Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Компетентностно-ориентированны...

Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования УУД в начальной школе


Гизатулина Н.А., учитель начальных классов, МБОУ«Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Салехард

 

       Современная школа нуждается в переходе со знаниевого на компетентностный подход к образованию. В связи с введением ФГОС у учителя появляется необходимость формирования у учащихся универсальных учебных действий. Об этом говорят слова из концепции стандартов второго поколения: «интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

Одним из средств формирования универсальных учебных действия являются компетентностно-ориентированные задания, которые требуют использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий. (В. А. Болотов)

Показатели компетентностно-ориентированного задания:

-контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);

- деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);

- актуальность для учащихся материал задания.

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:

  • значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
  • условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
  • информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
  • указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
  • по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
  • наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
  • наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

Примерные КОЗ

Технология направляющего текста

  1. Компетентностно-ориентированное задание для учащихся на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Правила поведения в общественных местах»

1.Подготовьте сценки правильного поведения в общественных местах (в театре, в кинотеатре, на концерте). Работу производите в соответствии с направляющим текстом в группах.

       2.  Информирование.

2.1.Познакомьтесь с заданием.

2.2.Проанализируйте текст и решите, что необходимо знать при посещении театра, кинотеатра, концерта.

2.3. Найдите необходимую информацию:

- в учебнике «Окружающий мир»  3 класс Н. Ф. Виноградовой

-в дополнительном материале, лежащем на ваших столах.

  1. Планирование.

          Составьте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:

  1. Что необходимо сделать, чтобы пойти в театр?

         3.2.   Как подготовиться к походу в театр?

         3.3. Ваши действия:

 - перед началом спектакля;

 - во время спектакля;

 - во время антракта;

 - после окончания спектакля?

3.4. Что делать, если возникли непредвиденные ситуации? (опоздали, мешает сосед, очередь в гардероб).

     4. Принятие решения.

4.1. Обсудите  план выполнения задания в группе.

4.2. Откорректируйте в случае необходимости план.

    5. Выполнение.

5.1. Выполните работу в соответствии с планом.

52. Составьте сценарий правильного поведения в театре.

5.3. Отрепетируйте сценку.

   6. Контроль.

6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.

   7. Оценка.

7.1. Оцените по следующим критериям:

-правильность выбора одежды;

-правильность поведения: в гардеробе, в зале, в буфете;

-правильность действий при непредвиденных ситуациях;

-яркое выступление, артистизм.

Используйте показатели:

2 балла - полностью соответствует;

1 балл – частично соответствует;

0 баллов -  не соответствует

7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения в ходе выполнения задания.

2.Компетентностно-ориентированное задание для учащихся на уроке литературного чтения в 3 классе.

1. Составьте текст рекламы понравившегося произведения А. П. Гайдара. Выступите с презентацией рекламы перед классом. Работу выполните в соответствии с направляющим текстом.

 2.  Информирование.

2.1.Познакомьтесь с заданием.

2.2.Проанализируйте и решите, что необходимо знать для выполнения задания.

2.3. Найдите необходимую информацию:

- в учебнике и хрестоматии «Литературное чтение». 3 класс. Авторы Ефросинина Л. А., Оморокова М. И.

- в Интернете;

- в справочнике по составлению рекламы.

  1. Планирование.

Продумайте план выполнения задания, руководствуясь вопросами:

3.1. Что такое реклама?

3.2. Какие основные правила составления рекламы вы знаете?

3.3. Какова стилистика рекламных текстов?

3.4. Какую роль играют произведения А. П. Гайдара в жизни каждого человека?

4. Принятие решения.

4.1. Обсудите  план выполнения задания в группе.

4.2. Откорректируйте план.

5. Выполнение.

5.1. Выполните работу в соответствии с планом

52.Напишите рекламу при максимуме информации и неповторимости в деталях.

5.3. Потренируйтесь произнести рекламу  вслух несколько раз с разной интонацией, с позиции категории разных  слушателей и участников в каждой группе.

6. Контроль.

6.1. Проконтролируйте полноту и правильность выполнения задания в соответствии с планом.

7. Оценка.

7.1. Оцените по следующим критериям:

-соответствие теме;

-яркость  и образность рекламы;

-оформление;

-публичная защита.

Показатели:

2 балла - полностью соответствует;

1 балл - частично;

0 баллов - не соответствует

7.2. Прокомментируйте возникшие затруднения

Технология дидактических задач

  1. класс. Окружающий мир и технология.

Тема: История России с древнейших времен и до XVI века.

  1. Задание.

Вам предстоит изучить дополнительный материал по культуре и быту 14-16 веков и изготовить  или нарисовать одежду, характерную для данного периода,  для участия в фестивале «История одежды». Задание выполнить в тканевом (сшить одежду), бумажном (нарисовать или вырезать из цветной бумаги) или электронном виде (презентация).

Технология исследования частного случая ( CaseStudyMethod)

3 класс. Окружающий мир

Тема: Знаменитые города России. Санкт-Петербург

Планируя семейный отдых в Санкт-Петербурге, родители предложили Вам выступить в роли гида для экономии семейного бюджета, а также накопления опыта общения, расширения кругозора.

  • Какие места вы посетите?
  • Какую информацию вы расскажите о достопримечательностях Санкт-Петербурга?

Анализ проведённых компетентностно-ориентированных заданий показал, что на начало  использования КОЗ 42  % учащихся обладают  первым уровнем информационной компетенции, тогда как контрольное компетентностно-ориентированное задание по окончанию работы  показало, что  повысился  процент учеников (75 %), владеющих данной компетенцией. 

  Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках в начальной школе  способствует осознанию обучающимися роли данных предметов  в современном мире, применению предметных  знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий. За три года работы повысилась успеваемость по предметам  на 17%.  Мои ученики победители и призёры  олимпиад различного уровня.  Также повысился интерес учащихся к участию в различных  конкурсах,   к исследовательской  и проектной деятельности.

 

Список литературы

  1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.– М.: Аркти, 2007. – 132 с.
  2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Статья.- М: Педагогика. – 2003. – №10. – С. 8-14.

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт