Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Киевский князь Владимир Святой...

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства


Можгова Виктория Сергеевна
библиотекарь отдела комплектования и формирования электронных каталогов и баз данных
МБУК «ЦБС»
г. Лабытнанги

Можгова Виктория Сергеевна,

библиотекарь отдела комплектования и формирования

электронных каталогов и баз данных МБУК «ЦБС», город Лабытнанги

 

номинация: ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА

 

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

 

Владимир Святой – с 980 года великий князь киевский, младший сын князя Святослава Игоревича и простой рабыни – Малуши-ключницы. После гибели отца братья Ярополк, Олег и Владимир часто враждовали. Ярополк, которому по старшинству достался Киев, пошел войной на сидевшего в древлянской земле Олега. В одной из сражений Олег был убит. Владимир, княживший в Новгороде (с 969г.), не доверял Ярополку и опасался, что тот способен его погубить, как и Олега. К тому же брат мог затаить на него обиду из-за истории с дочерью полоцкого князя красавицей Рогнедой. Она согласилась стать женой Ярополка, а вот Владимиру отказала, да еще и припомнила ему его происхождение. Разгневанный Владимир решил отомстить. Он снарядил поход на Полоцк, ворвался в город и учинил жестокую расправу и над престарелым отцом Рогнеды, и над её братьями, а затем силой взял девушку себе в жёны. Опасаясь, что брат Ярополк может с ним поквитаться, Владимир решил нанести удар первым. Он собрал большое войско и направился к Киеву. Ярополк предложил мировую, и Владимир, сделав вид, что согласен, пригласил брата в гости. Но, когда тот явился, его тут же закололи мечами. Так рассказывает об этих событиях летопись.

Оставшись единственным из троих сыновей Святослава, Владимир получил власть над всей Русской землей. Первые годы княжения Владимира были омрачены жестокостью его характера и поклонением языческим богам. Он  был отважный воин и не знал поражений: разбил поляков, дал отпор печенегам, воевал с Болгарией, Византией и Польшей, покорил вятичей, радимичей и ятвагов. Владимир присоединил к своему княжеству новые земли, обложил данью множество племён. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр и др., заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Княжество при нем процветало.

Попытавшись реформировать и унифицировать язычество в 980 г. и не преуспев в этом, в 988-989 гг. он ввел на Руси в качестве государственной религии христианство. По свидетельству летописи, став в 987 г. или 988 г. христианином, Владимир (после крещения Василий) разительно и неправдоподобно переменился.

Вчерашний бражник, человек жестокий и грубый, любитель буйного веселья, ни в чем не знавший меры, он вдруг стал добрым, отзывчивым, внимательным и смиренным. Не кичился ни властью, ни богатством, все дела старался решать миром и наказывал только разбойников. Бедным раздавал обильную милостыню, а для больных и немощных велел развозить по улицам хлеб и мясо, рыбу и сало, горячую кашу и творог, мёд и квас в бочках. Не жалел денег и на строительство церквей. Из Византии были приглашены священники, вызваны искусные зодчие, доставлены иконы, кресты, церковные сосуды и прочая утварь, которой еще не знали на Руси.

Конечно, благостный облик Владимира Красное Солнышко (так прозвали его за то, что был лицом пригож, и за то, что пролил на Русь свет христианства) после принятия новой веры стал во многом апокрифичен (недостоверен) и вызывает справедливые сомнения. На самом деле киевский князь был, по-видимому, большим прагматиком, ни при каких обстоятельствах не упускавшим политической выгоды и не забывавшим о своей личной пользе. Так, став христианином, он обвенчался с византийской принцессой Анной, расторгнув тем самым неосвященные браки и поставив бывших супруг фактически в положение наложниц. Рогнеда Полоцкая была второй женой, после неё было еще три жены. У Владимира примерно насчитывается тринадцать сыновей, и не менее десяти дочерей. И всё же, в какой бы степени церковно-летописная традиция ни идеализировала князя Владимира и ни преувеличивала его заслуги, он, безусловно, был незаурядным правителем и талантливым полководцем.

Русская Православная Церковь причислила Владимира I к лику святых, назвав его «Равноапостольным». Так же Владимир вошёл в историю как князь-Креститель, Владимир Святой, Владимир Великий, и Владимир Красное Солнышко.

Итоги и последствия принятия христианства

Владимиром было крещено большинство людей на Руси, а язычество было объявлено запрещённой верой и преследовалось властью. Оно, конечно, не перестало существовать, но стало тайной верой. Это явление совершенно естественное и неизбежное: невозможно, чтобы в каком-либо народе вдруг могли искорениться религиозные верования, которые существовали, может быть, целые века и тысячелетия, чтобы все люди легко отказались от тех убеждений, на которые привыкли смотреть, как на самые священные и драгоценные.

Приднепровье жило в совершенно других хозяйственных и социальных условиях в отличие от Византии. Поэтому главный мотив христианства, мотив искупления, остался чужд новообращённой массе. Греческий священник с крестом, сопутствуемый дружинником с мечом, проповедовал не только новую религию, но и подчинение княжеской власти во имя этой религии.

Не все обратившиеся тогда в христианство понимали важность той перемены, на которую решались. Весьма многие крестились потому, что было велено. Поэтому не удивительно, что большинство новообращённых только назывались христианами, а в душе оставались язычниками, сохраняя суеверия и традиции своих отцов.

Успех христианизации объясняется не только тем, что православие не противоречило русскому национальному характеру, но и тем, что истины новой веры прозвучали на родном славянском наречии: к этому времени появились переводы Евангелия и богослужебных книг, осуществлённые создателями славянского алфавита братьями - просветителями Кириллом и Мефодием. Старославянский литературный язык, разработанный благодаря этим переводам, стал общегосударственным языком Киевской Руси, столпом просвещения и культуры, подтверждением генетического и духовного единства всего славянского мира. С крещением Руси связано и введение византийского юлианского календаря, принятого тогда в Европе. Он появился на Руси в 10 веке как результат ее приобщения к христианской культуре. Так было положено начало церковной организации на Руси.

Святой Владимир поразил народное воображение не тем, что он ублажал пирами своих дружинников, а тем, что не забывал о праздничных трапезах всего бедного населения государства. Как широкая русская натура, князь Владимир в деле внутреннего радикального изменения и обновления в социальной жизни народа, воспылал желанием употребить всю силу государственной власти, все средства государственной казны на то, чтобы крещеные люди почувствовали, что у них «одно сердце и одна душа», что у них «все общее». До Владимира ещё ни одному главе христианского народа не приходила в голову такая мечта. Он хотел сохранить и расширить всеобщий пир и всеобщую радость братолюбивой христианской жизни.

[1], [3], [4]

Список литературы

 

[1]

Макарий, История Русской Церкви, Москва, 1995.

[2]

В. А. Никитин, Малая Церковь: настольная книга прихожанина, Москва, 1992.

[3]

Н. М. Никольский, История Русской Церкви, Москва, 1983.

[4]

В. Пархоменко, Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории (к 900-летию кончины), Тифлис, 1915.

[5]

В. М. Соловьев, История Отечества: популярная энциклопедия, Москва: АСТ-ПРЕСС, 2000.

[6]

А. Н. Щукин, Самые знаменитые люди России т.1 (А-М), Москва: Вече, 2001.

Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Руси
Крещение Владимира
Крещение Владимира
Крещение Владимира
Крещение Владимира
  • Светлана 10 ноября 2014 г.
    Очень интересный и познавательный доклад
    Очень интересный и познавательный доклад
  • dfcz 10 ноября 2014 г.
    Интересная работа, чувствуется, что при написании доклада было прочитано и проанализировано много дополнительной литературы. Здорово, спасибо!
    Интересная работа, чувствуется, что при написании доклада было прочитано и проанализировано много дополнительной литературы. Здорово, спасибо!
  • natalyagim 12 ноября 2014 г.
    Действительно, в общедоступной литературе идеализируется образ князя Владимира, а в этом докладе раскрыты и его человеческие черты , т.е. дана характеристика князя как человека. Это не менее важно, т.к .помогает  раскрыть как явные, так и тайные мотивы его поступков. Обязательно использую эту информацию при подготовке к урокам. 
    Действительно, в общедоступной литературе идеализируется образ князя Владимира, а в этом докладе раскрыты и его человеческие черты , т.е. дана характеристика князя как человека. Это не менее важно, т.к .помогает  раскрыть как явные, так и тайные мотивы его поступков. Обязательно использую эту информацию при подготовке к урокам. 
  • Анискин 14 ноября 2014 г.
    Поддерживаю, изучение личности политического деятеля во многом объясняет его поступки и решения
    Поддерживаю, изучение личности политического деятеля во многом объясняет его поступки и решения

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт