17 сентября 2004 года в селе Красноселькуп состоялось освящение Храма в честь святого Мученика Василия Мангазейского Епископом Тобольско-Тюменской Епархии Владыкой Димитрием. Это торжественное событие, как для прихожан Храма, так и для всех жителей района стало началом возрождения православных традиций и устоев. У каждого из нас появилась надежда стать лучше, вдохнув в себя живительный глоток православной веры. Много было устремлений, желания действовать, делясь этой радостью с другими.
Буквально с первых дней открытия начала свою работу православная Воскресная школа при Храме. Сначала нас было мало и Воскресную школу посещали в основном дети прихожан. Отдельного помещения не было и нам приходилось проводить занятия с детьми в небольшом помещении, прямо в Храме. Не было и речи о какой-то строгой организации: все основывалось только на нашем желании действовать и были ребята, которые разделяли с нами наши интересы.
В 2009 году в Храм святого мученика Василия Мангазейского наконец-то был назначен настоятель – иерей Евгений Ушаков, а Воскресной школой при Храме стала заниматься матушка Наталья. Занятия с детьми приобрели определенную структуру, стали систематическими, интересными и разнообразными.
Учитывая политику государства в сфере поддержки некоммерческих организаций, и в том числе Церкви, и понимая, что сейчас, как никогда ранее, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, мы стали искать новые подходы и методы в своей работе, обращая свое внимание на социум.
Работа в данном направлении увенчалась подписанием в 2011 году Соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между настоятелем Храма, Управлением по труду и социальной защите населения и Администрацией района. В реализации Соглашений были задействованы управление образования, спорта, культуры, социальной защиты, муниципальные средства массовой информации. Определены конкретные цели и задачи, а также направления действий в совместной работе.
В первую очередь наше внимание было обращено к проблемам семей социального риска. Являясь прихожанкой Храма и работая 17 лет в образовании, затем в сфере социальной защиты населения (заведующим отделения участковой социальной службы и педагогом-психологом), знаю о проблемах семей с трудной жизненной ситуацией «не понаслышке». Отлично понимая, как тяжело в современном мире выжить и сохранить «человеческое лицо», всегда с болью отмечаю увеличивающееся количество семей группы социального риска.
В силу специфики своей работы в участковой социальной службе Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Приют в муниципальном образовании Красноселькупский р-н» (далее – Приют, автономный округ), с проблемами семей группы социального риска приходится сталкиваться ежедневно. За последние четыре года нами были изучены обстоятельства возникновения таких семей: это и пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение: тунеядство, воровство, алкоголизм, оставление малолетних детей без присмотра, психические заболевания, бытовые трудности: отсутствие у семьи крыши над головой, отсутствие средств к существованию, отсутствие постоянного места жительства и пр. Воздействие достаточно длительное время неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни на организм ребенка вызывает у него негативные психические, физические и другие изменения, приводящие к тяжелейшим последствиям, которые способствуют формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения [1].
У детей в таких семьях часто возникают значительные нарушения в эмоциональной сфере и социальной адаптации, которые на практике проявляются отклонениями в поведении и в личностном развитии (Зацепин В.И). На лицо отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).
Анализ условий жизни семей группы социального риска доказывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты (Жутикова Н.В. и др.) чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые создают прямую угрозу жизни и здоровью ребенка в такой семье. Решение имеющихся у этих детей проблем мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни ребенка в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея учреждений социально-педагогической поддержки, весьма проблематично[2].
Социальная работа в муниципальном образовании Красноселькупский район строится на основе предоставления различного рода и спектра социальных услуг нуждающимся в социальной помощи гражданам, а также социального сопровождения семей. Данная деятельность регламентирована Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и автономного округа, которые направлены на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня качества и эффективности.
До момента подписания Соглашений с Храмом работа в органах социальной защиты населения велась согласно нормативной базе и должностных инструкций. Чтобы добиться положительного результата, мы, специалисты участковой социальной службы Приюта, применяли новые подходы в работе, используя инновационные технологии, в том числе и методику «Сеть социальных контактов». Исследовав при помощи данной методики социальное окружение семей социального риска, находили социально значимых персон с целью повышения потенциала семьи и выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации. Использовали анкеты, диаграммы, опросы, беседы, консультации, применяли методы внушения и прочее, и прочее. Результат оставлял желать лучшего. Проведя диагностику ситуации в 30 семьях, выяснили, что корни проблемы асоциального поведения семей в том, что почти у всех родителей: во-первых, низкий уровень педагогической компетенции в вопросах воспитания детей; во-вторых, нравственные установки практически отсутствовали; в-третьих – у большинства семей был низкий материальный уровень, отягченный алкоголизмом одного или обоих родителей, и как следствие – низкий уровень социальной адаптации всех членов семьи.
Из вышеперечисленного следовало, что проблема требует комплексного подхода, мобилизации всех сил, включая медицину, образование, органы социальной защиты и пр.
Выстроив свою работу в тесном сотрудничестве со всеми субъектами системы профилактики, увеличили количество межведомственных рейдов, стали организовывать семинары, педагогические часы для членов семей группы социального риска, уделяли внимание совместному досугу, позаботились, чтобы несовершеннолетние из семей данной категории были организованы, заняты в секциях, кружках, различных объединениях. Ситуация незначительно изменилась в положительную сторону, но обозначилась следующая проблема: при помощи педагогических семинаров можно было повысить педагогическую компетентность некоторых родителей; при помощи бесед, консультаций, тренингов у некоторых родителей возможно было повысить мотивацию к трудоустройству, нацелить на мысль о необходимости заботиться, о детях и материально поддерживать свою семью. Но - ситуация всегда усугублялась злоупотреблением алкоголя в данных семьях, и опять все возвращалось на круги своя. С помощью привлечения нарколога осуществлялись мероприятия по реабилитации алкоголезависимых граждан и прочие мероприятия по выводу из алкогольной интоксикации. Эффект был непродолжительным, а ситуация в семьях оставляла желать лучшего.
Между тем, были, конечно же, и положительные результаты: со многими членами наших подопечных семей были установлены хорошие доверительные отношения, психологические контакты. Семьям были подобраны специалисты по социальной работе с учетом психологических особенностей, совместимости и взаимопонимания. Казалось бы, положено хорошее начало: участковой социальной службе стали доверять, стали делиться своими проблемами, искать совета в сложных ситуациях. Но, такие факторы риска как алкоголизм, аморальное поведение, уклонение от исполнения родительских обязанностей, тунеядство - не исчезли. Искать помощи в ближайшем окружении семей не представлялось возможным, в большинстве случаев члены ближайшего окружения сами представляли угрозу для семьи, потому что также страдали вышеперечисленными пороками и сами нуждались в помощи. А проблема требовала немедленного разрешения, так как несла непосредственную угрозу, как семье, так и детям.
Проанализировав ситуацию, мы поняли, что в первую очередь необходимо обратить внимание на духовную составляющую личности, а именно на душу. Так как первопричина всех зол, а именно аморального поведения и всех асоциальных проявлений, была очевидна – отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность.
Необходимо было выстроить свою работу по духовному возрождению всех членов семей группы социального риска.
Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее Крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием [3].
Россия тысячу лет назад, приняв христианство из Византии, стала признанным в мире центром православия, принеся в него живительную силу, теплоту домашнего очага, поклонение домашней иконе, необъятность российских просторов. Вера праотцов – святыня духовной жизни каждой нации[4].
Мы на опыте убедились в том, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Отсюда следует, что вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Во все времена в России ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа[3].
В этой ситуации жизненно важной необходимостью становится воспитание на высоко духовно-нравственных основах, осознанного понимания личностной значимости.
Именно в этот период и возникла потребность в тесном сотрудничестве с Храмом в рамках соглашений о взаимодействии. Мы стали активно привлекать детей из семей группы социального риска к занятиям на Воскресной школе, объединив наши усилия и направив их на духовно-нравственное воспитание подростков.
Затем, учитывая опыт работы и полученные знания в результате исследований проблем семей группы социального риска, возникла идея организовать деятельность семейного клуба, который бы сопутствовал достижению цели в повышении нравственного потенциала семьи.
В 2012 году участковая социальная служба приняла участие в окружном конкурсе среди социальных служб в номинации «Лучший проект по развитию клуба для семей с детьми», организаторами которого являлся департамент социальной защиты населения автономного округа. Подготовив проект, получили материальную поддержку в сумме 100 тысяч рублей. Попробовали устраивать встречи в рамках семейного клуба «Росинка». Некоторые семьи, с которыми мы сотрудничали, с удовольствием откликнулись на наше предложение. Основной упор в работе мы сделали на приобщение к азам православной культуры, а привитие морали, нравственности, духовности стало нашей самой главной целью в работе с детьми и взрослыми из семей социального риска. На средства Гранта, в том числе был закуплен информационный стенд, который был установлен в Управлении социальной защиты населения с информацией о работе клуба.
Если в рамках семейного православного клуба «Росинка» с родителями дело обстояло тяжелее, возникали проблемы с организацией и мотивацией взрослых, то с детьми была абсолютно другая картина. Именно в детских глазах, после первых совместных встреч, мы увидели свет и радость от общения на духовные темы. Оказалось, что этим маленьким человечкам так не хватает тепла, внимания, простого человеческого участия. В их жестоком мире, где родителям часто нет дела до боли своих детей, где часто приходится перебиваться впроголодь, где никто не позаботится о твоем самочувствии, переживаниях, страхах и тревогах, оказывается в этом мире есть Бог, который тебя любит, прощает, дарит надежду на спасение, приносит радость. Есть Тот, который помогает пережить все горести жизни, которые иногда бывают непереносимыми, Тот который всегда рядом, даже когда тебе кажется, что уже никто тебя не понимает и не любит. Бог – Любовь, Бог – Милость, Бог – Радость, Бог – Спасение от всех бед.
Когда мы увидели отклик в детских душах, мы поняли, что нашли именно то, что искали. Появилась уверенная надежда на то, что теперь есть возможность помочь. Помочь, начиная с души. Это вдохновило нас на поиск новых идей.
В 2013 году проект «Доброе начало» участковой социальной службы был признан призером одного из конкурсов проектов, и получил грант в сумме 400 тысяч рублей.
В рамках реализации данного проекта мы стали организовывать мероприятия в рамках совместной работы участковой социальной службы и Воскресной школой Храма в честь святого мученика Василия Мангазейского с. Красноселькуп.
Проект «Доброе начало» включал в себя мероприятия, направленные на знакомство с православными праздниками, просвещение детей и родителей из семей социального риска, приобщение к азам православной культуры, повышение уровня мотивации к здоровому образу жизни, формирование нравственных установок, укрепление института семьи. В рамках проекта совместно с активом прихода в честь святого мученика Василия Мангазейского с. Красноселькуп проводили праздники для детей и родителей из семей группы социального риска, приуроченные к Рождеству Христову, Пасхе, встречали масленицу, проводили мероприятия, приуроченные ко Дню семьи, любви и верности и пр. Результат был хоть и не большой, но стабильно положительный. Теперь уже сами ребята являлись инициаторами встреч и приводили на праздники своих родителей, бабушек, сестер и друзей.
Зная проблемы наших семей, преследуя целью одновременно духовно-нравственное развитие общества и оказание помощи нуждающимся, родилась идея организовать работу по развитию благотворительной деятельности в районе. От Храма был подготовлен проект «Рождественский Ангел» сроком на три года. В июне 2013 года департамент внутренней политики автономного округа поддержал наши идеи, предоставив субсидию как победителю конкурса в размере 600 тысяч рублей на реализацию мероприятий в рамках благотворительной акции «Рождественский Ангел». Целью данной акции стало привлечение внимания общественности к проблемам семей группы социального риска, развитие благотворительности в районе.
Благодаря грантовой поддержке и поддержке со стороны Администрации района наше начинание успешно стартовало, привлекая с каждым годом все большее количество участников. На данный момент акция уже не является результатом деятельности Храма и участковой социальной службы, а представляет собой взаимодействие всех учреждений и организаций села: Управления образования, Управления по культуре и молодежной политике, Управления по труду и социальной защите населения, индивидуальных предпринимателей села, частных лиц, жителей района. Благотворительная акция «Рождественский Ангел» выросла в массовое мероприятие, включающее в себя и организованный сбор подарков к празднику Рождества Христова для детей из семей социального риска, и просветительскую деятельность через средства массовой информации, и организацию и проведение районного конкурса детского творчества для ребят в возрасте от 3-х до 18 лет на тему Рождества, и праздничное театрализованное представление о библейской истории Рождества Христова, которое готовят воспитанники Воскресной школы для ребят и родителей из семей социального риска, и вручение рождественских подарков, от всего сердца согретых теплом жителей нашего района, и даже праздничный фейерверк после торжественной части представления.
Не изменяя своим начинаниям, мы решили твердо продолжить работу в том же направлении. Исходя из того, что в Воскресной школе при Храме увеличилось число воспитанников, благодаря привлечению подростков из семей группы социального риска, появилась необходимость систематизировать работу с данными несовершеннолетними, учитывая их индивидуальные и психологические особенности. В 2014 году была разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания и психокоррекции личности «Доброе начало», которая предусматривала работу с детьми из семей вышеуказанной категории на базе воскресной школы при Храме в честь святого мученика Василия Мангазейского. Программа объединяла несколько направлений деятельности:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения для детей и родителей).
2. Воспитательно-оздоровительное (групповые занятия, игры: подвижные и назидательные, ролевые и т.д. для детей).
3. Культурно-познавательное (совместные встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная творческая деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам и т.д.)[5].
5. Психолого-педагогическое (тренинги, упражнения, игры, направленные на укрепление психического здоровья детей).
В программе акцент сделан на православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – источником познания народной мудрости, души, традиций, уклада жизни нашего народа. Мы абсолютно разделяли мнение русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского, что «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни»[6].
Хотелось бы, чтобы и у современных детей тоже остались на всю жизнь незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу, Пасхальной весенней радости и плодовом изобилии на Спас[7].
Был определен режим занятий – 1 раз в неделю по воскресным дням, 2 занятия по 40 мин (познавательное, духовно-нравственной направленности и психологический тренинг, рефлексия) + чаепитие. Форма занятий – групповая. В течение года велась работа с 11 несовершеннолетними из семей социального риска, один родитель изъявил желание посещать занятия совместно со своими детьми. Со временем мы убедились, что данная программа подходит и для занятий со всеми детьми Воскресной школы.
В настоящее время количество воспитанников воскресной школы 50 человек, из них 11 несовершеннолетних из семей группы риска, 12 дошкольников, 20 ребят среднего школьного возраста и 7 родителей. Появилась необходимость в привлечении педагогов образовательных учреждений к сотрудничеству. Так же мы подготовили документы для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии на местном уровне для финансирования работы Воскресной школы при Храме.
В ближайшее время планируется открыть класс для детей из семей группы риска, которые будут заниматься по программе «Доброе начало» с акцентом на психокоррекцию личности, группу для детей дошкольников (просветительская и творческая деятельность согласно возрастным особенностям малышей) и класс для детей среднего школьного возраста (работа по программе «Доброе начало», театрализованная деятельность и художественное творчество).
В данный момент в рамках соглашений с Храмом в честь святого мученика Василия Мангазейского продолжается работа по проекту «Доброе начало»- организация и проведение праздничных мероприятий, приуроченных к православным праздникам (охват – 30 семей, состоящих на учете в участковой социальной службе Приюта). Еженедельно на базе Воскресной школы реализовывается программа для ребят из семей группы риска «Доброе начало» (охват – 11 несовершеннолетних и 1 родитель) и ежегодно проходит благотворительная акция «Рождественский Ангел», направленная на привлечение внимания общественности к проблемам семей данной категории (охват: театрализованное представление - 100 человек, вручение подарков - 128 ребят, конкурс детского творчества - 156 несовершеннолетних района, участие добровольцев – Красноселькупское станичное казачье общество, педагоги района, организаторы мероприятий, жертвователи и жители района).
Кроме того, в течение года в рамках взаимодействия с Храмом осуществляется совместная работа по оказанию натуральной помощи семьям, состоящим на учете участковой социальной службы в рамках благотворительных акций, в том числе акции «Добровольцы - детям». Так, за период с 1 июня по 30 сентября 2015 года 25 семьям была оказана помощь вещами и продуктовыми пакетами.
В современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё формирующуюся сферу нравственности[7]. Необходимо, чтобы приобщение к азам православной культуры через знакомство с православными праздниками оставило в душе каждого ребенка теплые и радостные воспоминания, а традиции русского народа прививались с молоком матери. Именно в этом и заключается красота русской православной души и сила православного духа, которые впоследствии помогут перенести все невзгоды, которые возможно приготовит жизнь каждому из них.
Сегодня в нашей стране существует прекрасная возможность сотрудничества педагогов, психологов и церковнослужителей в духовно-нравственном становлении и развитии детей и подростков в рамках действующего законодательства при согласии и заинтересованности родителей.
И мы твердо уверены, что при общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты. [4]
Список литературы:
1. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью/И.А. Кибальченко; под ред. И.А. Кибальченко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 148 с.
2. Проблемы семьи, отягощенной алкогольной зависимостью/И.А. Кибальченко; под ред. И.А. Кибальченко.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 173-179 с.
3. http://www.bankreferatov.ru/referats
4. http://www.bestreferat.ru
7. http://prodlenka.ru