Ф.И.О. Сидоркевич Лидия Викторовна
Название места работы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Лукоморье» муниципального образования город Ноябрьск
Название муниципального образования Муниципальное образование город Ноябрьск
Название населенного пункта город Ноябрьск
Современные требования к воспитателю дошкольной организации, в условиях модернизации системы образования, это в первую очередь профессиональный стандарт педагога. Воспитатель должен знать специфику дошкольного образования, детскую психологию (общие закономерности развития детей), владеть педагогическими методиками, уметь планировать и корректировать образовательные задачи. И перечислять все, что должен знать, уметь, применять в своей работе воспитатель не хватит моей статьи. А главное, что бы профессионально выполнять свою деятельность, он должен обладать определенными качествами личности: проявлять интерес и любовь к детям, иметь чувство эмпатии, владеть педагогическим тактом, культурой общения, педагогическим оптимизмом.
В педагогической литературе самые разные авторы приводят слова К. Маркса о том, что воспитатель сам должен быть воспитан [2]. На мой взгляд, это очень правильные, нужные слова. В них заложен большой педагогический смысл всем воспитателям и педагогам.
Так кто же и как воспитывает воспитателя? Может достаточно окончить педагогический институт, получить диплом или даже получить опыт работы в детском саду! И все – ты настоящий педагог! Нет, из этого вовсе не следует, что педагог становится воспитанным.
В православии можно услышать слово – Призвание. И конечно это слово очень близко к педагогам. Оно включает в себя весь смысл педагогики. В слове призвание есть призыв своими делами и своим словом преподать самую трудную на свете науку – быть людьми. Но это не всегда бывает так. А вот каким будет педагог – хорошим или простым исполнителем, какие у него способности, насколько он открыт, зависит не только от профессиональных и личностных качеств, а от силы духа и внутреннего «свечения». И этим педагоги и священнослужители очень похожи. В Послании к Тимофею ап. Павел говорит, какие качества должны быть у епископа-священника:
«… должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив…. Он говорит о священниках, как эти нравственные качества близки педагогам. Ведь настоящий воспитатель должен обладать качествами священника: учить доброте, справедливости, честности, ответственности.
Но вот взрослый человек, став воспитателем, считает себя уже воспитанным. Верит, что ему выпала роль воспитывать других, передавать свой общественно-исторический опыт, или, как писал Януш Корчак, воспитатель спешит «осваивать особые права взрослых: смотреть не за собой, а за детьми, регистрировать не свои, а детские вины». Заняв такую позицию, вроде бы предопределенную образованием, возрастом, положением в обществе, воспитатель становится весьма ограниченным человеком, человеком, малоспособным к развитию. Происходит это и в том случае, если выражаться словами того же Януша Корчака, когда «мы объяснились с собой и примирились, простили себя и освободили от обязанности исправляться». [1].
Настоящий воспитатель должен понимать, что воспитание процесс не односторонний, а двустороний, что воспитание возможно только как взаимовоспитание, в противном случае оно превращается в раздачу указаний. Никогда не поздно исправить себя, если понимаешь, что жизнь противоречива, и правом возвышаться, быть лидером, вести за собой, если воспитатель стремится к развитию, может и должен обладать каждый. И взрослый, и ребенок, и семья, и школа, и книги, и люди, которых нет с нами. Ибо право быть настоящим воспитателем не дается никем, оно добывается каждодневной работой – трудом своей души!
Ответ на вопрос: «Кто воспитывает воспитателя?». Практика преобразования, перестройки – это одновременное преобразование окружающего мира и самого себя в совместном творчестве, в сотворчестве разных людей, в том числе взрослых и детей. Изменения жизни – вот что воспитывает каждого человека. А воспитателю нужно не только учить, наставлять, обучать, надо самому научиться всматриваться в детей. Именно им принадлежит ведущая роль в преобразовании жизни. Дети были и остаются главными воспитателями взрослых, потому что они и наше зеркало, и наше будущее, и наши судьи.
Каждый воспитатель хочет видеть своих воспитанников совершеннее, лучшими из лучших. И для этого он должен быть обращен к детям своими лучшими сторонами личности. Нет, не специально придуманными образцово-показательными, а именно лучшими. Если дети не учат, не воспитывают воспитателя, то пользы от самых добрых и умных советов, наставлений, пожеланий будет мало. Г. Маудели сказал: «Наши тревоги зависят преимущественно от того, что мы стараемся исправить других, забывая о своем собственном исправлении». Работа над собой, своими реакциями, мировозрением должна совершаться всю жизнь. Конечно, темперамент человека трудно изменить, но его характер, как считают психологи, изменяется каждые 5-7 лет. Если воспитатель сознательно не направляет характер в лучшую сторону, то это осложняет жизнь не только ему, но и всем близким и окружающим его людям[1].
Настоящий воспитатель стремится к высокому профессионализму, который включает в себя и максимальные знания в своей области, и умение их воплотить в дело. Он наставник и подвижник – ведет маленького человечка сквозь годы детства, отрочества, юности. Воспитывает других и вместе с ними изменяется сам. Это именно та профессия, про которую можно сказать: «Лучше ничего не делать, чем делать плохо».
Список используемой литературы
1. Олещук Ю.Ф. Труд души [Текст] - М.: Знание, 1988. – (Нар. ун-т. Пед. Фак., №11) – 190 с.
2. Селезнева Е.В. Учитель, перед именем твоим…[Текст] - М.: Мол. Гвардия, 1985. – 223 с.