Мартыненко Л. Х., директор муниципального
образовательного учреждения дополнительного
образования детей "Центр развития творчества
детей и юношества «Созвездие», г. Надым,
Ямало-Ненецкий автономный округ
На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Его основное предназначение – сохранение и развитие изменяющихся социокультурных и образовательных потребностей детей.
На современном этапе остро стоит проблема кадров в системе дополнительного образования, и именно межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция кадровых ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.
В нашем Центре дополнительного образования детей «Созвездие» с 2008 года реализуется проект «Районная интенсивная каникулярная школа для талантливых детей из числа коренных малочисленных народов Севера».
Актуальность разработки и реализации проекта связана с социально-культурными, природно-климатическими и территориальными особенностями Надымского района, сосредоточением жителей из числа коренных малочисленных народов Севера в национальных селах и необходимостью сохранения этнокультурных традиций в условиях поликультурной среды.
Проживая в национальных сёлах, дети глубоко не знают национальной истории и культуры, а получив образование в школах-интернатах, зачастую не возвращаются к коренному образу жизни. Это тенденция обостряет противоречие между необходимостью сохранения самобытности в процессе мировой глобализации и отчуждением от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры, нарастает угроза исконной среде их обитания.
Работа интенсивной каникулярной школы носит комплексный характер и реализуется в трёх направлениях: образовательное, лечебно-профилактическое и культурно-досуговое.
Для имеющего кадрового потенциала Центра реализовать все поставленные задачи не предоставляется возможным без привлечения специалистов из других ведомств и об успешной реализации проекта не могло быть речи и это стало его особенностью.
Межсферный характер реализации, заключающейся в интеграции различных видов деятельности и кадрового потенциала, отражены и в Законе «Об образовании в Российской Федерации», и в Концепции развития дополнительного образования детей.
Кооперация и интеграция кадровых ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности, определяет эффективность реализации проекта. К этой работе привлекаются специалисты, представители различных областей и видов деятельности, связанных с образованием, производством, культурой, физкультурой и спортом, системой социальной защиты и др.
Проводимые мероприятия направлены на формирование социальных компетенций, целостного мировоззрения, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, спорту. Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.
Решив кадровый вопрос при реализации проекта с использованием внешних кадровых ресурсов, мы достигли следующих результатов:
- увеличение количества социальных партнёров межведомственного взаимодействия на 40 %;
- рост качества участия в районной ученической конференции «День Науки» с 48 % до 58 %;
- расширение спектра участия в научно-исследовательской деятельности от районного уровня (НПК «Старт в науку», «Здоровье – категория социальная») до окружного тура Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского;
- продолжили образование в вузе по выбранному профилю трудовой деятельности 53 % выпускников каникулярной школы, в средних специальных учебных заведениях – 44 %;
- 7 выпускников каникулярной школы трудятся в Надымском районе, из них 3 – в сёлах.
Проблемой для нас и дополнительного образования в целом является тот фактор, что учителей-предметников мы можем привлечь только по совместительству, а узких специалистов из других сфер, заинтересованных в работе мы не можем ввести в штатное расписание, так как они не имеют педагогического образования.
Также остро стоит вопрос о повышении квалификации для специалистов в плане профессиональной направленности. Необходимы курсы повышения квалификации не только для педагогических кадров в целом, а больше востребованы курсы практической направленности: художников, педагогов декоративно-прикладного искусства и т. д.
Положительное решение вопроса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров педагогов дополнительного образования позволит реализовывать различные социальные проекты и вывести систему дополнительного образования на качественно новый уровень.