В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Словом, обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
В основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности (чем больше польза и чем меньше затраты. Некоторые приёмы могут быть отброшены из-за низкой идеальности. Идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности труда. Идеал недостижим, но стремится к нему полезно).
Составляя план урока, учитель должен помнить, что однообразие плодит скуку и невнимание. Повысить качество урока позволяет творческое использование всех приемов, которыми располагает современная методика. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Это ставит нас, учителей, в ситуацию, когда необходимо искать новые способы организации процесса обучения. Но готовы ли к этому педагоги? Сейчас отмечается следующая алогичная ситуация: чем выше ресурс, тем ниже мотивация учителей. Эксперты приводят результаты исследований о факторах, снижающих мотивацию учителя: на первом месте – это рутинность работы. Здесь возникает первое противоречие: необходимость поиска новых способов и недостаточная готовностью к этому педагогов, осуществляющих данную деятельность. Вторая группа противоречий связана с возросшими потребностями общества в высокообразованных специалистах и недостаточным уровнем образования наших детей.
Внедрение в процесс обучения технологии конструирования урока позволит формировать ключевые компетенции обучающихся и открыть новые горизонты развития творчества учителя.
Автором данной технологии является Анатолий Гин – консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Универсальный решатель», ведущий сотрудник Департамента ТРИЗ корпорации ИНТЕКО.
Педагоги Многопрофильного лицея г. Муравленко познакомились с педагогической техникой ТРИЗ в декабре 2011 г. на обучающем семинаре Александра Фёдоровича Кавтрева – кандидата физ.-мат. наук, изобретателя, ведущего научного сотрудника международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры».
Эта методика адресована учителям-предметникам независимо от предметной специализации. В ней содержатся технология организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приёмы обеспечения эффективной проверки знаний и т.п., а также дидактические приёмы: как заинтересовать учеников лекцией, не скучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе, приёмы организации труда учителя и др.
Многие из данных приёмов известны. Гин постарался сформулировать эти приёмы, найти их взаимосвязь, включить во взаимоусиливающую систему. Они технологичны и применимы в условиях обычной современной школы.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Алгоритм конструирования урока:
1. представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом;
2. исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов;
3. проанализировать полученный сценарий урока (с точки зрения системно-деятельностного подхода). Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации;
4. оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Конструктор урока содержит 7 этапов.
Любой из разделов урока может быть реализован разными приёмами или их комбинацией. То есть приёмы, по сути, и есть элементы нашего конструктора. Например, началом урока может быть интеллектуальная разминка, игра «Да-Нетка», опрос по «Светофору» или приём «Отсроченная отгадка». Представим это таблицей.
А. Начало урока.
В начале урока чаще всего учитель проводит актуализацию знаний в виде опроса, либо в виде проверочной самостоятельной работы, либо призывами «вспомнить», «подумать», «предложить».
Однако наиболее эффективными способами могут стать приемы и техники ТРИЗ.
Б. Изучение нового материала
Выбор формы изучения нового материала на уроке зависят от многих факторов: особенностей и уровня подготовки детей, особенностей предмета, особенностей темы, возможностей и технического оснащения кабинета, мастерства учителя.
Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в новую тему, но и организовать их самостоятельную деятельность по изучению нового материала.
В. Закрепление, тренировка, отработка умений
Как правило, на данном этапе урока учащиеся выполняют упражнения и решают задачи. Более эффективно решать не только те задачи, которые разработаны авторами учебников. В настоящий момент не все современные учебники и задачники наполнены поистине учебными задачами, решение которых формирует универсальные действия школьников. Поэтому, учитель может использовать алгоритм разработки изобретательской или ситуационной задачи с целью наполнения содержания урока заданиями, соответствующими требованиям системно-деятельностного подхода. А так же можно использовать иные педагогические приемы по организации самостоятельной деятельности учащихся.
Г. Повторение
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение – один из факторов, способствующий интеллектуальному развитию каждого ученика, достижению им глубоких и прочных знаний. Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на который опирается изучение нового материала; последний, в свою очередь, должен обогащать и расширять уже изученные понятия. Таким образом, цель повторения – установить логические связи между вновь изучаемым и ранее изученным материалом; обогатить память; расширить кругозор; привести знания в систему; самоорганизовать ученика.
Д. Контроль
Контроль знаний можно осуществлять как традиционной форме—контрольная работа, зачет, письменный опрос, диктант, сочинение, тестирование; так и с использованием стратегий ТРИЗ.
Наибольший эффект на данном этапе можно получить:
• если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного уровня;
• если использовать нетрадиционные формы проведения контроля;
• если включить в проверочную работу задания, которые обозначат границы применения имеющихся знаний, приоткроют новые возможности и неизвестные пока знания.
Е. Домашнее задание
Домашнее задание – это задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание закрепить новый изученный на уроке материал, усвоение которого носит концентрированный характер.
Ж. Конец урока
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Важно помнить, что рефлексия проводится не для учителя, не для логического завершения урока, а для ученика.
Пользуясь конструктором, учитель может составить формулу урока: А2 – 5 мин, Б3 – 15 мин, В5 - 10 мин, Г1 – 5 мин, Д6 – 7 мин, Е5 – 2 мин, Ж5 – 1 мин.
Рассмотрим пример составления плана урока геометрии в 11 классе, используя технологию конструирования.
Тема урока: «Объём шара».
Основная цель: совершенствовать навыки решения задач на применение формулы для вычисления объёма шара.
1. Приём “Удивляй!”
Описание приёма: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Пример. На надгробном камне могилы Архимеда в Сиракузах изображён цилиндр с вписанным в него шаром. Это символ открытия формул объёма шара и площади сферы, а также важного вывода, что «объём шара, вписанного в цилиндр, в … раз меньше объёма цилиндра и что так же относятся поверхности этих тел».
Давайте вспомним формулы, о которых говорилось в условии задачи, и запишем отношения, которыми так гордился Архимед, и которые, возможно, пригодятся нам при решении задач.
2. Стратегия “ИДЕАЛ”
Описание приёма: это стратегия технологии развития критического мышления.
Стратегия позволяет формировать:
• умения определять проблему;
• умение находить и формулировать пути решения проблемы;
• умение выбирать сильное решение.
Пример. Задача про апельсин. Чего больше по объёму в этом апельсине: кожуры или мякоти?
Учащиеся проводят исследование, используя свой набор данных. Приходят к выводу: кожура занимает, казалось бы, не очень толстый слой, но он расположен рядом с границей шара. Его объём иногда равен объёму всей вкусной части апельсина. Покупая апельсин с толстой кожурой, по объёму мы приобретаете в основном кожуру.
3. Приём “Пересечение тем”
Описание приёма: повторение предыдущего, сколь угодно давно изученного материала, происходит без отрыва от сегодняшнего, к тому же такое пересечение позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения.
Пример. Задача № 713 из учебника Л.С. Атанасяна «Геометрия 10-11».
Стаканчик для мороженого конической формы имеет глубину 12 см и диаметр верхней части 5 см. На него сверху положили две ложки мороженого в виде полушарий диаметром 5 см. Переполнит ли мороженое стаканчик, если оно растает?
4. Приём “Выборочный контроль”
Описание приёма: проверять работы учеников выборочно. Те, которые учитель сочтет нужными, или отобранные случайным образом: «перетасовал и вытащил». Учителю это удобно. Чьи работы будут проверены — никто из пишущих не знает. Стараются все.
Пример. Самостоятельная работа учащихся.
1) Вычислите объём шара, если его радиус равен 6 см.
2) Вычислите диаметр шара, если его объём равен 36 π.
3) Объём шара равен ,256