Белобородова Наталья Владимировна
Интеллект-Центр
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система»
г. Ноябрьск
Введение
Церковь на протяжении многих веков в России выступала важным институтом социализации народа. В стенах Храма люди верующие всегда находили ответы на столь волнующие их вопросы, церковное общение позволяло становиться им более открытыми друг другу, быть милосердными и справедливыми. Православные ценности во многом определяли не только устройство государства, но и жизненный уклад населения. Они несут огромный смысл, который соединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе, бесспорно, возрастает интерес к культурному наследию и духовным ценностям наших предков. Это обстоятельство вызывает необходимость задуматься об изучении памятников архитектуры русской культуры, а также о сохранении бесценных реликвий прошлого для современников и потомков, о переоценке их влияния на формирование русской духовности в современном мире.
Предмет исследования – храмы святого Александра Невского в современной России.
Князь Александр Невский принадлежит к числу наиболее выдающихся людей нашего Отечества. В самый тяжелейший и переломный момент истории выпало ему управлять Русью. Это были годы его новгородского и владимирского княжения.
В условиях ордынского ига, ему пришлось вырабатывать основы политики Руси, продолжая политику отца Ярослава Всеволодовича. Несмотря на его молодой возраст, Александра Ярославовича, бесспорно, признавали в то время сильнейшим из русских князей. За его плечами уже были знаменитые победы на поле брани и по истечению времени прославившие его на века – разгром шведов на реке Неве летом 1240 года и победа на льду Чудского озера над рыцарями немецкого Ливонского ордена в 1242 году.
Из «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра»
Услышав же о… мужестве князя Александра, король Римской от полуночной страны* помыслил в себе: «Пойду и пленю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся в силе тяжкой, пыхая духом ратным. И пришёл в Неву, шатаясь безумием, и, возгордившись, послал послов своих в Новгород, к князю Александру, говоря: «Если можешь противиться мне, то вот я уже здесь, беру в плен землю твою».
Александр же, слыша слова эти, разгорелся сердцем, и вошёл в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами… И, окончив молитву, встал, встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же Спиридон благословил его и отпустил. Он же, выйдя из церкви, утёр слёзы, начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся. Они поколебались и пали; а мы встали, и стоим прямо»»**. И, сказав это, пошёл на них с малой дружиной, не дожидаясь многих сил своих, но уповая на Святую Троицу.
Именно при Александре Невском во многом определится и выбор Руси между Западом и Востоком. Северо-Восточная Русь, приняв власть татар, утвердительно откажется от союза с латинским Западом.
_______________________
*То есть Швеции. Известие автора Жития об участии в походе на Русь самого короля Швеции едва ли достоверно. Напомним, что в летописи в этой связи упоминается «князь», что скорее могло бы иметь в виду ярла или вообще военачальника.
**Ср. Пс. 19: 8–9. Песнотворец, или Псалмопевец, – библейский царь Давид, автор Псалтири.
Князь Александр найдёт безусловную поддержку в своей политике смирения перед Ордой со стороны православных иерархов. Церковь и Государство станут единым целым. Главнейшим союзником московских князей станет именно церковь, в их борьбе за объединение страны и свержения ордынского ига.
«Небесный заступник» земли Русской, так называли благоверного великого Александра Невского, который для всех являлся ещё и одним из самых почитаемых русских святых.
Процесс причисления к лику святых – канонизации – начинается именно с народного почитания. Потом праведник становится местночтимым святым в епархии или храме. Только после этих этапов, церковь добавляет его имя к общему списку святых. Главное что учитывает церковь – это чудотворение, проявляющееся на могиле праведника, и в некоторых случаях нетление мощей.
Церковное почитание святого князя Александра Невского началось сразу же после его смерти. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». Погребён благоверный князь Александр Ярославич Невский был 23 ноября 1263 года в монастырском храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды.
Многие факты из истории подтверждают то, что храмы появляются там, где есть вера. А если есть вера, то люди обретают дополнительные силы и появляется возможности для того, чтобы жить, развиваться и возрастать в духе. Храм - это место, где человек восстанавливает свой божественный образ через приобщение к Христу. К возведению храмов в России издревле относились очень трепетно, которые резко отличались от других сооружений своей архитектурой, внутренним убранством. Символика храма, живопись, богослужебные предметы, облачения, книги являются проповедью в образах и красках, сообщением о мире небесном и земном, о Боге и его отношении к миру и человеку.
В честь Александра Невского на Руси строились храмы. Один из них был построен Петром I. В 1710 году он основывает при впадении в Неву Чёрной речки Свято – Троицкий Александро – Невский монастырь. Он увидел в нём непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город. В 1797 году монастырь принимает статус Александро-Невской лавры.
Проект монастыря разработал архитектор Доменико Трезини. Первым каменным строением монастыря стало Здание Благовещенской церкви, в облике которой до сих пор сохраняются черты, характерные для архитектуры петровской эпохи. Эта церковь служила усыпальницей для царской семьи, а также для полководцев и знаменитых деятелей государства.
В ансамбль монастыря входит также Свято-Троицкий собор, который отличается необычайной мощью, величественностью объёмов и простотой архитектурных форм. Декорированный колоннадой, венчает собор, мощный купол, а стены украшены рельефными панно.
В Свято – Троицкий Александро – Невский монастырь Пётр пожелал перенести и мощи святого князя из города Владимира. Из-за военных действий в те годы, только 11 августа 1723 году приступили к исполнению этого решения. Святые мощи вынесли из Рождественского монастыря, с подобающей торжественностью и вся процессия сопровождалась до самого Санкт-Петербурга молебнами и толпами верующих. Следовательно, и ежегодное празднование памяти святого князя установили 30 августа, в день перенесение мощей. Именно в Свято-Троицком соборе хранится серебряная рака с мощами Александра Невского.
На территории Лавры расположены ещё два некрополя. Это старейшее Лазаревское кладбище, где покоятся маршал Б.П. Шереметьев, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Шубин и другие. И другой – это некрополь деятелей искусств XIX-XX веков. Здесь похоронены Н, М. Карамзин, П.И. Чайковский, Ф. М. Достоевский и другие.
В Александро-Невской лавре существует ряд духовно-учебных заведений, издательство, которым занимаются органы церковного управления и науки.
Нельзя не вспомнить о Храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, который находится в Вологде и является памятником архитектуры XVIII века. Посвящение храма святому Александру связано с «чудесным спасением жизни» императора Александра II.
Построенная из кирпича православная церковь имеет трехчастную композицию: основное здание церкви - двухсветный четверик с пониженной полукруглой частью и куполом в виде закрытой урны, увенчанный золотым крестом; затем к нему примыкает трапезная и над её западной частью возвышается колокольня с куполом и шпилем. Внешний декор характерен для XVIII века. Он представлен сдвоенными пилястрами и полуколоннами в углах, а также рамочными наличниками с треугольными фронтонами. Главный вход в церковь сделан в виде арки. В 1910 году храм становился полковым военным, после перевода Александро-Невского пехотного полка в Вологду. Сейчас это действующий храм.
Город Екатеринбург славится собором Александра Невского – памятником архитектуры первой половины XIX века.
Проект, который предложил архитектор Уральского горного правления М. П. Малахов был рассмотрен, но впоследствии, как, оказалось, был дополнен петербургской комиссией проектов и смет.
Храм построен в стиле позднего классицизма. Это мемориал – сдержанный и монументальный. Построенный в виде куба собор венчает пять глав, в основании которого положен крест. Как и купола, собор перекрыт обычными для классицизма цилиндрическими сводами, а наружные стены прорезают немногочисленные оконные проёмы. Пространство храма в значительной степени освещается за счёт окон в барабанах пятиглавия. С запада к храму находится колокольня. Она состоит из трех ярусов и имеет вид четырехугольного столба. В соответствии с художественными традициями XIX века настенная живопись собора выполнена в суховатой академической манере. В великие праздничные дни храм может вместить около 6 тысяч прихожан.
Храм во имя святого Александра Невского в Новосибирске-Новониколаевске является одним из красивейших зданий города.
Сначала это был небольшой деревянный молитвенный дом, сооруженный на средства местных жителей. Отдельно на деревянных столбах стояла колокольня. Освящено это прямоугольное здание было священником Константином Львовым.
Затем началось строительство самой церкви из кирпича по проекту архитектора Николая Соловьева, в основе которого был положен проект храма «Во имя ликующей Божьей Матери» в Галерной гавани Петербурга. В ней было три престола: главный придел во имя Благоверного Александра Невского, и другие во имя Святителя и Чудотворца Николая и Святого великомученика Георгия.
В военные годы храм был закрыт, сняты колокола, кресты, разрушена колокольня. Но в 1989 году здание снова стало принадлежать Епархиальному управлению Русской Православной Церкви, затем вторично его освятил Святейший Патриарх Алексий.
К возведению храма в Великом Новгороде приступили в 1913 году по проекту К. К. Романова, известного знатока древнерусской архитектуры. Церковь представляла собой одноглавый одноапсидный четверик, с прямоугольной звонницей над притвором (пристройка перед входом), стены строились из кирпича. Освящена церковь была по окончанию строительства в 1916 году во имя благоверного князя Александра Ярославовича. В настоящее время храм открыт для прихожан.
Огромное количество церквей, соборов, часовен были возведены и освещены во имя святого Александра Невского по всей России. Благодаря народу и меценатам появлялись знаменитые белокаменные храмы Ярославля, Пскова, Белграда, Смоленска, Кургана, Челябинска, Витебска, которые являются настоящими жемчужинами архитектуры и ценятся знатоками во всем мире. Многие из них в наши дни процветают, а некоторые обрели статус музеев.
К сожалению, некоторые храмы, некогда существовавшие в России, о которых свидетельствуют архивные документы, в годы революции и военные годы, а также в перестроечное время, были разрушены и даже снесены полностью.
В современной России продолжают возводить новые храмы. Буквально на месте пустыря был воздвигнут Храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского в Зеленограде, в рамках программы строительства православных храмов в Москве. 24 марта 2019 года храм был освещен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Из истории известно, что новый храм построен на месте кровопролитных боев в дни Московской битвы 1941 года.
Это небольшой храм с одним куполом и тремя алтарными абсидами. Главным украшением является золотой шлемовидный купол, на самом верху крест с изображением полумесяца. Вместимость около 300 человек.
Заключение
Мир храмов совершенно особый и ни с чем не сравнимый. В нём человек способен утолить постоянную жажду воссоединения со Священным. Это своего рода зримый образ иного измерения человеческого существования, который даёт возможность увидеть мир по – иному и погрузиться вдаль некоего неизведанного бытия. Храмы предстают не только как собрания уникальных шедевров искусства, но и как хранители религиозных святынь.
Строительство новых храмов в самых уникальных и прекрасных уголках России укрепляет духовные основы жизни нашего народа. Реставрация древних святынь, заставляет нас задуматься о возрождении национальной исторической памяти. Мы должны возвращать в наше общество традиционные духовно-нравственные ценности, без опоры на которые не может существовать сильное государство и строиться благополучие его граждан.
Также очень важным аспектом является развитие молодого поколения в духе высоких нравственных идеалов, преданности своему долгу, сохранения духовных сокровищ, оставшихся нам в наследство от нашего народа, и передачи их будущим поколениям.
Список использованной литературы
1. Карпов, А. Ю., Великий князь Александр Невский [Текст] / Александр Карпов. – М.: Молодая гвардия, 2010. – 329[7] с., ил. – (Жизнь замечательных людей: малая серия: серия биографий.; вып. 5).
2. Майорова, Н., Скоков, Г. Шедевры русской иконописи [Текст] / Н. Майорова. – М.: Белый город, 2017. – 416 с.: ил.
3. Муравьева, Л., Рудишина, Т. Россия. Сокровища архитектуры [Текст] / Л. Муравьева. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 128 с., ил. (Серия «Всемирная детская энциклопедия»).
4. Русские святые: 1000 лет русской святости [Текст] / Жития собрала монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева). – СПб.: Азбука, 2000. – 816 с.
5. Храмы. Монастыри [Текст] / Ред. группа: Е. Ананьева, Т. Каширина, Е. Дукельская. – М.: Аванта+, 2005. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).
Электронные ресурсы
1. Храмы Александра Невского, [электронный ресурс] / URL: https://lavra.spb.ru/main/hramy-aleksandra-nevskogo.html
2. Википедия – свободная энциклопедия, [электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Александра_Невского_(Вологда)
3. Устройство храмов и архитектурные стили, [электронный ресурс] / URL: http://cheb-eparhia.ru/Hierarhy.aspx?id=71
4. Программа строительства православных храмов в Москве, [электронный ресурс] / URL: http://www.200hramov.ru/4/temple/53/