Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 15. Кантата «Александр Невский...

15. Кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева


Степанова Наталья Анатольевна

МБУ ДО ДШИ им. С. В. Рахманинова г. Новый Уренгой

 

Историческое прошлое русского народа наполнено национальными героями. Имена их с особым уважением и почтением остаются в памяти потомков. Одним из ярчайших примеров самоотверженности в защиту родины является новгородский князь - Александр Ярославович (XIII век), который совершил много военных подвигов. В 1240 году одержав победу над шведами на Неве – реке народ прозвал князя Невский. Величайший полководец, которого можно охарактеризовать с разных сторон. Во время его правления Русь защитила свою независимость от католического Запада, где князь действовал очень жестко.  В   отношениях с Востоком он проявил себя настоящим дипломатом, благодаря чему удалось сохранить Русскую землю в условиях татаро - монгольского нашествия. Все события, связанные с именем князя отражены в произведениях разных искусств. Мы более подробно рассмотрим сочинение композитора - Сергея Прокофьева кантату «Александр Невский».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953 гг.) – советский  композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье агронома, управляющего имением. Родители создали особую атмосферу тепла одарённому мальчику для духовного созревания. Детство проведённое в деревенской усадьбе среди великолепия пейзажей природы , крестьянских традиций заложили основу гармонического мировосприятия композитора. Все образы нашли  отражение в будущих  произведениях. Также важной составляющей творчества Прокофьева является обращение к исторической теме. Ему свойственно удивительно верное ощущение исторической эпохи. Кантата написана в 1939 году на тексты Владимира Луговского получилась поистине монументальным произведением. Возникла она из музыки к одноименному фильму кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (1938г.), где Сергей Прокофьев выступил композитором. 

В год создания кантаты часть Европы уже была заражена вирусом фашизма. Суровый эпос XIII века и тема любви к Родине представленные в музыке и кино незадолго до Великой Отечественной войны, помогли приподнять патриотическое настроение советского народа.

Определение кантата произошло от итальянского cantata, от латинского саntare - петь - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Как правило, состоит из нескольких законченных номеров. В основу произведения входят достаточно объемные поэтические или прозаические литературные тексты [2].

Композиционно кантата выстроена как стройно развертывающийся 7-частный цикл музыкальных картин — монументальных симфонических фресок, выдержанных в масштабах гораздо более значительных, чем это обычно бывает в театрально-изобразительной музыке. Такие фрагменты, как например 5-я и 7-я части, представляют собой развитые многочастные ораториальные формы. Богатейшее разнообразие жанровых форм, использованных композитором (инструментальные ландшафты, батальные сцены, обобщенная характеристика русских бойцов - героев, эпический образ девушки-патриотки), свидетельствует о необычайно смелом расслоении музыкальной ткани на контрастирующие жанровые элементы, и - как следствие этого - о расслоении самой композиции произведения на органические элементы, находящиеся, с точки зрения ревнителей чистоты стиля, в противоречивом отношении друг к другу и создающие опасность чисто механического сопоставления [1; 12]. Но обладая безупречным художественным вкусом, композитор использует противоречие жанров для цельной структуры музыкальных образов.

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;

III. Крестоносцы во Пскове;

IV. Вставайте, люди русские;

V. Ледовое побоище;

VI. Мёртвое поле;

VII. Въезд Александра во Псков.

«Русь под игом монгольским» - симфонический пролог, который вводит слушателя  мрачной звуковой палитрой  в атмосферу разоренной древней Руси. Монотонная «монгольская» тема тубы на основе двух нот открывает кантату. Повторяющие интонации, большое расстояние между низкими и верхними голосами, подчёркнутая ровность ритма, тремоло средних голосов, «всхлипывающие» форшлаги - создают образ  восприятия  жестокого  времени  истории. (см. прил. 1 прим.1)

«Песня об Александре Невском» - для мужского хора, дополненная альтами и оркестром. Основная мысль второй части — это тема великой и непобедимой Руси. Хор «А и было дело на Неве - реке» с эпично – торжественным распевом – отражает подвиг Александра Невского в борьбе со шведами. (см. прил.1 прим 2) Оригинальная трактовка Прокофьева воспроизводит звучность народных инструментов посредством симфонического оркестра. Мелодия отличается переменностью размера (2/4 и 3/4), соответствующей ритму стиха. Гармонический склад всей части строго диатоничен и основан на плагальном соотношении I и IV ступеней (крайние разделы) или I и VI ступеней (начало середины) и применением септаккорда II ступени вместо доминанты.

«Крестоносцы во Пскове» - картина народного бедствия и тирании, передающая слушателю чувство ненависти к противнику и показывающая весь   ужас обличия врага. В третьей части представлены противоборствующие образы, воинствующе – угрожающие крестоносцы с резкими созвучиями в противопоставление скорбно - трепетным напевам струнных инструментов, олицетворяющие народное горе.  Выбранные композитором изобразительные средства поражают дерзостным сочетанием архаических элементов (культовая музыка и лагерные сигналы, выдержанные в пределах примитивной пентатоники), — с развитыми хроматическими образованиями и сложной гармонической техникой. (см. прил. 1 прим. 3)  И в этом нет ничего парадоксального, ничего эклектического, случайного. Именно органичность созданного Прокофьевым музыкального образа предполагает (и объясняет) необычайную гибкость его музыкальной палитры, масштаб и характер выбранных им изобразительных средств.

«Вставайте, люди русские» - фактура четвёртой части имеет наступательно – боевой характер музыки с переплетением среднего эпизода обаятельно – задушевной мелодией женского хора. Мощь и народная сила, призыв идти на смертный бой за русскую землю достоверно передаётся музыкально – выразительными средствами композитора (внезапные паузы, постоянно растущая динамика, чередование сильных и слабых долей).  Важно отметить, хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио во время Великой Отечественной войны. (см. прил.1 прим. 4)

«Ледовое побоище» - пятая часть – кульминационный номер всего произведения, в нем слышны все предыдущие драматические темы с добавлением новых тематических линий масштабного эпоса. (см. прил. 1 прим. 5) Музыкальная картина Ледового побоища — выдающийся шедевр симфонического батального жанра. Как это свойственно произведениям, написанным в плане батальной звукописи, изобразительная сторона в «Ледовом побоище» целиком подчинена характеристике самого процесса битвы. Музыка выражает динамику сражения в столь ощутимой форме, что слушатель легко представляет себе особенности ее основных фаз, ее развитие, наступающий перелом и исход. Таковы сила и выразительность ее мелодического языка, моторной стремительности ее ритмов [1; 9].

«Мертвое поле» - с особой трогательностью и лиризмом звучит тема женского голоса меццо – сопрано и оркестра в шестой части. Оплакивание погибших на поле брани – благородный образ русской женщины. Мажорные аккорды на II ступени (от с-moll) и минорные на III с выразительной интонацией и широким дыханием фразы,  несомненно, точно изображают символику скорби Родины,  переданную Прокофьевым. (см. прил.1 прим. 6)

«Въезд Александра во Псков» - величавая, заключительная часть кантаты – въезд князя во Псков. Приветствие национального героя и несокрушимое чувство любви к Родине. Торжественность отчетливо передаёт оркестр, путём имитации колокольного звона (колокольные звучности тромбонов, арфы, усиленные блеском тарелок) и яркой инструментальной интермедией. Лиричными интонациями присоединятся хор, который плавно переходит в коду.  Грандиозный размах достигает Прокофьев в коде, оставляя глубокое   впечатление у слушателя. (см. прил. 1 прим. 7)

Кантата «Александр Невский» обладает близким родством  с традициями русской классики – применение национальных тем и общая направленность всего  сюжета рисующего  пейзажи. Прокофьев большую работу проделал над партитурой, наполнив яркой оркестровой палитрой и изобретательностью своё произведение. Автор смело применяет новые приемы, дополнительные тембры.  Удивительным  разнообразием тембровых градаций проработана хоровая партия. Кантате присуще чувство современности, ведь все образы XIII века  воспроизведены через призму событий тридцатых годов. Композитор предрёк победу советского народа над фашизмом. Показал отвагу и мощь русского народа в крайне жесткой борьбе с противником на родной земле. Жестокость побеждена человечностью.

Список литературы

1. Дмитрий Кабалевский. «Ровесники». Беседы о музыке для юношества. Выпуск 1. Москва.: Музыка, 1980 – 45с.

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт