Ключ к успеху
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 6 г. Салехард
Шухова М. В.
Подготовка к написанию итогового сочинения в 2014-2015 году велась в сжатые сроки, что, безусловно, стало дополнительной нагрузкой как для педагогов, так и для выпускников. Сочинение, которое пишут учащиеся в части второй ЕГЭ по русскому языку, кардинально отличается и по форме, и по решаемым задачам от того, с которым необходимо было справиться в декабре 2014 года. Таким образом, перед учителем стоит задача подготовить учащихся к двум существенно отличающимся друг от друга типам сочинений.
При подготовке к написанию итогового сочинения учитывалось несколько важных факторов:
· Текущая успеваемость по литературе и русскому языку как показатель готовности к написанию итогового сочинения;
· Характер затруднений при написании сочинения;
· Читательский опыт учащихся;
· Склонности, особенности мышления, восприятия информации.
В результате ученики 11 класса были разделены на группы:
1. Учащиеся, не испытывающие особых трудностей при работе над сочинением, так называемые гуманитарии.
2. Учащиеся с математическим складом ума, испытывающие трудности не с логикой построения работы и литературным материалом, а со словесным оформлением сочинения, созданием текста нужного объёма.
3. Учащиеся, испытывающие серьёзные трудности с написанием сочинения («группа риска»).
В зависимости от группы, к которой были отнесены учащиеся, система работы имела определённую специфику.
С первой и второй консультации по подготовке к сочинению имели групповой характер и проводились один раз в неделю. Третья группа посещала как групповые консультации, так и индивидуальные (по разработанному графику). Одиннадцатиклассникам был предложен список литературы, обязательный для прочтения. Совместно с учащимися была заполнена таблица, в которую были включены произведения, изученные в 10-11 классе, а также те произведения, содержание которых выпускники хорошо знают. Содержание данной таблицы позволило учащимся систематизировать свои знания в рамках предложенных в этом году пяти тематических направлений, понять, какие пробелы необходимо восполнить в ближайшее время как на уроках литературы, так и в рамках самообразования. Например:
Чем люди живы? |
Вопросы, заданные человечеству войной |
Человек и природа в отечественной и мировой литературе |
Спор поколений: вместе и врозь |
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова) |
Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский, М.Болконская, П.Безухов, Н.Ростова) |
Л.Н.Толстой «Война и мир» (Война 1812года, Наполеон и Кутузов и др.) |
Л.Н.Толстой «Война и мир» (понимание природы Наташей Ростовой и др.) |
Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Болконских, семья Ростовых, семья Курагиных) |
«Герой нашего времени» «Мцыри» «Демон» Лирика Выхожу один я на дорогу Белеет парус одинокий Родина (Люблю Россию я, но странною любовью» |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
|
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
|
- |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
|
Особую трудность представляла подготовка учащихся, относящихся к «группе риска». При работе с данной группой, с моей точки зрения, целесообразно особо отработать одно тематическое направление. В нашем случае это было направление «Вопросы, заданные человечеству войной». Оно было выбрано не случайно. В ходе диагностических работ было выявлено, что именно оно представляет наименьшую трудность для учащихся третьей группы. Обладая богатейшим воспитательным потенциалом, данное направление также позволяет подобрать прекрасный литературный материал небольшого объёма (такие произведения, как «Судьба человека» М.А.Шолохова, «А зори здесь тихие» Б.Л.Васильева, «Сотников» В.В.Быкова, «Шинель без хлястика» В.П.Астафьева). Это очень важно для учащихся, испытывающих трудности с гуманитарными предметами, не обладающих широким читательским кругозором, На уроках литературы практиковалось составление устных развёрнутых ответов на проблемные вопросы по текущему литературному материалу. Композиция подобных ответов должна была быть выдержана в логике, совпадающей с логикой формата итогового сочинения: ответ строится на литературном материале; имеет чёткую композицию (вступление, основная часть, заключение); соблюдаются речевые нормы. Подобная практика позволила ученикам 11 класса лучше понять логику построения итогового сочинения, ещё раз отработать навык создания связного высказывания. Большим подспорьем в подготовке к написанию итогового сочинения стал и элективный учебный предмет «Обучение сочинениям разных жанров». Программа данного курса открывает большие возможности для отработки навыка написания литературного сочинения. Всё эти меры позволили в короткий срок подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения.