Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Киевский князь Владимир Святой...

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства


Каращук О. Н.
учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Уренгой

                        Каращук  О. Н.,

учитель истории и обществознания

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа

№ 1»  п.г.т. Уренгой  Пуровского  района

 

Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

Крупное Древнерусское государство с центром в Киеве, возникшее в IX веке, имело свой пантеон богов по аналогии с древнегреческими, древнеримскими, древнеиндийскими богами. В Киеве на княжеском подворье большому деревянному идолу, изображавшему Перуна, бога грома, молнии и войны, наши предки приносили жертвы. В конце X века Русь приняла христианство. Это произошло во время княжения Владимира, имевшего в народе прозвище Красно Солнышко. В XII веке великого князя Владимира православная церковь причислила к лику святых и назвала равноапостольным.

Почему Владимир пошел на этот шаг? «Сердце царя в руке Господа и Он направляет его как потоки вод» [4]. Неслучайно при этом  обращение в христианство его бабушки, княгини Ольги. Может быть, на князя оказали влияние пленные греки-христиане, не исключено, что  христиане были среди наемников из варяг. Возможно, великим князем в большей степени двигали политические расчеты и амбиции: обеспечить единство молодого государства и войти на равных в круг европейских держав. В любом случае, он оказался послушным  воле Божьей. Летопись отмечает не самые привлекательные черты характера у Владимира-язычника и  изображает его преобразившимся человеком после принятия крещения. «Вера от слышания, а слышание от слова Божьего», и: «Идите, научите все народы, крестя их..»[4] - таков библейский  путь принятия веры  и, согласно этого стандарта Владимир крестил народ, особенно в Муроме, не по-апостольски. Историки приводят в оправдание Владимиру тот факт, что иные вожди и правители  поступали в подобном случае значительно жестче.[2]

Само событие произошло после взятия князем Владимиром Корсуни, городе на юго-западном берегу Крымского полуострова, принадлежавшем тогда  Византии.  В летописи под  986г. помещено сообщение о том, что Владимир созвал бояр и городских старейший Киева, объявив им о приходе к нему проповедников религии от разных народов: магометанской от волжских болгар, иудейской от хазар, католической от немцев, православной от византийцев. В результате встречи иудаизм, католицизм и ислам были отвергнуты, а православный вариант христианства был принят как государственная религия.[3] Имел ли  князь Владимир эту встречу с послами или нет, он сделал цивилизационный выбор для Русского государства: между язычеством и великими религиями, и между католицизмом и православием в рамках одной веры. В отличие от язычества указанные великие религии признают греховность человека, необходимость покаяния и спасения, стремления к добрым делам, необходимость приближения человека к  Единому Всемогущему Богу. Христианство, в отличие от иудаизма с его сотнями «можно» и «нельзя», и от ислама с его культом покорности, признает и ценит человеческую индивидуальность, предусматривает за человеком свободу выбора, приветствует его инициативность, самодеятельность, предприимчивость, прогресс. У народа появляется общая цель, религиозная самоидентификация, стремление к  соборности, формируются характерные черты национального характера. Начальствующий в народе и слуга, священник и бедная вдова - каждый ощущает свою греховность, каждый ищет быть помилованным, спасенным, благословленным. Сходные переживания и размышления над читаемым и проповедуемым в церкви Евангелием, покаяние и умиление на богослужениях, возможность принести Единому Богу в мольбе свои скорби и тревоги, общее торжество и ликование в праздники, - все  становится основой  развития культуры народа и помогает им - народу и его культуре -    сохраниться в самых тяжелых исторических условиях.  Не менее важна освящаемая великой религией основа государственной власти как  Божьего установления, положение  правящей верхушки как тех, «кто не напрасно носит меч», «кто Божий слуга, тебе на добро».[4] Кроме формируемого духовного единства народа, православие смогло укрепить государст­венную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Выбрав восточный вариант христианства и отвергнув западный, великий князь тем самым определил   мировоззренческий аспект будущей российской цивилизации.  Византийская идея обожествления императора, установление цезаропапизма повлияло впоследствии и на роль царя в России. Обращение  внимания более на божественную природу Иисуса Христа, чем на  Его человеческую природу привело к идее коллективного спасения в церковной общине, отдельный человек  считает себя частицей «народа-страстотерпца». [1] Не внешняя активная деятельность на благо себя и общества, а забота о внутренней чистоте помыслов, моральном совершенстве для православного человека  выходит на первый план. Не  практическая деятельность по преобразованию внешнего мира, а его одухотворение, «духовное деяние»  приоритетно для человека  православной культуры. Забота о комфортном земном существовании для православного сознания едва ли не греховна, разве что она компенсируется щедрой благотворительностью. Под стать этому сознанию постепенно формируются культурные, политические, экономические институты, которые делают Русь, впоследствии Россию,  особой  цивилизацией.

Можно ли было поствладимирскую Русь в полной мере считать «святой Русью»? Вряд ли, мировоззрение  простых людей, теперь уже крестьян (христиан) вместо смердов, -  менялось очень медленно. И все же:   многоженство было запрещено, идолы  уничтожены, языческие святилища разрушены, тризны отменены. Благодаря князю Владимиру боярских детей начали  обучать грамоте, из Греции  приглашались священники, страна стала покрываться  христианскими  церквями, в том числе каменными. Все виды древнерусского искусства переживали заметные перемены, наполнялись христианским содержанием, начала распространяться письменность.   Древнерусское государство вошло в круг  христианских стран, устанавливались прочные торговые  и  политические отношения с  Европой, в том числе и с Западной, католической.

Немало специфических черт, связанных с господствовавшим на Руси язычеством и культурными традициями, осталось в народном сознании. Но несомненно, что принятие христианства стало величайшим благословением  для живущих тогда и сейчас людей.  Вся слава Богу за Его милость к нашим предкам и к нам, за избрание  Им верных слуг для Своих планов.

 

Библиография:

1. Ионов И.Н. Российская цивилизация. 9-начало 20 века. – Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1998.

2. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь. -  Новый мир. 1988. №6. -http://www.pravmir.ru/

3. Любимов Г.А. День памяти Великого Князя Владимира. -  http://portal-slovo.

4. Священное Писание: Книги Ветхого и Нового Заветов.

  • Библиотека 11 ноября 2014 г.
    Не полностью раскрыто значение князя Владимира в русской истории.
    Не полностью раскрыто значение князя Владимира в русской истории.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт