2013 год в России объявлен годом защиты окружающей среды. Россия – богатая многоликая страна. Географическую карту Российской Федерации можно сравнить с мозаичной картиной. Ведь только в этом государстве встречаются и горы и равнины, и реки и моря, даже Северо-Ледовитый океан, пустыни и низменности. Ямало-Ненецкий автономный округ – один из важнейших и красивейших элементов мозаики на этой карте. Ямал - богатый северный край России, один из ведущих кладезей её земли. В связи с его бурным освоением остро встаёт вопрос о сохранении природных богатств. А с приходом развития цивилизации появилась и проблема коренного населения. Рассматривая актуальность данной темы, педагоги дополнительного образования МБДОУ «ЦРР – детского сада «Белоснежка»: Елыбаева И.Г.(экологическое воспитание) и Абдрахманова Ю.Г. (художественное изобразительное творчество) пришли к необходимости создания образовательной программы по художественно-экологическому направлению с учётом регионального компонента. Программу так и назвали «Краски Ямала». Казалось бы, здесь, на Ямальской земле, царит вечная мерзлота, значит, о каких красках может идти речь? Природа, возможно, спит, окутанная девятимесячным зимним покрывалом. Но, нет. Наши первые представления о Ямале обманчивы. Многообразен наш северный край растительным миром: изобилие грибов, ягод, разнотравье,…. Многообразен и мир фауны ямальской. О, сколько дивных птиц можно встретить на весенне-летнем «птичьем базаре»! Тундра познакомит с полярной совой, куропатками, малышками пуночками, рассудительным вороном… Стоит лишь вступить из тундровых мест в зону леса, как очутишься в ином удивительном мире. Будьте осторожны! В лесу возможна встреча с «косолапым» хозяином леса. Яркие краски лета и осени здесь на Ямале сменяет нежная пастель зимы, бирюза весенней воды, молодая зелень тундры и леса. Вот он какой, многогранный мир ямальской природы! Все краски палитры вобрал в себя! Именно он и влияет на жизнь коренного населения, ненцев, селькупов, хантов, привыкших жить в гармонии с природой. Именно эту многогранную палитру и необходимо довести до дошкольников. Учитывая любознательность, пытливость малышей, интерес к художественной литературе и изобразительному творчеству, программа «Краски Ямала» отражает следующие цели:
· довести до сознания детей мысль о многообразии растительного и животного мира Ямала, влиянии этого многообразия на жизнь коренных жителей;
· познакомить старших дошкольников с полезными ископаемыми Ямала, их влиянием на развитие мира людей (общества);
· показать, что Ямал – один из ярких элементов в единой мозаичной картине под названием Россия.
Данные цели реализуются педагогами посредством разнообразных форм работы с воспитанниками: акции в защиту природы Ямала, выставки детских поделок и рисунков, родительские гостиные, тематические праздники и развлечения, мастер – классы, посещение библиотеки и «Музея освоения Севера» в городе Губкинский. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста и предполагает как внутреннюю, так и внешнюю интеграцию. Она объединяет два направления: экологическое и художественное. В 2012 году образовательная программа «Краски Ямала» была представлена на конкурс исследовательских проектов педагогов ЯНАО, где и была признана победителем.
Деятельность педагогов и детей объединения «Краски Ямала» построена на работе «Клуба любознательных и находчивых», где дошкольники занимаются экспериментированием, получают много познавательной информации от педагога по экологическому воспитанию, просматривают видеофрагменты научных фильмов для детей, работают с картой Ямала и России, рассматривают репродукции художников, фотоиллюстрации. Сотрудничество с семьями воспитанников объединения позволяет организовать работу над краткосрочными проектами, результаты которых доводятся до сверстников в ДОУ. Один их основных аспектов работы в данном направлении – это то, что вся познавательная информация, переданная педагогом по экологическому воспитанию, закрепляется через художественную изобразительную деятельность педагогом по изобразительному искусству. Использование разнообразного изобразительного материала позволяет построить работу в ярком творческом «русле». Так, красоту пушистых животных позволяет отобразить меловая пастель. А какой анималистический жанр может существовать без искусства графики. Живопись – полноправная помощница в передаче колорита северных пейзажей. Воспитанники детского объединения «Краски Ямала» очень любят изображать животных и демонстрировать своё творчество, свои знания в авторских выставках «О природе с любовью» детям, родителям, сотрудникам, гостям ДОУ, тем самым призывая обратить внимание на многогранность ямальской природы и её ценность. Юные художники являются активными участниками Окружного конкурса юных натуралистов-экологов. В 2008 году Пестова Юлия и Ставропольцев Даниил заняли призовые места в муниципальном этапе данного конкурса, в 2011 году попробовал свои силы в округе победитель Пуровского района Сластиков Сергей. В 2013 году рассказать о природе Ямала решили Карпова Александра, Тихонова Дарья, Данилова Ангелина, Двукраев Александр, предоставив свои работы в муниципальную комиссию. С нетерпением ждём итогов.
В заключении, хотелось бы отметить, что данное направление педагогической деятельности не просто актуально, но и интересно, увлекательно. Дети должны знать о своей малой Родине, понимать какое значение она несёт для Российского государства, ценить и беречь дарования природы – матушки, уметь видеть красивое в окружающем мире. Детская душа должна быть открыта для красоты и добра в наши дни. Всегда стоит помнить: «Что посеешь, то и пожнёшь!». И именно от нас педагогов и родителей и зависит будущее нашего государства. Спешите творить добро, не забывайте о прекрасном!