Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Командообразование в формирова...

Командообразование в формировании функциональной грамотности обучающихся в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования


Паршуков Виктор Григорьевич, г. Салехард,

 кандидат педагогических наук, директор

ГАУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования»

 

  1. Постоновка проблемы

Уважаемые коллеги, Второй гуманитарный форум ямальского гуманитарного образования логически продолжает основные направления, определённые резолюцией форума 2017 года. И это не случайно: во всём должна быть чёткая цель, задачный подход, логическая последовательность действий… Всё это, естественно, сочетается с требованиями времени, в котором быстро меняются субъекты образовательной деятельности и содержание образования, техногии деятельности, для освоения которых молодёжи необходимо владеть функциональной грамотностью. Кроме того, современное общество ожидает от образования того, что оно поможет человеку «жить в современном мире, отвечать на его угрозы, соответствовать перспективам, развивать способности и задатки, делать правильный выбор из ряда имеющихся возможностей» [2. – С. 7].

Всего два года со времени проведения предшествующего форума разделяют нас, но за это время российское, а вместе с ним и ямальское, образование приступило к реализации Национальногго проекта «Образование». Как известно, проектные технологии требуют командного подхода к реализации цели и задач, обусловленных конкретным проектом, а порой – определённым его этапом. Отсюда в нашем случае и возникает проблема не просто формирования функциональной грамотности, а организации этой деятельности командой единомышленников, каждый из которых чётко осознаёт собственную роль в достижении цели, понимает, что и эта роль может меняться в ходе реализации идей проекта.

  1. Обоснование актуальности проблемы

Актуальность проблемы, обозначенной в заглавии, обусловлена тем, что современное общество интенсивно развивается и требует от конкретного человека как части социума продуктивной деятельности в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ним этим социумом здесь и сейчас. Ведь, как говорил В. В. Путин, «…школа тоже должна идти в ногу со временем, а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят к  динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить» [7]. А чтобы деятельность школы отвечала требованиям времени, человеку или группе людей, необходимы определённые знания о том, как и что выполнять. Надо владеть определёнными умениями и навыками, передовыми технологиями, то есть обладать функциональной грамотностью. Именно она позволит вступать в продуктивные отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и действовать в ней сообразно тем приоритетам, которые определяются здесь и сейчас.

Стратегия модернизации гуманитарного образования в Российской Федерации в целом и на Ямале, в частности, обусловлена федеральными государственными образовательными стандартами, подготовкой к переходу на профессиональные стандарты педагогов, Концепцией преподавания русского языка и литературы, Концепцией филологического образования, Концепцией преподавания обществознания и историко-культурным стандартом, изменениями в итоговой аттестации обучающихся (усиление практической направленности всех КИМов для итоговой аттестации, в том числе устная часть на иностранном и русском языках), совершенствованием федеральной и региональной систем оценки качества образования.

Федеральный и региональный проекты «Образование», федеральные государственные образовательные стандарты обусловили командный и системно-деятельностный подходы, формирования общеучебных (метапредметных) умений и способов деятельности как концептуальную составляющую труда современного педагога и основную цель современного образования. Самоопределение педагога, проектирование им своей педагогической деятельности, нацеленность её на результат в командной деятельности требуют также непрерывных изменений в качестве знаний, умений и навыков всех субъектов образования.

3. Сущностная характеристика понятий «командообразование» и «функциональная грамотность» их связь с образовательными стандартами и Национальным проектом «Образование»

Командообразование рассматривается нами как динамичный целеположенный процесс организации деятельности управляющей системой для реализации конкретных распределённых задач временным коллективом сотрудников (командой). Это процесс построения команды, в котором могут быть задействованы помощники из вне – тренер или тренинговая компания. Командообразование может пониматься и как процесс, в котором оценивается, как члены рабочих, творческих, управленческих  групп сотрудничают друг с другом, обосновывываются изменения, ведущие к повышению эффективности группой деятельности в реализации конкретного этапа или проекта в целом.

Команда же в педагогической теории и практике – это и группа людей, выполняющих общую деятельность, и коллективный способ управления деятельностью. Команда может работать слаженно только тогда, когда все участники приняли цель как свою. В этом случае они способны сделать вклад в общее дело не только в виде чисто физической силы, но и свой интеллект.

Трудно не согласиться с утверждением С. В. и С. Г. Тетерских о том, что в сплочённой команде идеальное взаимодействие между людьми происходит тогда, когда они чётко представляют себе свой и общий план действий, их функции «отличаются в достаточной мере, чтобы у них сложились разные точки зрения на происходящее», но у этих организованных людей «достаточно общих знаний и интересов, чтобы выделить полезные для общего дела элементы работы» [8. Тетрадь 3-я. – С. – 14].

Исходя из ранее сказанного, назовём ряд признаков эффективной команды:

- наличие значимой общей социально направленной цели и чётких задач,

 - единое понимание цели и задач,

- чёткий и осознанный план действий по реализации цели и задач (составлен командно, а не предъявлен в готовом виде),

  •  ограничение во времени (при этом его должно быть достаточно для качественного выполнения заданий и проекта в целом),
  •  адекватные цели и задачам условия и содержание деятельности участников проекта (членов команды),
  •  осознание роли, места, вклада каждого в командную деятельность,
  • распределённое лидерство (каждый из членов команды – лидер в своём направлении, способен осваивать и принимать новые роли),
  • этапность деятельности (позволяет видеть промежуточный результат),
  •  психологическая совместимость (комфортность для всех членов команды, выполняющих сходные функции),
  •  современные технологии деятельности,
  •  осязаемый результат деятельности…

Современные менеджеры выделяют шесть областей профессиональной практики, в которых может проявить себя педагог-лидер:

  •  лидерство в преподавании и обучении (педагог проявляет себя и в предметной, и в методической областях);
  • развитие себя и других (педагогическая деятельность как непрерывное саморазвитие и развитие равноправных субъектов образования в развивающей и развивающейся образовательной среде),
  • осуществление изменений (понимается как способность педагога планомерно и целенаправленно вести структурные, содержательные, технологические, или/и иные  изменения),
  • инновации и перемены (Чем вызваны потребности в обновлении или переменах? К чему они ведут?),
  • осуществление управления школой (в современной развивающей всех и находящейся в непрерывном саморазвитии школе педагог не может не участвовать в управлении),
  • вовлечение в деятельность социальных партнёров и работа с заинтересованным сообществом (что называется, разумно и грамотно поделиться полномочиями).

Чтобы происходили перемены, каждый член коллектива должен делать что-то из этих 6 направлений! И тогда эти практики непременно приведут к положительным результатм. Лидерство напрямую связано с развитием, так как несёт в себе позитивные изменения, движение вперед, внутреннее развитие человека, системы.

Таким образом, можно утверждать, что педагогическое лидерство реально при определённых условиях, которые мы с вами обозначили. Учитель-лидер не только хочет вести людей за собой, но и обладает для этого необходимыми компетенциями, качествами коммуникативной личности. Он понимает, что участники образовательного процесса (дети, их родители, коллеги по школе) готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства – получение максимальной информации в минимальное время.

Термин «функциональная грамотность» был введён в 1957 г. ЮНЕСКО и изначально обозначал способность человека использовать тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты  и осуществлять, к примеру, простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Следуя логике атомистов, понятие «функциональная грамотность» можно представить как стандарт приемлемости новых знаний, норму уровня знаний, определяемую уже достигнутым уровнем культуры конкретного общества: это – система знаний, умений и навыков, передаваемая от поколения к поколению в виде тех духовных богатств (скреп), которые не просто накоплены обществом, но дороги ему, особо ценны.

Следовательно, феномен «функциональная грамотность» имеет достаточно широкое смысловое наполнение, касающееся не столько филологии (как это нередко представляют себе не только обыватели, далёкие от образования, но и педагоги, и управленцы), сколько всей деятельности человека, включая его умение ориентироваться в пространстве, пользоваться необходимым инструментарием при выполнении определённых действий. Это и способность здесь и сейчас применить актуальные для ситуации знания, умения и навыки.

В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности и обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации. Как и функциональная безграмотность, она обнаруживает себя при изменении ситуации, образа  жизни или типа профессиональной деятельности. Исходя из этого, функциональная грамотность – характеристика, которая приписывается человеку, прошедшему через определённый этап образования, дающий определённый уровень грамотности для продуктивной деятельности.

Сказанное вполне вписывается в современную образовательную гуманистическую парадигму, для которой свойственно образование личности через всю жизнь.

С 1990-х годов в отечественных философских, психологических и социально-педагогических исследованиях об образовании как феномене распространилось представление в виде пяти структурных процессов системомыследеятельностной (СМД) методологии (основоположник – Г. П. Щедровицкий). Согласно этому представлению, интегральный процесс  образования включает в себя следующие характеристики:

– процесс овладения грамотностью (освоение языков и знаковых систем, без которых невозможно получение информации и использование знаний в той или иной сфере жизни и деятельности);

– процесс обучения (освоение знаний, умений, навыков в различных предметах и учебных дисциплинах);

– процесс подготовки (адаптация  имеющихся и получаемых знаний, умений и навыков для выполнения конкретной работы или для занятия определённого социального положения);

– процесс воспитания (освоение правил и норм культуры, традиций и особенностей народа,  социальной страты или профессиональной группы, которые организуют и курируют интегральный процесс образования);

– процесс образования в узком значении этого термина (как составная часть интегрального процесса образования, имеющая целью  обеспечить общий уровень культуры и знакомство с ценностями, установками и стандартами цивилизации).

При этом следует понимать, что, в отличие от процессов подготовки, образования, воспитания и обучения, грамотность является обязательным процессом и характеристикой массового образования.

Функциональная грамотность – только вход в мир образования и образованности; требование, которое люди предъявляют в первую очередь к другим, а  не к себе; мера культурного или гуманитарного развития нации, страны или группы людей. И только в этом качестве функциональная грамотность применима как мера развития отдельного человека.

Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях «Современный европеец (гражданин, белорус, русский, чиновник, педагог, ребёнок определённого возраста или класса) должен знать и уметь…» и определяется для каждой страны, региона, сферы деятельности, организации с учётом специфики их культурного развития. Иначе говоря, что считается нормой для ребёнка одного возраста, может оказаться недостаточным для другого. То, к чему стремится какая-то конкретная школа по формированию функциональной грамотности, для другого образовательного учреждения этого же типа может оказаться давно пройденным этапом.

Применительно к постсоветскому периоду наиболее актуален следующий перечень параметров функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент,  PR, бизнес-планирование, новые технологии, проектное управление и т. д.).

Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность, понимаемая как способность ставить и изменять цель и задачи  собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределённости.

К такой грамотности относят читательскую. Она формируется с самого начала работы ребёнка с печатным текстом от момента узнавания букв, понимания смысла слова до овладения разными типами чтения и рассуждения по прочитанному к среднему или старшему уровню школьного образования.

О существовании функциональной грамотности как в обществе в целом, так и в школе конкретно мы узнаём, только столкнувшись с её отсутствием. Поэтому на практике зачастую приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, которая является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие  общественных отношений. Отсюда проблема  функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

В данном случае мы понимаем, что сам человек (либо с чьей-то помощью) и люди конкретной организации осознают свою несостоятельность или недостаточную компетентность в чём-либо для качественного выполнения определённой деятельности и принимают меры к изменению ситуации, повышая функциональную грамотность.

Функциональная грамотность – образовательный вызов в социуме развивающейся культуры культуре (застывшей или аморфной). Именно поэтому проблема  грамотности становится актуальной только тогда, когда встаёт вопрос о ликвидации безграмотности. Тогда, когда народы, страны, культуры вынуждены навёрстывать упущенное, догонять ушедших вперёд, либо как в нашем случае: образование человека XXI века проходит через всю жизнь, включая не только непосредственную учебную деятельность, но деятельность вообще, а для этого он (человек) должен обладать определённой функциональной грамотностью.

Общеизвестно, что учебные дисциплины гуманитарного цикла формируют у выпускников образовательных организаций не только предметные, но и метапредметные умения и навыки. В частности, к таковым относятся речемыслительные и коммуникативные навыки: говорение, осмысленное чтение, связная письменная речь, исследование окружающего мира и себя в нём.

  1. Проблемы современного российского и ямальского образования, обусловившие необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся

Состояние гуманитарного образования в Ямало-Ненецком автономном округе, как показывают всероссийские и региональные мониторинги, результаты ЕГЭ, творческих конкурсов и олимпиад учителей и учащихся, требует дальнейшего совершенствования посредством реализации коммуникативно-деятельностной концепции преподавания и использования в ходе внеклассной и внеурочной работы таких важных направлений, как единый речевой режим образовательной организации, вдумчивое и осознанное чтение, высокая исследовательская культура и умение работать в команде...

Всё перечисленное и есть составляющие компоненты функциональной грамотности. Принимаемые в окружной системе образования меры обусловлены и тем, что на практике мы всё чаще наблюдаем речемыслительный дисбаланс в деятельности обучающихся между замыслом (внутренняя речь) и возможностью или умением воплотить этот замысел (внешняя речь: устная или письменная). Именно по этой причине на апелляции по итогам аттестации выпускники нередко пытаются доказать правоту того, что они замыслили во время ответа, но не смогли ясно выразить.

Вторая проблема заключается в том, что среднестатистическому ребёнку всё чаще не хватает слов, чтобы ярко и красочно рассказать об увлекательном событии, историческом факте, прочитанной книге. Бедность речи обусловлена, естественно, не всегда или не только физиологическими или психическими особенностями речевого развития конкретного ученика, но и так называемым речевым фоном, на котором происходит это развитие, начиная с того, как разговаривают в семье, что слушают и смотрят, как говорят педагоги, читают ли дети, а если читают, то ЧТО. Иными словами, организаторам образования необходимо понимать, как речевой фон обогащает речь ребёнка, способствует ли он (фон) её обогащению.

Третья проблема – уже в начальной школе дети мало пишут, а чем старше становятся, тем всё больше по объёму и чаще по использованию письменной речи это делается с помощью компьютера. Между тем известно, что речемыслительная деятельность, проявляющаяся при создании письменной речи, гораздо продуктивнее для развития ребёнка, когда есть неразрывная связь речи и руки, то есть ученик думает, ЧТО и КАК он ПИШЕТ, а нередко и одновременно проговаривает. Именно созданный и отредактированный собственноручно на бумаге или написанный под диктовку текст развивает орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, создаёт чёткий слуховой и зрительный образ слова или его морфемы, определённой синтагмы.

Четвёртая проблема, влекущая за собой неуспешность ребёнка не только при изучении гуманитарных предметов, но и математики, естественнонаучных дисциплин, – невыработанные навыки осознанного (вдумчивого чтения). В этом случае ребёнок не просто не успевает прочитать весь объём заданного материала по устным предметам, он попросту не понимает прочитанного. Не может решить задачу по математике, физике, химии не потому, что он не видит состава числа или не понимает химического или физического процесса как такового, а потому, что не понимает условия задачи, не может сопоставить исходных данных и понять того, что от него требуется в итоге.

Проблемы можно перечислять и далее, но остановимся ещё на одной. Это – связная монологическая речь ребёнка. Отказавшись от канонов знаниевой парадигмы и перестраивая урок в якобы[1] развивающей гуманистической парадигме, многие современные педагоги насытили образовательный процесс презентациями, слайдами, компьютерами, играми и пересадками с места на место (видимой деятельностью), но убрали из урока монологическую речь учителя (как образец, которому можно или должно следовать[2]). Очень редкими стали в таком уроке и обстоятельные устные ответы ученика перед всем классом (и опять: мы не за ответ-допрос у доски, а за умение учителя дать возможность ребёнку высказаться, чтобы все сверстники или воспитанники разновозрастного коллектива его услышали, дали рецензию на ответ, задали уточняющие вопросы, вступили с ним в диалог или дискуссию).

  1. Проблема педагогической компетентности при формировании функциональной грамотности обучающихся

Уважаемые коллеги, эту проблему автор выделил не случайно: 48 лет педагогической практики за плечами (учитель русского языка и литературы, истории и обществознания; инспектор районного отдела народного образования, директор школы, заместитель директора гимназии по научно-методической работе, директор филиала вуза, директор регионального института развития образования). От того, каков руководитель учреждения, какой коллектив и чем он сплотил вокруг себя, во многом зависит успех дела, в том числе и формирования/развития функциональной грамотности. Чтобы что-то в ком-то развивать или формировать, необходимо самому обладать этими компетенциями.

К сожалению, нередко приходится констатировать, что и педагоги не всегда владеют какими-то составными элементами функциональной грамотности (это, в частности, показали результаты всероссийского исследования компетентности учителей математики, русского языка и истории. Это можно увидеть и услышать на уроке: «Ну, ясно же написано. Русским по белому!», «Выровняйте стулья в затылок друг другу!», «Шевели мозгами молча!». А творческие и методические конкурсы показывают недостаточный уровень исследовательской культуры).

К примеру, в публикации Светланы Руденко [6] утверждается, что современный урок литературы страдает от того, что «большинство учеников не читают произведения классиков, узнавая содержание из краткого пересказа на трёх страницах», что «до 70 % нынешних учителей-филологов не читали романа ꞌꞌВойна и мирꞌꞌ». Так ли это? Не будем ни утверждать, ни соглашаться, но будем надеяться, что в этот процент не входят ямальские и курганские словесники.

Четырёхлетняя практика работы автора лекции в качестве председателя предметных комиссий ЕГЭ по проверке заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ по русскому языку и литературе также даёт богатейший материал для того, чтобы судить об уровне компетентности коллег, которые пропускают фактические и речевые ошибки пишущих, не видят нарушений в логике повествования. Здесь сразу оговоримся, что это не массовое явление, но факты такие есть.

Не отличаются высоким качеством речевой подготовки, исследовательской культуры и многие работы педагогов, которые присылаются на различные конкурсы. Работы не проходят проверки системой «Антиплагиат», не содержат ссылок и сносок на источники информации, имеют нарушения в описании источников информации и т.д.

В последние 5-6 лет на Ямале проблеме повышения педагогической культуры (в контексте данной лекции – функциональной грамотности педагога) уделяется достаточно серьёзное внимание, в частности, этому служат региональные проекты «Новый учитель Ямала», «Педагогический статус». Свою лепту вносит конкурсное движение профмастерства: от «Учителя года» и «Воспитателя года» мы пришли к конкурсам «Лучший директор школы Ямала» и «Педагогический дебют». Поняв, что Педагогический марафон в основном использовался как форма пропаганды педагогического опыта, мы заменили его Педагогическими образовательными сессиями, благодаря которым сотни педагогов и управленцев осваивают передовые технологии учительского мастерства.

Свою лепту внесёт в формирование/развитие функциональной грамотности педагогов и реализация регионального проекта (программы) «Учитель будущего»: планируется к 2024 году в соответствии с национальной системой профессионального роста педагогических работников охватить не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций. Введение национальной системы учительского роста педагогических работников приведёт к внесению изменений в номенклатуру должностей педагогических организаций, работников, должностей руководителей образовательных

  1. Необходимость организационно-методического сопровождения развития связной речи, исследовательской культуры как составляющих функциональной грамотности обучающихся

Ранее перечисленные нами проблемы по формированию функциональной грамотности – это «кнопки» социального лифта, благодаря которым наши выпускники, получив необходимый уровень образования, могут подняться на определённый «этаж» социальной иерархии. Но могут и не подняться, потому что вовремя не загорятся на табло или по каким-то причинам сотрутся в памяти «пущенного в свободное плавание» нашего выпускника те самые «кнопки», которые и есть функциональная грамотность.

Отсюда возникает необходимость организационно-методического сопровождения развития связной речи, исследовательской культуры и повышения функциональной грамотности обучающихся посредством реализации метапредметных проектов, охватывающих учебную, внеучебную и внеурочную деятельность по предметам гуманитарного цикла в целях совершения их коммуникативной деятельности и успешной подготовки школьников к итоговой аттестации (устной части, написания всех видов сочинений, разрешения проблемных ситуаций, появляющихся у них в ходе выполнения иных заданий ЕГЭ).

Все названные умения и навыки будут ещё в большей степени актуальны в 2019 году в связи с усилением внимания к итоговому сочинению 11-классников, изменениями в контрольно-измерительных материалах на итоговую аттестацию выпускников, введением устной части, предшествующей итоговой аттестации, по русскому языку в 9 классе и апробационных процедур по обязательной сдаче ЕГЭ по иностранному языку.

Не будем исключать других влияний в процессе школьного образования ребёнка как личности на формирование знаний о мире и о себе, в становлении его отношения к миру и себе, но в процессе создания собственных текстов под руководством учителя (а это деятельностно-практическая компонента образования) подрастающее поколение обретает социальный опыт, в том числе в познании себя: что я сделал для мира, его сохранения и для саморазвития.

В период итоговой аттестации на всех предметах гуманитарного цикла есть сочинение. Несмотря на то, что у этих сочинений немало специфических задач, общая их цель – проверка коммуникативных навыков, умений в заданном формате чётко выразить свою мысль, высказать определённые суждения. Следовательно, учителям предметов гуманитарного цикла есть над чем работать совместно.

В декабре 2018 года уже пятый раз выпускники 11-ых классов будут писать итоговое сочинение. Позади споры о том, надо ли было вводить эту форму аттестации на выпуске из школы. За четыре года педагоги-словесники, учащиеся и их родители в основном осознали важность и необходимость допускного сочинения. Накоплен определённый опыт подготовки обучающихся к сочинению; организаторы также определились со сроками доведения до участников образовательного процесса тематики сочинений, продолжают совершенствовать критерии оценки работ выпускников, отрабатывают специфические моменты отношений с высшей школой по проблеме учёта/не учёта данного вида итоговой аттестации вчерашних школьников при зачислении в вузы.

Тем не менее остаётся проблемным вопрос о взаУважаемые имодействии педагогов в процессе подготовки выпускников к допускному сочинению. Органы управления образованием  на местах, руководители образовательных организаций  не всегда помнят о метапредметности сочинения: на практике оно, к сожалению, – удел учителей русского языка и литературы.

  1. Заключение

Мы рассмотрели с Вами основные вопросы, связанные с формированием/развитием функциональной грамотности обучающихся, дали определение ключевым понятиям по первой теме модуля «Формирование функциональной грамотности субъектов образовательной деятельности», выявили проблемы, возникающие в образовательной деятельности в связи с формированием функциональной грамотности.

Выяснили, что современное российское образование претерпевает существенные изменения в связи с внедрением обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, итогами заседания Госсовета РФ 2015 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и реализацией Национального проекта «Образование».

Современные образовательные программы образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа (в том числе по гуманитарным предметам) своим содержательным наполнением, информационно-методическим и финансовым обеспечением вполне вписываются в гуманистическую образовательную парадигму, которая требует от образования перестройки, так как

– оно является самым масштабным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение новых базовых ценностей и цели развития российского общества;

– позволяет осуществить адаптацию подрастающего поколения к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта;

– даёт возможность вписаться в мировое образовательное пространство: ибо воспитанная на гуманистических началах школьная молодёжь, продолжив обучение в вузе, легче адаптируется к требованиям мирового рынка труда.

Образовательное пространство современной образовательной организации при этом становится пространством культуры для саморазвивающейся личности субъект-субъектного взаимодействия в рамках собственно образовательной и научной деятельности, в формировании гуманистического мировоззрения, ибо в условиях гуманизации и гуманитаризации образования происходит ценностное осмысление деятельности, при этом обучающийся определяет самостоятельно свои жизненные ориентиры, проявляя свою субъектность.

Иначе говоря, современный ученик или студент, находясь в развивающем образовательном пространстве, формирует/развивает функциональную грамотность, которая позволит ему развиваться и быть готовым к образованию через всю жизнь.

 

Использованные источники

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
  2. Иванова, С. И. Дидактический концепт в эпоху постмодерна //Ценности и смыслы. – № 3 (37). – 2015. – С. 7.
  3. Методические рекомендации по формированию/повышению функциональной грамотности обучающихся в учебной, внеучебной и внеурочной деятельности по предметам гуманитарного цикла [Текст]. – Салехард : ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2017. – 72 с.
  4. Паршуков, В. Г. Исследовательская культура как механизм достижения образовательных результатов [Текст] : Практико-ориентированная монография для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего, дополнительного и профессионального образования. – М. : Изд-во «Спутник+», 2015. – 180 с.
  5. Паспорт регионального проекта (программы) «Учитель будущего» (на 01.10.2018 – Рабочий вариант).
  6. Руденко, С. Один в поле воин, или время собирать камни/ Учительская Газета № 51 от 20.12.2016 г. – С. 18.
  7. Стенограмма заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. 24 декабря 2015 г.

Тетерский, С. В., Тетерская, С. Г. Кадры будущего для регионов: Методический конструктор-тренажёр для детей, их тьюторов и наставников, а также тренеров инициативы Агентства стратегических инициатив. В 5 тетрадях. – М., 2018. – 150 с.

 

[1] Сказанное не касается педагогов и образовательных организаций (детских садов, школ, учреждений СПО), которые действительно работают в развивающей гуманитарной парадигме, а не эксплуатируют или утрируют её идеи.

Мы не выступаем и против того, что должно было прийти и пришло в образовательную среду школы в широком смысле слова, но всему должна быть мера и во всём должен быть психолого-педагогический смысл, какая-то разумность и забота о здоровье (во всех смыслах этого слова) ребёнка.

[2] Мы не говорим о том, что учитель вновь должен превратиться в единственный источник информации, но образец его речи, суждения ученику не помешает.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт