Жапарова Кульзина Кабденовна,
учитель истории МАОУ СОШ № 8,
Сулейменова Жанара Казбековна,
учитель истории МАОУ СОШ № 8.
г. Лабытнанги
Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства
Великий Киевский князь Владимир I Святославович (в крещении – Василий), сын киевского князя Святослава Игоревича и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. В 969 г. Святослав по просьбе новгородцев дал Владимиру Новгород. После смерти Святослава между его сыновьями началась усобица. Владимир, опасаясь старшего брата Ярополка, княжившего в Киеве, бежал за море, к варягам. В 980 г. он вернулся в Новгород с варяжскими наёмниками и вскоре вступил в борьбу с Ярополком. Первым успехом Владимира был захват Полоцка, в котором правил союзник Ярополка князь Рогволд. Рогволд был убит, а его дочь Рогнеду Владимир взял в жёны.[1]В том же 980 г. Владимир расправился с Ярополком и овладел Киевом, возглавил набеги на поляков, вятичей, ятвегов (предки литовцев), радимичей (одно из древнерусских племён).
Владимир всячески преследовал христиан, которым покровительствовал его предшественник Ярополк. Как язычник, великий князь совершал человеческие жертвоприношения. Однажды жребий быть убитым выпал мальчику – христианину Иоанну. Отец его Феодор попытался спасти сына. Толпа убила их обоих (позднее они были канонизированы как мученики, пострадавшие за веру). На Владимира это произвело огромное впечатление: великий князь впервые задумался о значении веры.[3]
Предпосылки крещения Руси
*интересы развивавшегося государства (централизация) требовали отказа от многобожия и введения монотеистической религии;
*этого требовали международные условия, т.к. почти весь европейский мир уже перешёл к христианству;
*христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, т.е. несло в себе воспитательную функцию;
*усложнение социальной структуры общества на Руси требовало объяснения, новой идеологии, которую могло предоставить христианство[7].
*кроме того для принятия христианства по восточному образцу в Южной Руси было достаточно подготовлена почва, и существованием большого числа христиан, ориентированных на Византию и выбором княгини Ольги приводимым князем Владимиром в пример его приближенными. *повлиять на ориентацию князя Владимира, на Византию могли его дружинники - скандинавы среди которых было много христиан, крестившихся в Византии[9].
Владимир не сразу пошёл на введение христианства. Сначала он решил провести реформу язычества, стремясь поднять древние верования до уровня государственной религии: приказал поставить деревянные кумиры 6 богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла, Мокоши. Однако, эта религиозная реформа не принесла того результата, на который рассчитывал Владимир.
По приглашению Владимира к нему явились представители различных вероисповеданий: мусульмане, католики, иудеи и православные. Согласно мусульмане сказали: «Ты князь мудр и смыслён, закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету…Мы веруем в Бога. Магомет учит нас: творите обрезание, не ешьте свинины, вина не пейте, и по смерти Магомет даст каждому по семидесяти прекрасных жён». – «Руси есть веселие пить, - ответил им Владимир, - не можем без того быть». – «У нас пощение по силе, - рассказывали католики, - если же кто ест и кто пьёт, то всё во славу Божию, как говорит учитель наш Павел».- «Ступайте домой, - отвечал Владимир. – Отцы наши этого не приняли». Когда иудеи рассказали о своей вере, великий князь спросил: «А где вы живёте?» - «Наш Бог прогневался на наших отцов, отвечали те, - и за грехи наши рассеял нас по всем странам…» - «Как же вы других учите, а сами отвержены Богом и рассеяны?» - воскликнул Владимир[6].
Прежде, чем принять новую веру, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотрели они, какая вера лучше. Послы рассказали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в греческой церкви.
«И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой…знаем только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве…». И спросил Владимир «Где примем крещение?» Они же сказали «Где тебе любо»[6] И принял Владимир православную веру.
В 988 г. Киевская дружина пошла войной на византийский город Корсунь (древнерусское название Херсонеса). Владимир требовал себе в жёны Анну, сестру византийских императоров Василия и Константина. Едва царевна ступила на берег Корсуня, как Владимир ослеп. «Спасти тебя, сказала Анна, - может лишь скорейшее крещение». И как только корсуньский епископ возложил на Владимира руки, великий князь прозрел[5].
Ишимова А.О. так описывает крещение: «Народу было великое множество: кто вошел в воду по шею, кто по грудь, младенцы были на руках, дети возле берега; те киевляне, которые были уже крещены стали теперь крещеными отцами, а священники на берегу читали молитвы. Так и крестились киевляне, и была великая радость. Окрепло Русское государство, теснее соединились крещеные племена. Греки научили русских многому полезному и русские стали еще лучше. И до крещения было много у них доброго да много и худого. За свою веру и добрые дела благоверный князь Владимир признан православною церковью святым и равноапостольным»[2]
С 988 г. Православие стало государственной религией Руси. В Киеве Владимир крестил сыновей, слуг, горожан.
Были разрушены языческие капища. Главный киевский идол Перун, сделанный из дерева, с золотыми волосами и серебряными усами, был бит палками и пущен вниз по Днепру. Приняв христианство, Владимир стал добр, справедлив и щедр. Именно тогда великого князя прозвали в народе Красным Солнышком.
Последствия крещения Руси:
1.Княжеская власть получила в новой религии духовную и политическую надежную опору. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание – единство древнерусской народности. Христианство с его единобожием признанием бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
2. Русь, отвергнув «примитивное язычество», становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Владимир отменил право на кровную месть, заменил смертную казнь денежным штрафом.
3. Христианство стало государственной религией, связывало светскую и церковную власть и объединяло многоэтническое население в единое целое.
4. Династическое родство с византийским императором. С принятием христианства значительно укрепился авторитет Руси и её международные связи, что отразилось в династических браках. При сыне Владимира Ярославе европейские короли уже почитали за честь породниться с киевским князем.
5. Создание церкви как института и церковной организации по византийскому образцу. В домонгольской Руси открылось около 70 монастырей. Именно они играли роль очагов русской культуры[8].
6. Вхождение русского государства и народа в круг византийской культуры, ценностей, искусства и т.д. В XI-XIIвв. Русь переживает небывалый культурный и духовный подъём, который академик Д.Лихачев назвал «предвозрождением».
В этот период создаются такие шедевры зодчества, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде, храм Покрова на Нерли,Успенский собор во Владимире [8].
7. Возможность вести проповедь на родном для верующих языке.
8. Введение кириллической азбуки и начало литературы. Появляются образцы высоконравственной литературы: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, первые русские жития святых Бориса и Глеба.
Костомаров в своей работе писал «на Руси в каких-нибудь лет двадцать возросло поколение людей по уровню своих понятий и по кругозору своих сведений далеко шагнувших вперёд от того состояния, в каком находились их родители…, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже показывает во Владимире истинно великого человека» [4].
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси.
Список литературы:
1. ВербицкаяЛ.А., академик Фурсенко А.А «Школьная энциклопедия.
История России IX-XVII века». Москва «Олма-Пресс Образование» 2003
2. Ишимова А.О. «История России для детей» .-М.: Монолог,1995.
3. Карамзин Н.М. «История государства Российского».Комментатор. Кузнецова А.М; Художник И.Цыганков. Т 1-4.-Калуга: Золотая аллея, 1993г. Стр103
4. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей»Том I. Издательство «Феникс», 1997. Стр. 17
5. Правители России. Составитель: Наталья Шутюк . Автор текста Виктор Ерёмин. Издательство Белфакс, 2001. Стр.19-21
6. «Повесть временных лет» Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие.-М.»Проспект»,1999,стр34-35
7. Серов Б.Н., Лагно А.Р. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIXвека». Москва «Вако» 2007. Стр. 35
8. «Российская большая детская энциклопедия». При участии творческого объединения «Чёрная курица» при Фонде Ролана Быкова. Яковлев Лев. Москва Астрель АСТ 2006. Стр. 10-11
9. Яшина О.Н. «История Русской Православной церкви»: Элективный курс. –М.: 5 за знания,2007. Стр20