображения князя Владимира и т. п. Для православного же, верующего человека нет никаких сомнений в том, что крещение Руси именно в православную веру является Божьей волей и промыслом. [6]

«Историческое предназначение Владимира состояло в том, чтобы окончательно объединить, хотя бы в самой примитивной форме, все восточнославянские земли, объединить под своей властью, под властью Киева весь «словенеский язык на Руси», укрепить границы своего государства, создать формы управления, соответствующие этому объединению и складывающимся формам общественных отношений, произвести религиозную реформу, которая бы отразила изменения в идеологии, обусловленные возникающими и развивающимися феодальными формами господства и подчинения, и, наконец, укрепить международное положение империи Рюриковичей, включив её в семью христианских, цивилизованных государств Европы».[4]

        Принятие христианства повлекло за собой ряд существенных изменений во всех сферах жизни государства. Насаждались идеи о божественном происхождении княжеской власти и покорности народа этой власти. Стало развиваться искусство, книгописание, сформировывалась национальная русская культура. Изменилось положение Руси на международной  арене. Сейчас в обществе идут дискуссии о том, может ли в России церковь занять ту нишу, которую в советское время занимала КПСС?

Я провела исследование на тему: Состояние религиозности в России.

Как показали мои наблюдения, социологический опрос, беседы в которых приняли участие 75 человек, религиозная ситуация среди молодёжи (возраст 15-25 лет) г.Губкинский такова:

·      44 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога;

·      8 % молодых респондентов не верят  ни в какие сверхъестественные силы;

·      46% молодых респондентов заявили, ничего против веры не имеют, хотя в церковь они не посещают;

·      2%молодых респондентов отказались отвечать.

Я пришла к выводу, что большинство молодых людей просто следуют «моде», показной религиозности, но верующими назвать их нельзя. Отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими,  притом,  что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те, кто себя считают неверующими, несмотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

«Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай»,  «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».[1]

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое, просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.[6]

Получается, что,  религия стала прагматичной,  хотя на мой личный взгляд, она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

Как показывают исследования, религиозность выросла. Я проанализировала ситуацию, почему это могло произойти. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители,  которые ходят в церковь, соблюдают церковные обряды. Многие слышали от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. 

Таким образом, мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве одной из составляющих концепции национальной идеи современной России.[5]

Но проблема ещё заключается и в том, что при значительном росте количества людей, объявляющими себя верующими, при расширении сети воскресных школ, глубина и сила православного образа жизни, православных убеждений, недостаточна. Ответственность перед обществом за нынешнее поколение заставляет нас искать пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию.

В качестве эксперимента в школах стали вводить курс Основы религиозных культур и светской этики.   Однако, у многих в обществе возникает вопрос, зачем нужен этот  предмет? Польза его очевидна  на первый взгляд, но ведь до этого времени без него обходились в школах. С задачами предмета успешно справлялись и история, и обществознание, и МХК, литература. Однако здесь тоже есть ответ. Сейчас наше общество постепенно приходит к новому уровню религиозного мировоззрения. Мы живём в светском государстве, где провозглашается свобода вероисповедания, в государстве многоконфессиональном, в котором представлены все мировые религии.

Я преподаю предмет ОРКСЭ  третий год.  На уроках дети сами делают для себя выводы о том, что же объединяет мировые религиозные культуры? В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

Процесс формирования нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которую я провожу, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дети любят, когда для обсуждения предлагаются проблемные вопросы. Рассуждая и аргументируя, они формируют и для себя  нравственные понятия и правила,  особенно, если обсуждается близкое, тревожащее душу явление.

Мои ученики с радостью приходят на уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не бояться ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответы. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Очень часто дети рассказывают о ситуациях, происходящих у них в семье. Ребёнок должен чувствовать, что его опыт важен и интересен. Многие проблемы, которые мы затрагиваем на уроках, дети затем обсуждают в своей семье. И это замечательно. Ведь именно так вырабатывается общее мнение по духовно-нравственным проблемам, и ребёнок старается следовать этим правилам.

Я полагаю, что концепция современной российской национальной  идеи должна опираться на общечеловеческие ценности: честность, верность, трудолюбие, патриотизм, духовное единство.

Национальная идея неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает как один из сильнейших факторов духовного сплочения нации.

В России сегодня проживает множество  народов и народностей, которых насчитывается больше сотни. Все они имеют свою национальную культуру, язык, обычаи, традиции.  Единая официальная национальная идея, по - моему мнению, станет дополнительным фактором объединения представителей всех малых народов и народностей в единую нацию – россияне, послужит гарантом того, что Россия в будущем не превратится во множество самостоятельных и независимых мини - государств, сохранит свой суверенитет и территориальную целостность.

Мне кажется, что именно предмет Основы религиозных культур и светской этики, поможет нам вместе прийти к духовному единству и выработать новую концепцию национальной идеи. 

 

Список литературы:

 1. Брезкун С.Н. «Национальная элита и судьба нации».// Курьер. №4,2006, стр.10-11

      2.Дугин А.Г. «Россия может быть великой или никакой».//АиФ №28., 2012 стр.4

      3.Карамзин Н.М. «История Государства Российского». М.,2012. Стр.35-37.

4.Мавродин В.В. «Образование древнерусского государства». Ленинград, 1945 стр.45

      5.Медведев В.С. «Национальная идея или чего ожидал бог от России». М., Издательство Фонд движения «Единство нации». 2009,  стр.115-116.

     6. Чудинова Е. С. «Возвращение к православию».//АиФ №25., 2011, стр.4.

Интернет-ресурсы.

www.dks. ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.

www.newdreen.ru

www.milodiya.ru

 

  • tashurkina 08 ноября 2014 г.
    Тема доклада очень актуальна. Я согласна с автором в том, национальная идея должна опираться  на общечеловеческие ценности. Национальная идея для России станет дополнительным фактором объединения представителей всех малых народов и народностей в единую нацию – россияне, послужит гарантом того, что Россия в будущем не превратится во множество самостоятельных и независимых мини - государств, сохранит свой суверенитет и территориальную целостность.
    Тема доклада очень актуальна. Я согласна с автором в том, национальная идея должна опираться  на общечеловеческие ценности. Национальная идея для России станет дополнительным фактором объединения представителей всех малых народов и народностей в единую нацию – россияне, послужит гарантом того, что Россия в будущем не превратится во множество самостоятельных и независимых мини - государств, сохранит свой суверенитет и территориальную целостность.
  • puchkool 14 ноября 2014 г.
    Мы опять, как "кролик в пасть к  удаву," стремимся обременить себя и принять какую-то идеологию, вновь наступить на те же грабли. Наши предки жили столетиями без какой-либо национальной идеи, была живая вера. Большинство государств живёт без идеологий и национальных идей, базируясь на самом ключевом  принципе  порядка  -  соблюдение законов и уважение правам и свободам  каждого человека.  По сути живут, исполняя заповедь Иисуса Христа - " как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте сними".  К этому надо призывать, пропагандировать любовь и уважение к ближнему, а не устанавливать идеологии и национальные идеи. Основная идея понятная каждому - человек хочет жить хорошо, в достатке, безопасности и благополучии, чтобы господствовал закон и порядок, а  "национальные идеи" - очередная попытка реанимировать наше коммунистическое прошлое.
    Мы опять, как "кролик в пасть к  удаву," стремимся обременить себя и принять какую-то идеологию, вновь наступить на те же грабли. Наши предки жили столетиями без какой-либо национальной идеи, была живая вера. Большинство государств живёт без идеологий и национальных идей, базируясь на самом ключевом  принципе  порядка  -  соблюдение законов и уважение правам и свободам  каждого человека.  По сути живут, исполняя заповедь Иисуса Христа - " как хотите чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте сними".  К этому надо призывать, пропагандировать любовь и уважение к ближнему, а не устанавливать идеологии и национальные идеи. Основная идея понятная каждому - человек хочет жить хорошо, в достатке, безопасности и благополучии, чтобы господствовал закон и порядок, а  "национальные идеи" - очередная попытка реанимировать наше коммунистическое прошлое.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт