Сотник НУГКО В.В. Киевский
Казачество Нового Уренгоя и традиции князя Владимира
В 1992 году в Новом Уренгое впервые появились люди в казачьей форме, многие жители недоумевали: «Здесь-то откуда казаки?» А казаки здесь были издавна. И теперь они возродились. Над ними посмеивались, им не верили. Они прошли многое: разлад в казачьих верхах, реорганизации, суды и прочие козни и превратности судьбы. И все же казаки в Новом Уренгое, вопреки всем не верящим, ВОЗРОДИЛИСЬ и стали служить «Отечеству, казачеству и Вере Православной»!!!
Казачество в полной мере были репрессированным народом. И только в 1992 году Постановлением Верховного Совета РФ оно было реабилитировано, а в 1993 был подписан Указ, в котором была подчеркнута важность казачьего движения для укрепления государственности и правопорядка.
История ЯНАО неразрывно связана с казачеством. Еще в 1593 году один из казачьих отрядов построил острог под названием Обдорск. А Сибирскому Казачьему Войску, в декабре 2014 года исполнится четыреста тридцать два года.
Новоуренгойскому казачьему обществу, которое сейчас возглавляет атаман есаул Александр Иванович Тарасенко, уже 21 год. 1 мая 1993 года владыка Тобольско-Тюменской епархии епископ Преосвященный Димитрий благословил рождение казачьего круга и освятил землю, на которой казаки поставили Поклонный Крест и где сейчас стоит Храм Серафима Саровского. Первым атаманом тогда же был избран Владимир Валентинович Салтыков, а его заместителем есаул Виктор Яковлевич Плетнёв, который впоследствии стал атаманом Сибирского казачьего войска и первым казачьим генералом СКВ, потом – войсковой старшина Сергей Александрович Мочалов.
Сегодня новоуренгойское казачье общество, в состав которого входит и хутор Коротчаево, насчитывает около 100 казаков. Есть в нем сибирские казаки, есть терские, кубанские, донские и оренбургские. В 1997 году Обско-Полярный отдел вошел в Государственный реестр Главного управления казачьих войск России при Президенте РФ, нас признали на государственном уровне.
Главной целью казаки считают продолжение традиций своих отцов и дедов, сохранение культуры и нравственности казачьего народа. Казаки стараются, чтобы дети знали обычаи и традиции казаков и чтобы жили по Чести и казачьим Заповедям. Поэтому казаки одними из первых организовали патриотическое движение в городе. Так средняя школа №13, в которой много лет назад были открыты казачьи классы, уже третий год как стала Кадетской школой.
Не стой, сложа в бессилье руки,
Дрожа от хамства пошляка,
Приди, скажи, и мы поможем:
МЫ внуки деда Ермака.
И казаки помогают: вместе с сотрудниками полиции проводили и проводят проверки неблагополучных квартир, дежурят на площади Памяти и патрулируют улицы города.
Хорошим примером для подрастающего поколения является почтительное отношение к старшим. У казаков есть Совет стариков, председателем которого является Виктор Викторович Киевский, а самых старших казаков Новоуренгойской общины дедушек–ветеранов ВОВ Станислава Егоровича Куренного и Александра Фёдоровича Кастанова уже нет в живых, но они навсегда остались в нашем казачьем строю.
Каждую субботу собираются люди, родные «и по крови и по духу», чтобы продемонстрировать свою сплоченность, чтобы решить, кому нужна помощь, кто нуждается в моральной и материальной поддержке, а, может быть, кого-то необходимо и «на место поставить». Ежегодно 1 Мая, в день своего возрождения, Новоуренгойское казачество выходит в парадной форме на праздничный молебен, а потом традиционно казаки всей общиной собираются на Большой Круг Новоуренгойской станицы. Парадность соблюдается и при посещении церкви по праздникам, причем только казакам, как воинству Православному, разрешается входить в храм при оружии. Даже царь в давние времена должен был оружие оставлять за порогом церкви. Самыми почитаемыми православными праздниками считаются Рождество, Пасха, Вознесение и Покров. Но главным днем для них является день Николы Зимнего (19 декабря), так как Никола Чудотворец (Зимний) является покровителем Сибирского казачества.
«Казак без Веры не казак и казак без песни не казак», а также «Казак чем ближе к опасности, тем ближе к Богу»! Эти Заповеди казаки чтут свято и поэтому непобедимы!
У Новоуренгойских казаков есть два песенно-танцевальных коллектива «Казачья Звонница» в Новом Уренгое и «Раздолье» в хуторе Коротчаево
Казаки – это принадлежность к кругу людей, близких по образу жизни, характеру, особому состоянию души. Среди них есть русские и украинцы, осетины и татары. Это содружество близких по духу людей, честных, беззаветно любящих своё Отечество и готовых отдать за него жизнь. Приток в казачество со стороны был всегда открытый.
Чтобы стать членом общины, нужно быть верующим человеком, иметь 2-х поручителей. Но если в общине уже есть родной отец, крестный отец или дядя, то поручители не требуются, так как всю ответственность за вновь вступившего несет близкий родственник. Семья для казаков основа жизни. Отсюда уважение к казачкам.
Каждый должен знать, что, рассчитывая на поддержку людей общины, человек имеет не только права, но и обязанности, нарушение которых влечёт за собой наказание. Самое страшное – это изгнание из общины и лишение права быть казаком. А вот порку и сегодня применяют для искоренения подлости. Этот воспитательный процесс редок, но очень действенен, т.к. виновный казак воспринимает порку как прощение, а не как наказание.
Отсюда «казацкому роду нет переводу…», и «Слава Богу, что мы казаки». Подтверждение этому–жизнь и безкорыстная служба нашего казачества!
Трусливых воинов-казаков на Руси никогда не было (иначе нас бы уже не было на Свете, или мы доживали свой век в составе чужого государства). Надо брать пример с русского полководца Александра Суворова, который воспитывая «чудо-богатырей», был продолжателем древней славы русского оружия: «…ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверены в себе»; «Мы русские, мы все одолеем»; «От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может»; «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет»; «…русские не могут отступать». Надо сразу отметить, что в военном аспекте русский народ непобедим. Даже последние краткие вспышки его военной активности, вроде броска десантников в Приштину или разгрома вымуштрованной лучшими западными инструкторами грузинской армии, по-прежнему вызывают в мире истерику и панические настроения. И это притом, что сейчас русский народ обвиняется во всех «грехах» западным обществом потребления, утратившим все Божественные заповеди и Наставления. Русские воины и казаки во все времена умели весьма жестко отстаивать право народа на жизнь, побеждая любого врага.
Во главе дружины в старые времена был князь. Он выполнял четыре функции.
Во-первых, князь – это военный вождь, защитник племени, земли-княжества. Это его главная задача - защищать свой народ, если он не справлялся с ней, в Древнерусском государстве его могли просто изгнать. Во-вторых, обязанность князя – «наряд», т. е. поддержание порядка на вверенной ему территории. В-третьих, князь выполнял судебную функцию, в её рамках появился такой памятник русского права, как «Русская правда». В-четвертых, князь обладал священной властью, выполнял жреческие функции до принятия христианства. Оставшись без князя (позднее царя), русские люди чувствовали себя неуютно, терялась связь с небом. Не зря князь Владимир провёл две религиозные реформы – поставил кумиров в 980 году, а в 988 году принял христианство и начал крещение Руси. Да и с принятием христианства отношение к князю, как первосвященнику почти не изменилась. Именно князья занимались продвижением христианства в народные массы. Первыми русскими святыми стали тоже князья. В дальнейшем этот взгляд на княжескую власть был укреплён и византийской теорией о божественном происхождении власти. Это отношение сохранилось в Московской Руси и Российской империи, где церковь всегда была помощницей царской (императорской) власти.
Князь всегда выступал в окружении верной дружины, боевых товарищей, соратников, охранителей и ударной силы всего русского войска. В 9-12 столетиях князь и дружина - это нечто нерасторжимое, единое целое. Отношения в дружине были похожи на родственные и первоначально их заменяли, т. к. воин, поступавший в дружину, терял связь со своим родом и племенем. Слово «дружина» есть у всех славянских народов.
Размеры дружины могли колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч воинов. Однако это были отборные воины-профессионалы, чья жизнь была посвящена только военной службе (в современном мире с ними можно сравнить казаков и военные спецподразделения). Если простые «вои-ополченцы» после выполнения задачи – похода, отражения набега, вторжения, расходились по домам и возвращались к прежней жизни земледельца, ремесленника или охотника, то дружинники были, как и казаки, «спецназом» того времени. По сообщению арабского путешественника Ибн-Фадлана от 922 года, вместе с киевским князем «в его замке находятся 400 мужей из числа богатырей, его сподвижников». Дружина Святослава Игоревича, с которой он сокрушил Хазарию и завоевал Болгарию, составляла около 10 тыс. бойцов. Дружина его правнука, сына Ярослава мудрого – Святослава II Ярославича, состояла из 3 тыс. воинов.
Так как дружинники были всегда готовы к бою, грудью встречая опасность, они получили привилегированное положение. Они получали лучшие части военной добычи. Князь щедро одарял дружинников золотом и серебром. На пирах, они ели с лучшей посуды и получали лучшие куски. Достаточно вспомнить обиду дружинников на князя Владимира: «Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными». Услышав это, князь Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра». Князь Владимир любил дружину и с ней совещался об устройстве страны, о войне, о законах страны». Так же жили и дружинили казаки во все времена.
С 980 г. читаем в летописи «княжити Володимеръ въ Киевъ единъ». Став великим киевским князем, Владимир прежде всего стремился избавиться от варяжских наемников, при помощи которых овладел Киевом. Он сумел направить варягов на Византию. На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли. В 981 г. он вернул западные русские земли, попавшие под власть Польши. В 984 г. покорил радимичей. Дважды Владимир ходил на вятичей в 981 г., когда он их победил и возложил на них дань от плуга , и в 982 г. после того как вятичи «заратишася». В 993 г. произошел поход Владимира на хорватов, которым завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевской Руси. После этого установились мирные отношения Руси с соседними государствами.
Во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились границы Киевской Руси, которые в основном совпадали с этническими границами восточных славян. Они проходили в районе верховья Оки и Волги на востоке Сулы, Дона, Роси и Южного Буга - на юго-востоке и юге.
Сепаратистские теории, направленные на отрицание русского единства в рамках Киевской Руси, не выдерживают проверку историческими фактами и являются попытками сконструировать исторические мифы в угоду политическим или идеологическим фантазиям русофобов.
Киевская Русь является колыбелью русской цивилизации, первым этапом её становления и развития. В рамках данного государственного образования сложилась самобытная русская (древнерусская) народность с единым самосознанием, Православной Верой, языком, духовной и материальной культурой. Этноним «русский» являлся общим самоназванием всего славянского населения Древней Руси, и сегодня он по праву должен считаться коренным именем не только великорусов, но и белорусов и малорусов (украинцев).
Казаки, браты мои, уникальный народ, возникший (далее по Гоголю)," когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда лишившись дома и кровли стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, силился он и привыкал смотреть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось казачество..."
По нашему мнению необходимо вернуть казаков в службу, в пограничную зону страны, «так как граница породила казаков, а казаки скроили Россию!» и «Сколько бы не было в мире видов вооружённых сил, в России всегда было на один вид больше – на казачество. Ибо ни у одного государства в мире не было никогда границы протяжённей и опасней. Казачьи войска – это боевые православные братства с военной демократией круга, казачество – сокровенная тайна русской судьбы и порождение границы. Государство серьёзное без границы есть урод и мировое посмешище». Поэтому казакам надо предоставить возможность исполнить перед Родиной свою историческую роль по обеспечению её безопасности, непроницаемости границ, неподкупности таможни, бескомпромиссности в обеспечении природоохранных мероприятий, рачительного и эффективного использования занимаемых ими земель, и поступательного исправления демографического перекоса.
До сих пор помнится потомственному казаку О.Т. Безродному по дошедшим до него заповедям предков, что основной задачей казаков всегда являлась обязанность «границу держать и царскую службу нести за воду и землю». По тем же самым причинам казаки никогда не лезли в политику, не поддавались никаким искушения и соблазнам приобретать для себя выгоды каким-то лукавым способом, кроме как честного и самоотверженного исполнения, возложенных на них обязанностей высшей властью Державы. По этой причине нам представляется серьёзной ошибкой и безответственным расточительством духовного потенциала казаков не давать им Службу профессионально нести охрану границ и тем самым надёжно обеспечивать нерушимость рубежей и безопасность Российской Державы.
А форма организации этой Службы предельно проста. Для этого нужно искренне без лукавства вернуться к исторической традиции, восстановить статус казачества как служивого народа и привлечь его к активной службе по комплексному обеспечению безопасности Отечества, включая в сферу их ответственности границы, водных бассейнов, лесных массивов, степных просторов, горных хребтов, плодородия земель, благополучия населения и его постоянного увеличения и развития.
Это молитва за Россию, — тихо сказал старый казак. — Я её каждый день читаю…
«На Отчизну нашу, Россию, излей благодать Твою, Боже!
Да воссоединятся все народы, её населяющие, в одну семью, Тебя, Небесного Отца, единомысленно исповедующую, всю жизнь единодушно по вере устрояющую, да будет едино стадо и Единый Пастырь. Да будет хлеб насущный и духовный для всех без изъятия.
Да будет мир и любовь между всеми нами, и да будут бессильны козни врагов внутренних и внешних, злых сеятелей плевел на ниве Твоей, писанием, словом или делом вносящих шаткость в умы, горечь в сердца, соблазны, раздор и всякую скверну в жизнь.
Пошли, Боже, делателей добрых на русскую ниву Твою: да огласят они её глаголами правды Твоей, да просветят ее примером жизни по вере.
Пошли, Боже, народу русскому чуткость сердца, да разумеет он святые речи избранников Твоих, да разумеет он святую волю Твою и неизменно и с радостью творит, да будет Русь воистину свята, да соединится она единомысленно и единодушно в одно великое братство Христово, мыслию, словом и делом верное Богу и Христу Его. Да будет Русь наша подлинно церковной державой, во всех делах своих руководствующейся учением Православной Церкви.
Боже, Владыко мира! Посети Отчизну нашу благодатию Своею, да облечётся она святостью, как ризою, и да будут сыны её в смирении своём достойны одежды брачной, в ней же войти надлежит в чертог Царствия Твоего! Аминь!»