Решетников А. С.
учитель истории
Негосударственное общеобразовательное
учреждение «Новоуренгойская
православная гимназия»
Князь Владимир и смена цивилизационного курса
В 2015 году Православная церковь будет отмечать тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, крестившего Русь. Эта дата ещё один повод, чтобы переосмыслить события, произошедшие в нашем государстве более тысячи лет назад.
В наше время в большинстве европейских христианских странах произошёл отказ от вековых христианских ценностей, на которых был построен фундамент, как европейского общества, так и российского. В Европе наблюдается стремительное сокращение количества христиан. Христианские принципы, ценности и институты исчезают из экономической, правовой, образовательной, общественной структур, а образовавшийся религиозный и социальный вакуум заполняется религиозным суррогатом. Процесс дехристианизации наблюдается и в современной России. Молодые люди в нашей стране всё чаще отходят от духовных и нравственных идеалов христианства. Их место все больше занимает языческо-магическое восприятие мира и различного рода суеверия. В конце XX - начале XXI веков в России появилось много новых языческих оккультных практик, которые не только чужды российскому менталитету, но и не имеют никакого отношения к дохристианскому язычеству на Руси.
Обращаясь к историческому выбору князя Владимира между язычеством и христианством, нужно сказать о причинах, по которым решился русский князь на такой поступок.
Из исторических источников известно, что масштабное крещение восточных славян началось в IX веке, но предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 года, когда его официально принял Князь Владимир. Христианизация была совершенно естественным актом для Владимира.
Выбор между язычеством и христианством, был явным в пользу христианства по многим причинам.
Во-первых, язычество не было религией в современном понимании – как христианство, ислам, буддизм. Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объединение людей разных племён, в чем так нуждались восточные славяне в X–ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Да и в самом язычестве было сравнительно мало специфических национальных черт, свойственных только одному народу. В лучшем случае по признаку общего культа объединялись отдельные племена, население отдельных местностей.
Языческий пантеон, включавший в себя к X веку множество языческих божеств, был настолько разнообразен, что породил множество отдельных мифологических верований. Религиозная разобщённость во многом не только не сплачивала славянский этнос, но приводила к противостоянию внутри государства.
Во-вторых, языческий культ включал в себя ряд кровавых жертвоприношений. Человеческие жертвоприношения не были исключением в языческом обществе Древней Руси. Особенно часто они происходили после кровопролитных сражений: вражеская кровь должна была искупить кровь павших в бою соплеменников. Одно из самых известных таких жертвоприношений, как описывает историк Рыбаков В. А., свершилось в 971 году, во время осады византийцами болгарского города Доростол (современная Силистрия), за стенами которого укрылось войско великого князя киевского Святослава Игоревича. В ночь перед решающим сражением русы сожгли тела своих погибших воинов, заколов предварительно множество пленных мужчин и женщин. В числе принесённых в жертву были и грудные младенцы, задушенные русами, а также петухи, которых топили в водах Дуная.
Языческие обычаи, царившие в древнерусском государстве, не позволяли вести русским князьям равноправные международные отношения с развитыми странами. Византийские хронисты описывают дохристианскую Русь как варварское государство, которое нужно остерегаться.
Возвращаясь к событиям исторического выбора князя Владимира, нужно отметить, что он прекрасно осознавал, что языческая религия это ущербный путь развития для Русского государства, и христианизация Руси была совершенно естественным актом. Обращение князя Владимира в христианскую веру это результат глубокого внутреннего поиска Бога.
Конец Х века – это время принятия христианства в очень многих до того не христианизированных обществах Восточной и Северной Европы. Практически одновременно с Русью принимает христианство Скандинавия, Венгрия, Швеция.
Цивилизационный выбор князя Владимира предопределил историческую судьбу нашего государства. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и апостольской церкви – Поместная Русская Православная Церковь.
Учение христианства дало, прежде всего, сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов. Под влиянием Православной церкви из жизни простого народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц. Возросла гражданская правовая культура и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.
С принятием христианства создаётся международный авторитет Руси, прежде всего – на христианском Западе. Христианство делало князей Руси формально равными монархам Европы, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам-варварам. Международные договоры теперь можно было заключать, давая клятву перед одним Богом. Без крещения Руси трудно было бы представить возможность заключения междинастических браков, устроенных позднее Ярославом Мудрым.
Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и библиотеки. В монастырях зарождалось летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство древней Руси, выраженное в иконописании, и сейчас остаётся непревзойдённой вершиной в мировой живописи. Православие как религия любви и прощения нашло отражение и в первых древнерусских гражданских законах. Оно явилось духовной основой всей европейской цивилизации. В этом отношении выбор Владимира означал и выбор цивилизационной альтернативы. Принятие христианства определило выбор Руси, при этом православие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской цивилизации.
Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства – Восточную Европу, но и задало новый тон развития российского народа по нравственным принципам. В наше время практически вся правовая база российского общества строится на христианских началах. Уважение старших, запрет на убийство, отсутствие кровной мести, гуманное отношение к больным и старым, помощь малоимущим и многое другое – всё это плоды цивилизационного выбора, сделанного князем Владимиром в пользу христианства.
Рассмотрев влияние христианизации на развитие нашего государства, мы видим, что благодаря христианской вере сложился целый пласт российской культуры. Литература, музыка, архитектура, живопись, социальные нормы поведения, народный быт проникнуты идеями христианской морали.
В свете всего изложенного нужно помнить о важности исторической памяти народа. Вспоминая князя Владимира и его сподвижников, обращаясь к их подвигу, мы сохраняем память о наших предках, о великих страницах нашей истории. И важно не забыть, что народ, не помнящий своих корней, обречён на вымирание.
Литература
1. Андреева Л. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке [Электронный ресурс] / URL: // http://www.gazetaprotestant.ru/2010/01/process-dehristianizacii-v-rossii-i-vozniknovenie-kvazireligioznosti-v-xx-veke/(дата обращения 19.10.2014.).
2. Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси [Электронный ресурс] / URL: //http://wordweb.ru/christ/index.htm(дата обращения 19.10.2014.).
3. Зубов И.А. О крещение Руси [Электронный ресурс] / URL: // http://www.svoboda.org/content/article/2112116.html(дата обращения 22.10.2014.).
4. Кураев А., диакон. Трудно быть русским. Россия и новое язычество [Электронный ресурс] / URL: //http://azbyka.ru/religii/yazychestvo/rossiya_i_novoe_yazychestvo-all.shtml#(дата обращения 19.10.2014.).
5. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь [Электронный ресурс] / URL: // http://www.pravmir.ru/kreshhenie-rusi-i-gosudarstvo-rus/
/(дата обращения 21.10.2014.)
6. Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации // Вопросы истории. – 2005. – С.72-89.
7. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси [Электронный ресурс] / URL: //http://royallib.ru/book/ribakov_boris/yazichestvo_drevney_rusi.html (дата обращения 21.10.2014.).
8. Федосеев А., прот. Европа в агонии: дехристианизация – прямой путь к депопуляции [Электронный ресурс] / URL: // http://sozidatel.org/articles/vera-i-czerkov/3988-evropa-v-agonii-dehristianizatsiya-pryamoy-put-k-depopulyatsii.html(дата обращения 19.10.2014.).
9. Шахназаров О.Л. Роль христианства в политической жизни западной Европы и России // Вопросы истории. – 2006. – С.58-75.