Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Князь Владимир как великий реф...

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни


Сурайкина Е. В.
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. п. Ханымей Пуровского района

Сурайкина Е. В.,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное 

учреждение «Средняя общеобразовательная 

школа № 1»  п. Ханымей Пуровского района

 

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни

 

Князь Владимир I Святославович – великий князь киевский, один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. C одной стороны – язычник, с другой - образцовый христианин, князь Владимир внёс большой вклад в укрепление территориальных и политических позиций русского государства.

Он стал великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых.

Князь Владимир был внебрачным сыном князя Святослава и рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги.

После смерти Святослава его сыновья образовали триумвират: Ярополк I Святославович - старший сын князя Святослава правил в Киеве, Олег – в  Искоростене у древлян, Владимир - в Новгороде. Отсутствие единовластия породило междоусобицу. Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Олег был разбит и погиб. Владимир собрал большое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Несмотря на добровольную сдачу, Ярополк был убит Владимиром. Во время усобиц княжеская власть ослабла. Князю Владимиру Святославовичу пришлось покорять вятичей, радимичей и ятвягов. Так же он воевал с печенегами, Волжской Болгарией, Византией и Польшей. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула, существенно укреплен и застроен каменными зданиями город Киев.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств.

988 год принято считать годом принятия христианства в качестве государственной религии. Крещение людей, которое проводилось не только убеждением, но и насилием, стало лишь началом утверждения новой религии. Языческие обычаи и верования сохранялись еще длительное время и до сих пор уживаются с христианством.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением.

Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр, а духовенству — проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

 «На следующий же день, — говорит летописец, — вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошедши в воду, и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу»[3].

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии — священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры». «И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам». С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный), и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою «духовную Русскую Церковь»[3]

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви — Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, насаждению просвещения, появлению богатой переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По свидетельству летописи он велел «собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

С крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы.

Владимир-Красно Солнышко - так прозвал народ русский своего духовного родоначальника. Разумный и благодарный народ этими словами лучше всего отобразил личность крещеного князя-крестителя. Владимир оставался красным солнышком во всю минувшую историю народа русского. Столетия после правления Владимира изобилуют в России святыми мужами и святыми женами, чудотворцами - среди них и два сына Владимира, святые Борис и Глеб. Они исцеляли больных, освобождали бесноватых, воскрешали мертвых. Но все они должники святого Владимира. И всем им легче было сделаться святыми, нежели Владимиру, великому князю и великому богатею, который сквозь игольные уши должен был пролезать в Царство Небесное, не имея предшественников в святительском календаре своего народа.

Владимир Святой, Владимир - Красно Солнышко... Вся его жизнь - клубок противоречий. Он был ребенком рабыни-ключницы, а стал Великим князем Киевским, объединил Русь, создал сильнейшее в Европе государство. Он любил женщин - и делал их несчастными. Хотел мира, ведя жестокие войны. Заботился о распространении письменности, а сам был неграмотен. Остался в народной памяти Красным Солнышком. Был ярым язычником - а превратился в истового христианина. Прожил жизнь великого грешника - и стал великим святым. Пролил реки крови - и дал Руси новую веру и великое будущее.

С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура.

Крестивши русский народ, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел подземную реку из-под земли, прорыл ей новое русло под солнцем и сделал ее полезной в сотнях отношений, то совершил бы дело подобное тому, что совершил Владимир с народом русским, - но намного более скромное и легкое. Мрачная языческая масса русская через Крещение сделалась с течением времени «красным солнышком» среди народов.

 

 

Литература

1.    Греков Б.Д. Киевская Русь, М.,1953.

2.    Карамзин Н.М. История государства Российского, М., 1989, Т. 1.

3.    Повесть временных лет: [отрывки] / перевод Д. С. Лихачева // Литература Древней Руси: хрестоматия / сост. Л. А. Дмитриев; ред. Д. С. Лихачев. – Москва: Высшая школа, 1990.

4.    Русская Православная Церковь 988 – 1988. Издание Московской Патриархии. М., 1988.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт