Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Князь Владимир как великий реф...

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни


Гильмутдинова Ф. Я.
учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ №1»
г. Тарко-Сале

Гильмутдинова Ф. Я.

учитель истории и обществознания

 МБОУ «СОШ №1» г. Тарко-Сале

 

Князь Владимир как великий реформатор духовной жизни

 

И на берег вышел, душой возрожден,
Владимир для новой державы,
И в Русь милосердия внес он закон —
Дела стародавних, далеких времен,
Преданья невянущей славы!..

(А.К. Толстой)

 

 

Князь Владимир является одним из легендарных и неоднозначных правителей Древней Руси. Летописцы не жалеют черных красок, изображая князя до принятия христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен и около восьмисот наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце»[1]. Но и наложницы не могли удовлетворить его. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Кроме того, в начале своего правления он был ярым противником христианства и убежденным язычником. И после вступления в Киев на холме возле своего дворца он устроил  настоящий языческий пантеон. «По его приказу были поставлены идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши»[2]. «И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор одного варяга-христианина, и киевские язычники потребовали у него принести в жертву сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание. Киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Таким образом, варяги-христиане, Феодор и сын его Иоанн, стали первыми в Русской земле мучениками за веру. Первая языческая реформа князя Владимира провалилась.

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, которому несли службу былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Владимир строит своего рода «засечную черту» по южным границам своего государства, для  борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI века. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь племен. Кроме того Владимир понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. «Феодальное общество сколько-нибудь продолжительное время без религии, освящающий его порядки, не может»[3].          Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря, его бабушка. Около 955 г. Ольга приняла крещение в Константинополе (под именем Елена). Она привезла греческих священников на Русь, но христианство тогда не получило широкого распространения. Сын Святослав не видел необходимости  в христианстве и продолжал чтить языческих идолов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру.
          Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искал союзника против претендента на престол. Один из  военачальников  Варда Фока поднял мятеж против   Василия II, тот обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Но, не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе. А союз необходим для того, чтобы поднять политический статус киевских князей и укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал перспективы, необходимые как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Владимир отправил в помощь Василию II дружину около 6 тыс. человек, но греки не выполнили обещания. Князь  взял город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий, тем не менее, его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы имел положительное значение и для  императора. Во - первых, обезопасить северные границы Византии, а во - вторых, преобладание греческих священнослужителей на Руси давало возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви. Согласно «Повести временных лет», а также Житию князя Владимира, именно Анна окончательно убедила Владимира принять христианство: вскоре после ее прибытия в Корсунь князь ослеп  и крестился лишь после того, как Анна пообещала ему исцеление. Впрочем, некоторые историки утверждают, что Владимир ко времени бракосочетания с Анной уже был крещен. Тем не менее, роль Анны в христианизации Руси была весьма значительной.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева. Но прежде чем принять единобожие, Владимир встречался с проповедниками различных религий. Древний  Летописец  нам  повествует,   что он беседовал с «христианскими проповедники,  с магометанами,   с  иудеями.  Правители разных стран присылали  в  Киев  мудрых  законников  склонять Владимира к принятию своей Веры. Затем Великий Князь отправил десять  благоразумных  мужей  в разные земли, испытать,  который  народ  достойнее  поклоняется Божеству"[4]. Вернувшись  в  Киев,  Послы  говорили  Князю  с  презрением  о  богослужении Магометан, с неуважением  о  Католическом  и  с  восторгом  о  Византийском, заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже  отвращение  от  горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной".  Владимир хотел услышать  мнение Бояр и старцев. Они ответили: "Когда бы Закон Греческий  не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его". И Владимир решился стать христианином.

Место и дата принятия Крещения тоже вызывают некоторые споры среди историков. Но это все равно было событием не одного дня, а процесс,  длившийся десятилетиями. В 988 году Владимир (Василий при крещении) крестился в Херсонесе (Корсунь) и женился на византийской принцессе Анне. Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение киевлян. До этого были сброшены деревянные идолы языческих богов во главе с Перуном в Днепр. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях. Где-то принятие христианства проходило мирно, а кое-где, например, в Новгороде, в результате ожесточенных столкновений язычников с княжеской дружиной, принявшей христианство вслед за Владимиром. Борьба шла долгая и яростная. Обращенные в новую веру уничтожали идолов, которым поклонялись язычники, а те, в свою очередь,  жгли возведенные храмы и убивали христиан. Но прогрессивно мыслящие люди того времени понимали, каково значение принятия Русью христианства. И прошли века, прежде чем мы осознали значимость крещения.

Князь в начале своей жизни, кажется, превзошел во зле всех своих языческих предков и современников. Раскаявшийся грешник, ставший из просветившегося язычника в просветленного христианина,  праведника. «Владимир Красно Солнышко» — этими словами народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. И оставался он Красным Солнышком на протяжении всей истории Руси. А наша история изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром.

По свидетельству летописей, Владимир после крещения очень сильно изменился. Из сурового и жесткого человека он превратился в мягкого и доброго. И обвенчавшись с Анной, князь стал примерным семьянином. Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов). По приказу князя бедным стали раздавать бесплатную пищу и одежду. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства. Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.   Благодаря греческой письменности христианство сразу выступило на Руси в виде  высокоорганизованной  религии  с  высокой  культурой и   в  целом  способствовало  возникновению сознания единства человечества. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного подчинения,  а от князя – осознания своей высокой ответственности.

Владимир — человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015), из них двадцать восемь лет прожил в святом Крещении. Князь тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года.

Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

 

Главным, на мой взгляд, было политическое значение принятия христианства на Руси, но не менее важным было и культурное.  Реформа, проведенная  князем Владимиром Киевским, стала своего рода «окном в Европу». Русь, как бы жила в замкнутом пространстве, думая о чужеземцах  только как о врагах. Постоянные оборонительные войны то с восточными кочевыми племенами, то с западными захватчиками  приучили нас  к мысли о том, что  надежнее  изолироваться. Но изоляция же приводила к еще большему упадку экономики и культуры.  После  крещения Руси у страны стали развиваться и крепнуть внешние связи  не  только  с  Византией,  но   и   с Балканскими странами и  другими  государствами  Европы. Иерархи православной церкви  наряду с князьями (а позже и царями) оказывали мощное влияние на формирование общественного мнения, а в итоге и на политику.  

Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Благодаря династическим бракам вчерашняя варварская держава вошла на равных в семью европейских христианских народов, что заключали русские князья  XI века, с королевскими домами Западной Европы. Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры.

      Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

      1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

      2) Создание условий для полнокровного сотрудничества восточнославянских племен  с другими христианскими племенами и народностями.

      3) Русь была признана как  христианское  государство,  что  предопределило

более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

4) Христианство способствовало объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ.

 

Библиографический список

 

1.    Карамзин Н. М. История государства российского [Текст]. В 12 т. Т.1. М.: Наука, 1989.- 640 с.: ил.

2.    Кацва Л.А., Юрганов А. Л.  История России VIII-XV вв.М.: Рост, 1997. -240 с.: ил.

3.    Сухов А. Д. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987.- 302 с.: ил.

4.     http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/354.html

5.    http://days.pravoslavie.ru/Life/life4240.htm

6.    http://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony molitvy/#ixzz3Gfw7KtVB

7.    http://xreferat.ru/35/631-1-kreshenie-rusi.html

 

[1] Карамзин Н. М. История государства российского [Текст] М.: Наука, 1989., т 1,  гл. 9, с. 72. 

[2] Кацва Л.А., Юрганов А. Л.  История России VIII-XV вв.М.: Рост, 1997., с. 39.

[3] Сухов А. Д. Введение христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987., с. 13.

[4]  Карамзин Н. М. История государства российского [Текст] в 12 т. М.: Наука, 1989. т. Т. 1,  гл. 9, с. 76 

      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт