Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Колокольный звон Ямала

Колокольный звон Ямала


Князева Елена Игоревна
МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В. Лапцуя»
г. с. Новый Порт

Нас отлучили от веры, наши святыни цинично разрушили, наших праведников загубили. Ещё не одно десятилетие будут сказываться последствия великого и трагического эксперимента, проведённого над святой Русью. Многого уже не вернуть. Но возрождаются храмы, строятся новые. Так и должно быть.

Россия переживает сегодня очень сложное и тревожное время. И многие люди в это трудное время пытаются найти для себя какую-то точку опоры, которая вызывает доверие и на которую можно опереться. У многих возникает вопрос: «Есть ли у нас какая-то общественная сила, способная примирить и объединить всё более раздробляющееся бывшее «советское общество»?  Единственной силой, способной стать такой опорой, на которую можно положиться и которая может духовно объединить  и сплотить народ, является Русская Православная Церковь.

          Во всех уголках мира люди находят смысл и цель в жизни, следуя своим верованиям. Высоко в покрытых вечными снегами Гималаях паломники, годами собиравшие деньги, чтобы попасть сюда и совершить омовение в ледяной воде, радуются, что дошли до истоков священной реки Ганг. В истерзанном войной Афганистане старики горды тем, что могут наизусть прочитать Коран, священную книгу ислама. В Северной Америке коренные народы используют традиционные методы целительства и духовные традиции в лечении наркоманов.

          Считается, что более половины населения земного шара либо исповедуют какую-либо религию, в большей или меньшей степени соблюдая её установления в повседневной жизни, либо следует духовным традициям своего народа.

              «Мы, если хотим сохранить народ, должны восстанавливать традиционные православные нравственные ценности, продолжать традиции отцов и дедов, воспитывать детей в целомудрии и чистоте» (1, стр.201). Страшно становится от того, что россияне нарушают традиционные уставы и правила: презирают Бога, родителей, не почитают старших, пьют, крадут, лгут. «Они вымирают. Так опытный садовник вырезает старые, не приносящие плодов стебли, оставляя лишь один жизнеспособный. Но из него со временем вырастает хороший плодоносящий куст» (1, с. 201).

          У Чингиза Айтматова есть легенда о том, как в результате ужасных пыток был создан раб-манкурт, не помнящий своего прошлого, не связанный с другими людьми, ни за что не несущий ответственность. Потому он не осознаёт себя человеческим существом. Люди, кому безразлично своё прошлое, имеют очень зыбкое, ничтожное будущее. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства, не знающими историю своей родины.               

В своей статье я расскажу об одной из форм работы по формированию духовности, нравственных начал личности. Данной формой является создание проекта «Колокольный звон Ямала». Почему именно такая тема? Во-первых, 2016 год является юбилейным в православной истории Ямала: 120 лет первому каменному храму на Ямале – Салехардскому храму святых апостолов Петра и Павла. Во-вторых, на Ямал доставят старинную икону Николая Чудотворца, которая считалась безвозвратно утерянной. Лик Угодника Божьего возвращается на своё историческое место. В-третьих, восьмого октября начнётся путешествие иконы святого Николая Чудотворца по Ямалу. Епископ Салехардский и Новоуренгойский Николай в рамках архипастырского визита по городам и посёлкам епархии проведёт торжественные службы. В населённых пунктах с 8 по 19 октября пройдут православные лектории для старшеклассников «1917-2017: уроки 100-летия» и «Развитие православия на Ямале», а также кинопоказы «Вехи истории». И  хочется верить, что в эти юбилейные дни со всех  храмов Ямала будет  разноситься праздничный перезвон, который будет слышен во всех сёлах и деревнях, маленьких и больших. И продолжится многовековая традиция, когда колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел.

Наверное, в каждом человеке при слове «дорога» или при виде её просыпается путешественник: чудятся дальние страны, чужая речь, интересные люди, невиданные пейзажи, приключения…

Нам, живущим во втором десятилетии XXI века, нет ничего проще, чем отправиться в путешествие. Возьми билет и поезжай в любой уголок мира. Но, оказывается, по дороге можно отправиться и в прошлое.

Данный путеводитель поможет совершить путешествие по суровой ямальской земле. По ходу путешествия происходит знакомство с  православными храмами Ямало-Ненецкого автономного округа, знакомство с их историей и  историей поселений, в которых они находятся. Также обучающиеся имеют возможность узнать о природных памятниках Ямала, побывать в центрах национальной культуры, поближе познакомиться с бытом и традициями коренного населения.

В ходе работы над проектом учащиеся выяснят, сколько православных храмов, небольших часовен расположено на Ямале.

Путешествуя по ямальской земле, знакомясь с её прошлым и настоящим, они будут очарованы красотой её природы, прекрасной в любое время года. С замиранием сердца будут слушать праздничный перезвон колоколов. Будут любоваться солнечными бликами, играющими ясным днём на золотых куполах церквей.

         … А гул колоколов! Замирает жизнь, время измеряется только ударами колокола. Это бьётся сердце Великой Руси. 

         И верится: будут звенеть колокола!

Литература

1. Шкляев В.В. Господь помилует Россию: Короткие встречи с русской историей. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2007.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт