Чибирева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Салехард
Князь Владимир. Принятие христианства
Что мы знаем о князе Владимире? Князь Владимир был сыном Святослава, внуком княгини Ольги и правнуком Рюрика. Князь, который сыграл в судьбе русского народа особую роль. Владимир принял христианство и сделал православие государственной религией в Древней Руси.
Как ответить на вопрос: Крещение Руси – это политический ход или искренний душевный порыв князя Владимира? Летопись повествует, что к князю Владимиру приходили разные проповедники и рассказывали о своей вере. Первыми прибыли волжские болгары, описание мусульманского рая пленило воображение князя, но запрещение пить вино показалось безрассудным. Немецких католиков выслушал, отправив их обратно, не принимая веры от папы. У иудеев великого князя насторожило отсутствие Отечества. И только греческий философ смог заинтересовать содержанием Ветхого и Нового Завета, показав участь нераскаявшихся грешников. В 987 году отправляет великий князь десять благоразумных людей в разные страны. Вернувшись, послы рассказали о разных религиях, но впечатлила более всего красота православного богослужения. Владимир решает принять веру греческую православную. Необходимо отметить, что Русь и Византию связывали не только военные противостояния, но и давние торговые, политические, династические связи.
Приняв христианскую веру, князь Владимир при крещении получил имя Василий, решился в 988 году привести к православной вере свой народ, сначала приказав истребить языческих идолов, которых топили, сжигали, рубили. Когда-то почитаемого языческого бога Перуна привязали к конскому хвосту, били тростями и сбросили в Днепр. После разорения капищ Владимир приказал крестить народ в водах Днепра и других рек. Призывая людей на крещение, Владимир изрек: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». [4]
В исторической литературе Крещение Руси объясняется рядом причин:
Во-первых, интересы государства требовали отказа от многобожия и введения единобожия по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог, то есть возникла необходимость укрепления власти киевского князя.
Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной.
В-третьих, христианство с его нравственными нормами меняло отношения к человеку, к женщине, матери и детям. Происходит укрепление семьи, появляется церковный брак, объединение на новой духовной основе.
В-четвертых, приобщение Руси к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны и общеевропейским ценностям, что в итоге повысило международный авторитет государства.[2]
Но главное, к этому решению – принятию христианства – привело наших предков неизреченное милосердие Божие, Его желание спасти всех и каждого, «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 3–4).[3]
Начинается строительство христианских храмов. При Владимире построили в Киеве деревянную церковь святого Василия. Константинопольские мастера возвели каменный храм в честь Пресвятой Богородицы там, где пострадали от язычников за веру во Христа Федор и его сын Иоанн в 983 году.[1] Киевский храм Успения Богоматери получил название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину", то есть десятую часть княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Позднее создаются каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других городах Руси. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и художественные ремесла, ювелирное дело, храмовое зодчество, иконопись, мозаика, фрески. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Таким образом, развивается национальное искусство.
Итак, принятие христианства на Руси Великим киевским князем Владимиром стало как его религиозное воодушевление, так и государственные соображения, поскольку для русского народа христианизация означала приобщение к культуре христианских народoв, что способствовало успешному развитию культурной и государственной жизни.
Сам князь после крещения внутренне изменился. Источники повествуют, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Он боялся причинить зло, поэтому оружие брал только для защиты государства. Князь, искренне приняв православную веру, старается вести достойную жизнь христианина. Сострадая больным и убогим, велел развозить хлеб, мясо, мед, продукты по домам. Владимир стал мудрым управителем страны, духовным наставником для своих подданных. Среди дружины появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье.
Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю).
Список литературы
1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: «Покров», 2003
2. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2009.
3. «Русские Новости»ИА статья «Крещение Руси князем Владимиром»
4. "Русская Православная Церковь 988–1988". – М.: Издание «Московской Патриархии», 1988