Хоровое пение и духовное становление ребёнка
Пархоменко Андрей Владимирович,
МБОУ «Школа № 5»,
г. Муравленко
Благотворное воздействие коллективных видов деятельности на умственное и физическое формирование ребёнка невозможно переоценить. Именно в совместной трудовой деятельности маленький человек постигает азы работы в команде, учится взаимодействовать с разными по темпераменту и уровню интеллектуального развития сверстниками, приобретает трудовые навыки и делает первые шаги на пути социализации в обществе.
Огромную роль в воспитательном воздействии коллективного труда играет личность руководителя – человека, не только организующего саму коллективную деятельность, но и ставящего тактические и стратегические цели совместной работы, умеющего создавать ситуации, проблематичность которых является условием общего, физического и духовного развития детей.
Очень важно, чтобы ребёнок был погружён не просто в некий трудовой процесс, а в атмосферу творчества. Тогда благотворное влияние коллективного труда возрастает на несколько порядков. Признанной и отлично себя зарекомендовавшей, является совместная деятельность детей в творческих кружках и студиях, связанных с искусством. Детские театральные, цирковые, хореографические и инструментальные (оркестровые) студии и кружки позволяют не просто «занять ребёнка», а создают ситуацию встречи юного человека с искусством, помогают моделировать те или иные ситуации нравственного выбора, формируют вкусы и художественные предпочтения, а также позволяют проложить каждому участнику коллектива индивидуальный маршрут творческого и духовного развития.
Среди множества видов детского массового творчества, максимально всесторонне развивающим является коллективное музицирование. Музыка – искусство, имеющее воздействие на оба полушария головного мозга, влияющее на человека на уровне сознания и подсознания, оно связано и с религиозно-культовыми сторонами жизни, и с театром, и с литературой, и с живописью.
По степени влияния на личность самого музыканта наиболее мощным из всех музыкальных жанров можно отметить хоровое пение. Во-первых, хоровое исполнительство предполагает единое коллективное взаимодействие почти всех проявлений высшей нервной деятельности человека (интонирование высоты звука, связанного со словом; следование ритмической организации музыкального произведения; соотнесение результатов своего певческого труда с результатами остальных хористов; единый духовный и эмоциональный настрой, многократно усиливающийся в результате совместных действий). Во-вторых, как просто песенный репертуар, так и культовые песнопения, всегда в своей основе имеют некую сверхзадачу – нравственно-воспитательную, если мы говорим о песне, и сакрально-духовную, если хор исполняет богослужебные песнопения. Осмысленное хоровое пение, т.е. пение, связанное с воспроизведением нотного текста, является вершиной коллективного музыкального творчества и требует от хориста не только хороших музыкальных и вокальных данных, но и высокой эрудиции, тонкого, порой на уровне души, осознания скрытых смыслов каждого исполняемого произведения.
Именно о духовном воздействии хорового исполнительства на ребёнка и пойдёт речь в данной работе.
Краткий обзор истории хорового исполнительства в России
Хор – слово греческого происхождения (χορός – толпа). Первоначально хор был комментатором и одновременно «массовкой» в античном театре. В обязанности хора так же входило исполнение коллективных танцев. Примечательно, что хор очень часто составляли жители города, пришедшие на представление. Исполнение мелодий в античном хоре было строго унисонным (одноголосным). Со временем хор из сценической практики перекочевал в богослужебную. Так, в Иерусалимском храме был оркестр и певцы, исполнявшие псалмы. И хотя богослужебная музыка Ветхого Завета была скорее магически-мистической по своему воздействию на человека, мы можем с полной уверенностью говорить о зарождении профессионального хорового искусства в период правления царя Давида и его сына царя Соломона. Так, из 38000 левитов 4000 были назначены храмовыми музыкантами. Нужно сказать, что сложившееся в древнем иудейском государстве богослужебное пение, продолжило развиваться уже в христианской Церкви. Ряд исследователей (в том числе и композитор В. И. Мартынов) предполагают прямое заимствование древних напевов первыми христианскими певчими. Безусловно, богослужебное пение изначально было хоровым, так как славить Творца предписывалось едиными устами и единым сердцем. За несколько веков распространения христианского учения в певческой практике Восточной Церкви сформировалась универсальная осмогласная система богослужебного пения. Именно в таком виде и пришло богослужебное пение на территорию Руси после принятия христианства в Восточной, вернее, Византийской традиции.
Коллективное пение свойственно почти всем народам Земли. Так на Руси издавна существовали традиции массового исполнительства. Многие песни славян подразумевают не только коллективное, но и многоголосное исполнение. Именно поэтому в русских храмах привезённые из Византии певчие-греки очень быстро уступают место хористам-русичам. В Москве создаётся Патриарший хор певчих дьяков (в дальнейшем Московский Синодальный хор), который, несомненно, был уже профессиональным хоровым коллективом. С определённого момента музыкальное искусство на Руси развивается исключительно в рамках храмового богослужебного пения. С территории Западной Руси начинается проникновение так называемого «партесного», т.е. многоголосного, основанного на конрапункте, хорового исполнительства. Известно, что Патриарх Никон перевёз из Малороссии полный хор, чтобы он сослужил священникам в основанном Никоном монастыре Новый Иерусалим. С Никонианских церковных реформ в Московской Руси начинается история нового, многоголосного богослужебного пения и профессионального композиторского творчества. Основой «новых певческих веяний» стала книга Николая Дилецкого «Мусикийская грамматика», являющаяся первым учебником теории музыки на русском языке.
Начиная с XVIII века, в Российской империи ощущается воздействие европейской музыкальной культуры, проявляющееся не только в заимствовании музыкального театра (оперы) и светского инструментального музицирования, но и в области богослужебного пения. Хор начинает делиться на четыре партии – мальчишеские дисканты, альты (женщины в церкви в тот период не пели) и мужские тенора и басы. Осмогласие остаётся в храме как система «безнотного обиходного пения» для исполнения стихир, тропарей, кондаков, ирмосов и прокименов. Неизменяемые песнопения (церковные гимны и часть Евхаристического Канона) отдаются во власть композиторов-профессионалов из Западной Европы. Так, Петербургская певческая капелла на протяжении многих лет возглавляется итальянскими музыкантами и композиторами. До сих пор в обиходе многих церковных хоров есть песнопения Дж. Сарти, Б. Галуппи или Дж. Паизиелло. В Италии получили музыкальное образование и первые русские композиторы М. С. Березовский и Д. С. Бортнянский. Их творчество, прежде всего, связано с репертуаром хора Петербургской капеллы. И если маленький Дмитрий Бортнянский заучивал хоровые партии «с голоса», то в дальнейшем каждый попадавший в капеллу ребёнок получал приличное музыкальное образование, так как музыкальный язык песнопений усложнялся и требовал от каждого певца осознанного исполнения. В этот период певчие Придворной капеллы не только пели в храме, но и в оперном театре. Со временем (в период службы директором Д. С. Бортнянского) исполнительские сферы разделились. «Капеляне» только служили в храме, а в театре на сцену выходил другой профессиональный хор. Хоровое пение было столь популярным, что некоторые представители русской аристократии создавали в своих имениях хоровые капеллы. Наиболее известной была так называемая Шереметьевская капелла, воспитавшая таких выдающихся хоровых композиторов, как С. А. Дегтярёв и Г. Я. Ломакин. Примечательно, что, будучи одним из «отцов-основателей» Бесплатной музыкальной школы в Санкт-Петербурге и Москве, Г. Я. Ломакин настоял на том, чтобы основой обучения музыке в России стало именно хоровое пение. Хор был главной музыкальной дисциплиной в этом учебном заведении, а игра на музыкальных инструментах изучалась как дополнительный предмет. В XIX веке хоровое исполнительство в России окончательно выходит за рамки собственно богослужебного пения. Театр так же становится тесен для этого поистине массового искусства. Одним из первых концертирующий хоровой коллектив создаёт князь Юрий Голицын, вложивший в любимое детище не только сердце и душу, но и всё своё состояние. Организуется так же и «Русское хоровое общество», репертуар хора которого составляли в основном светские произведения. В ХХ веке появляется хор русской народной песни, созданный М. Е. Пятницким, получают распространение и аматорские (любительские) хоровые коллективы.
Всё резко изменяется после Великой Октябрьской социалистической революции. Церковь отделяется от государства. Придворная певческая капелла меняет свой статус и становится Государственной певческой капеллой им. М. И. Глинки. Московский Синодальный хор и училище при нём так же секуляризируются. Хоровое пение становится частью мощной пропагандисткой машины. Значимость и силу влияния хорового исполнительства на сплочение трудящихся масс отмечал В. И. Ленин в статье «Развитие рабочих хоров в Германии». По всей стране создаются самодеятельные хоры, основу репертуара которых составляют революционные и народные песни. Россия была поющей страной и навыки, приобретённые на церковном клиросе и в классах Бесплатной музыкальной школы, пришлись ко двору и при новой власти. Тяга к коллективному многоголосному пению была столь велика, что породила уникальное музыкальное явление советской массовой песни. Хоры становятся так же и неотъемлемой частью формирующейся культуры массовых праздников. В консерваториях и музыкальных техникумах открываются хоровые отделения, готовящие профессиональных руководителей хоровых коллективов. Хоры создаются в средних и высших учебных заведениях, на предприятиях и в колхозах. В стране проводятся хоровые фестивали и праздники. Почти в каждой филармонии появляется профессиональный хоровой коллектив (академический или народный). Отдельно следует сказать о воспитательной роли хорового исполнительства. Именно в советский период нашей истории наряду с ДМШ-ДШИ, включавшими хоровые занятия в учебный план, и детскими хоровыми училищами в Ленинграде и Москве, была создана сеть детских хоровых коллективов в общеобразовательных школах, а так же при домах культуры и дворцах пионеров. Отдельно следует сказать о хоровых студиях, подобных «Пионерии» Г. А. Струве и хоровых коллективах, таких как Большой детский хор Всесоюзного радио и телевидения. Популяризацией и частичным финансированием хорового искусства в СССР занималось Всесоюзное хоровое общество – довольно мощная общественная организация, существовавшая на членские взносы, и имевшая отделения во всех городах Советского Союза. Это удивительное и разнообразнейшее хоровое великолепие начинает сникать уже в восьмидесятые годы ХХ века. Причин несколько. Назову лишь самые очевидные из них. Во-первых, иссяк певческий запас, заложенный богослужебным пением и культурой церковных хоров. Во-вторых, изменились музыкальные приоритеты населения СССР – на смену массовой песне пришла лирическая эстрадная песня, подразумевающая индивидуальное и очень личное исполнение. В-третьих, массовая культура вытеснила из повседневной жизни советских людей высокое академическое музыкальное искусство, заменив его популярной музыкой, в том числе и создающейся по западному образцу. Кризис массового хорового исполнительства усилился после развала СССР, с приходом в нашу жизнь капиталистических (рыночных) отношений, сопровождавшимися резким падением материального уровня населения, которому уже было не до коллективного песенного творчества. После исчезновения с мировой политической карты СССР, вместе с коммунистической идеологией новые власти Российской Федерации «выплеснули» и массовое хоровое исполнительство. Сегодня любой хоровой коллектив – редкий гость как в СМИ, так и на просторах Глобальной Сети. У массы российских детей нет желания петь в хоре, но присутствуют певческие амбиции, свойственные массовой музыкальной культуре и шоу-бизнесу. Достойный уровень хорового исполнительства сохраняется лишь в немногочисленных профессиональных хоровых коллективах, специализированных учебных заведениях и ряде столичных православных храмов, где хор является непосредственным участником богослужения.
Тем не менее, в так называемые «нулевые» годы общественный интерес начинает вновь возвращаться к дореволюционному и советскому опыту музыкального и шире нравственного воспитания посредством хорового пения. В 2013 году произошло возрождение хорового общества (НП Всероссийское хоровое общество). В Сочи на Олимпиаде 2014 года пел сводный детский хор Российской Федерации. В стране появилась идея проведения Фестиваля школьных хоровых коллективов. Хочется надеяться, что нас ждёт новый виток развития отечественного хорового исполнительства, а вместе с ним и открытие новых горизонтов духовно-нравственного воспитания и становления будущих поколений россиян с помощью хорового искусства.
Хоровое исполнительство как фактор духовного становления ребёнка
Стоит признать, что каждый ребёнок является лишь потенцией взрослого, развитого и самостоятельного человека. В формировании полноценной взрослой личности огромную роль играют не только семья и школа, но, прежде всего, система духовно-нравственных ценностей, в которой воспитывается малыш. Думается, что эта система должна воздействовать на ребёнка на нескольких уровнях:
– физиологическом;
– культурно-эстетическом;
– нравственном;
– духовном.
Эта система формируется не одно столетие и представляет собой некий народный архетип, которому осознанно или неосознанно следуют представители новых поколений. Одной из составляющей системы духовно-нравственных ценностей народов России можно назвать и хоровое исполнительство как феномен формирования личности человека на основе культурно-исторической идентичности. Как в капле воды отражается море, так и в хоровом искусстве находит своё отражение вся духовно-нравственная система.
Итак, физиологическое влияние на формирование молодого организма хорового пения проявляется как на работе внутренних органов (лёгких, диафрагме и гортани), так и на уровне высшей нервной деятельности – нейронные связи обоих полушарий укрепляются и развиваются, если ребёнок осознанно исполняет партию в хоровом произведении, так как он соотносит не только горизонтальные связи звуков в мелодии своей партии с метроритмом произведения, но и учитывает степень устойчивого или, напротив, неустойчивого интонирования ступени лада в зависимости от её положения в аккорде.
Участвуя в работе хорового коллектива, маленький человек проходит своеобразный курс истории музыки и вообще культуры. В его сознании формируется взаимосвязь исторических эпох и стилей в различных видах искусства. В процессе постижения всё более усложняющегося репертуара юный хорист вырабатывает вкус к высокому искусству, собирая поистине бесценный багаж эстетических впечатлений.
Репертуар каждого стабильно работающего детского хорового коллектива составляют произведения разных жанров. Это и народные песни, и произведения для детей и юношества, написанные в советский период нашей истории, и массовые советские песни, и произведения духовной музыки. Если руководитель хора формирует репертуарную политику коллектива не по принципу «сделайте мне красиво», а исходя из просветительских и воспитательных целей своей деятельности, то все поющие в хоре, ненавязчиво, исподволь приобщаются к нравственным ценностям народов нашей страны. Ведь большинство фольклорных произведений сюжетны. В основе песенных сюжетов лежат те или иные конфликтные ситуации, выход из которых предлагается безвестными авторами лирических, шуточных или исторических песен, баллад и былин. При правильной организации работы над произведением дети перестают просто «озвучивать нотный и литературный текст», а переживают опыт авторов песни, как свой собственный, делая определённые выводы о нравственных ориентирах, которым необходимо следовать в той или иной жизненной ситуации. Так, например, разучивая русскую народную песню «Тонкая рябина», неплохо было бы обсудить с детьми сюжет этого произведения, его образный язык и причину, почему человек порой не может связать свою жизнь с другим, нравящимся ему человеком. Русская народная казачья песня «Донцы-молодцы» даёт повод к историческому экскурсу и формированию у юных певцов патриотических убеждений, гордости за своё Отечество, стимулирует интерес к истории Родины. Огромный воспитательный и культурно-эстетический потенциал имеют песни разных народов, проживающих на территории Российской Федерации и на постсоветском пространстве. Татарские и башкирские, украинские и белорусские, песни народов Кавказа и Средней Азии помогают расширить культурный кругозор ребёнка, воспитывают у него уважение к культурам иных народов. Это воздействие так же трудно переоценить. Отдельно следует сказать о советской детской песне. «Всё лучшее – детям!», – гласил лозунг 70-80-х годов ХХ века. И действительно, детское кино снимали также серьёзно, как и взрослое, но только лучше, а детские книги, стихи и песни знала и любила вся страна. Поскольку искусство для детей создавалось профессионалами высочайшего класса, степень его воздействия на формирование будущего человека и гражданина трудно переоценить. Рассмотрим только музыкальное искусство. Высокая романтика песен о героях Гражданской и Великой Отечественной войны, лирические зарисовки о разнообразной природе огромного Отечества, шуточные песни о школьных буднях и проблемах, песни эпохи первых пятилеток и промышленного освоения Западной Сибири в 70-80-х годах ХХ столетия – всё это музыкальное наследие и сегодня помогает создавать систему нравственных координат личности, воспитывает представителей цивилизации Русского мира, людей, с одной стороны, не теряющих свои национальные и культурные корни, и, с другой стороны, открытых для восприятия культуры иных цивилизаций.
Произведения русской и западноевропейской духовной музыки – огромный пласт культуры, необходимая составляющая не столько личностной культурного уровня, сколько духовности каждого человека, независимо от его религиозных взглядов и убеждений.
В учебном хоре (а таковыми должны быть все детские хоровые коллективы) знакомство с духовной музыкой, на мой взгляд, необходимо начинать с народных Рождественских песнопений – колядок. С одной стороны, большинство колядок является одним из разделов фольклора. С другой стороны, эти народные Рождественские гимны – своеобразное осмысление Евангельских событий. Новая эра начинает свой отсчёт от Рождества Христова. Путь к духовному становлению ребёнка тоже должен начинаться от этого величайшего исходного События. Важно, что колядки удивительно поэтичные, и в то же время доступные в музыкальном отношении одинаково положительно воспринимаются и детьми-христианами, и ребятами, воспитанными в иной религиозной традиции. Тем более, что этот раздел народного творчества может быть представлен в хоровом репертуаре не только русскими, украинскими и белорусскими образцами, но и произведениями, рождёнными в Европе и даже в США (например, негритянский спиричуэл «Mari Had a Baby»).
Следующий этап (как учебный, так и духовно-нравственный) постижения всей глубины и красоты духовных песнопений – церковные гимны: «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся», «Предначинательный псалом», «Единородный Сыне», «Блаженны» и многие другие (в том числе партесные тропари и кондаки Святым и двунадесятым праздникам). Каждый гимн, так или иначе, связан с Евангельскими или библейскими событиями, с историей страны и мира, что позволяет не только исполнять песнопение, но и говорить с детьми о Личности Христа, об удивительной судьбе Симеона Богоприимца, об истории христианства в России, а также обсуждать место и значение тех или иных праздников в жизни верующего человека. Тем более, что каждый из русских композиторов, работавших в области богослужебного пения, имел свою интонационную трактовку того или иного события, ставшего поводом для создания каждого церковного гимна. Исполнение западноевропейской духовной классики позволит расширить духовный кругозор детей, даст повод для сравнения духовных музыкальных традиций Запада и Востока. «Gloria» А. Вивальди, фрагменты из богослужебной музыки И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, И. Брамса, Ф. Листа, Г. Форе и многих других композиторов – прекрасная певческая школа, возможность воспитать вкус к музыке, не призванной развлекать человека, но настраивающей на общение с Творцом и открывающей путь духовного совершенствования.
В Православной традиции все песнопения исполняются без инструментального сопровождения, то есть a’capella. Пение без поддержки инструмента прекрасно развивает все хоровые навыки, но ещё позволяет настроиться душе каждого участника хора на особый возвышенный лад, когда действительно всё происходит и едиными устами, и единым сердцем. Трудно утверждать, что каждый ребёнок, прошедший «хоровую выучку» не только на светских, но и на духовных музыкальных произведениях, станет непременно верующим человеком (тем более, что в наших школах обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий), но взрастая под влиянием лучших образцов отечественной и зарубежной хоровой музыки, погружаясь в мир церковных богослужебных песнопений, впуская в душу Слово Божие и действительно Высокое искусство, дети смогут обрести духовные и нравственные ориентиры в жизни и, возможно, эти ориентиры, рано или поздно, приведут их к истинной вере…
Должен сказать, что подобное погружение в хоровое искусство возможно только на основе изучения музыки как науки. «С голоса» большую часть «золотого хорового репертуара» не споёшь. Да и сложные, не только в интонационном, но и в вокальном плане, хоровые партии многих песнопений требуют серьёзных занятий сольфеджио и вокалом, не исключая хотя бы общего владения фортепиано. Опыт продуманной и всесторонней работы с детским хоровым коллективом, развивающим детей не только в музыкальном, но и в духовном отношении, есть и у нас на Ямале. Это хор «Я-мал» под управлением Александра Кирилловича Фомина (г. Ноябрьск). К сожалению, после отъезда Александра Кирилловича из города, его дело не было продолжено. Но опыт его обязательно должен быть востребован. О личности музыканта, педагога и поэта можно подробно прочитать, пройдя по ссылке: http://noyabrsk-inform.ru/503-poet-muzykant-uchitel.
Пути возрождения массового хорового исполнительства
В 2013 году произошло возрождение хорового общества (НП Всероссийское хоровое общество). К сожалению, деятели, ставшие у штурвала реинкарнированной организации, не учли предпосылок кризиса массового хорового искусства в СССР и смогли «продавить» чисто бюрократический вариант восстановления массового хорового исполнительства на уровне Министерства культуры и Министерства образования Российской Федерации. В результате создание детских хоровых коллективов и участие их в различных фестивалях городского, регионального и всероссийского уровня вменяется в обязанность соответствующим образовательным учреждениям, а вот организационные и финансовые сценарии «остались за бортом» руководящих указаний. Подобное положение особенно тягостно воспринимается в российской провинции, где не часто услышишь выступление профессионального хорового коллектива, а уровень церковных хоров оставляет желать лучшего. Многочисленные и вездесущие вокальные студии занимаются, в основном, сольным исполнительством, как правило, игнорируя музыкальную грамоту и удовлетворяя тягу детей к популярной музыке, сделав основой педагогического репертуара шлягеры И. Крутого и В. Дробыша. В общеобразовательных учреждениях очень часто детей собирают в некое подобие хора для дублирования репертуара детского вокального ансамбля «Непоседы», разучивая при этом хоровые партии «с голоса», уделяя минимум внимания хоровому вокалу и хоровому ансамблю. В последние два года хоровые коллективы в общеобразовательных школах появляются, так сказать, в приказном порядке. Педагогические часы дополнительного образования попадают в «нагрузку» учителя музыки только с условием, что за эти несколько часов в неделю учитель-музыкант «явит чудо» и школа «сможет гордиться» своим хоровым коллективом, принимающим участие во вновь организованных хоровых фестивалях и конкурсах для детей Российской Федерации. Порой, хор требуют собрать буквально накануне «ответственного выступления». Увы, хор, тем более детский, не может создаваться за две-три недели, предшествующие конкурсу или фестивалю.
Думается, что истинное возрождение хоровой культуры в нашей стране возможно лишь на базе массового музыкального образования, основой которого могут стать филиалы хоровых отделений ДМШ-ДШИ в общеобразовательных школах или хоровые студии.
Назрела необходимость создания своеобразной «хоровой сети» в каждом городе. Для решения этой поистине грандиозной задачи можно предложить «пошаговую схему»:
шаг № 1 – разработка и принятие федеральной Программы возрождения и популяризации массового хорового исполнительства с соответствующими статьями финансирования по разделам: детское хоровое образование и исполнительство и любительские, в том числе и церковные, хоры;
шаг № 2 – разработка договоров общеобразовательных школ с ДШИ и ДМШ, где предусматривалось бы разделение труда и его оплаты между учреждениями среднего и дополнительного образования (например, хоровой класс, вокал – учителя музыки СОШ, музыкально-теоретический цикл и общее фортепиано (ППВ) – преподаватели ДШИ-ДМШ);
шаг № 3 – создание филиалов ДШИ и ДМШ в общеобразовательных школах, где будут открыты хоровые отделения с соответствующей восьмилетней или девятилетней программой обучения, включающей занятия хорового класса (не менее 6-и часов в неделю, а так же часы для занятий по партиям, начиная со второго класса, и ещё 2 часа сводных репетиций раз в две недели, если школа работает в две смены), уроки сольфеджио (не менее 2-х часов в неделю), музыкальной литературы (1 час в неделю), общего фортепиано (1 час в неделю) и занятий индивидуальным вокалом (1 час в неделю, начиная со второго класса). Занятия проводить, как во время учебного процесса, так и после уроков;
шаг № 4 – организация набора в первой параллели одного хорового класса, где часть занятий по хору была бы включена в школьное расписание;