Са Л. М.
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!»
К.Д. Ушинский
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется учебно-методический комплект «ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ» для организации обучения детей в условиях кочевой школы, разработанный авторским коллективом педагогов школы-интерната с. Ныда.
Актуальность разработки данного УМК, состоящего из 4 учебных пособий («Азбука тундровичка», «Рабочая тетрадь для письма», «Тетрадь для рисования», «Словарь-разговорник») обусловлена несколькими предпосылками.
Первая – недостаточное оснащение учебного процесса подготовки к школьному обучению в условиях кочевий современными учебно-методическими пособиями.
Вторая – осознание значимости изучения родного ненецкого языка как важнейшего условия полноценного развития ненецкого народа, сохранения национальных культурных традиций, средства общения и познания окружающей действительности.
Анализ результатов мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе из числа детей кочевья в 2011 – 2014 годы показал, что 90% учащихся данной категории затруднения по готовности ребенка к обучению чтению и грамоте, у всех детей низкий уровень сформированности предпосылок учебной деятельности. В то время как результаты детей, посещавших детский сад, существенно отличаются.
Поэтому следующая предпосылка – выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
При разработке УМК авторы сохранили традиционные принципы и подходы к содержанию, последовательности изучения грамоты:
- соблюдены условия «от простого к сложному», доступности, системности подачи материала, что создает предпосылки для понимания, осознанности восприятия, оперирования новыми знаниями;
- последовательность изучения звуков и букв в учебнике «Ненэця’ азбука», как и в любой другой азбуке, обусловлена позиционным (слоговым) принципом: начинается с более легких по артикуляции и узнаванию, воспроизведению при чтении, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения; с обязательным учетом особенностей ненецкого языка.
В тоже время учитывались принципы деятельностного обучения и практикоориентированного подхода.
Содержание азбуки максимально связано с социальным опытом детей, практической деятельностью их родителей, преобладает связь известного с новым знанием. Обратите внимание, что все картинки азбуки отображают деятельность взрослых ненцев кочевников. Изучая звук [М] дети будут говорить о чуме. Отгадают загадку «В одно отверстие войдёт, в три отверстия выйдет», поговорят о малице. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации к звуку. Как Вы думаете, о каком событии из жизни ненцев дети будут размышлять?
Авторским коллективом предложена система различных практических видов работы над каждым звуком и буквой, что дает возможность на протяжении короткого промежутка времени упражняться в звуковом анализе слов, конструировании звукового образа слова (создание схем), чтении, составлении предложений и т.д. Названные виды деятельности способствуют решению целого комплекса задач: развитие фонематического слуха детей, культуры звукопроизношения, навыков чтения, развития речи, развивает предпосылки УУД, учит детей через практическую деятельность думать, мыслить.
Представляю Вам несколько вариантов организации деятельности с обучающимися при знакомстве с буквой.
В рамках применения учебных пособий УМК усвоение печатных и письменных буквенных знаков строится в несколько этапов (рассмотрим на примере буквы М):
- практическое действие: ребенок самостоятельно воссоздает форму изучаемой печатной или письменной буквы. Задание звучит следующим образом: «Ребята, а как можно изобразить букву М? (дети предлагают варианты: из палочек, из жил (ниток), вылепить из пластилина, изобразить самим)». Каждый ребенок моделирует букву по своему усмотрению. Так учитель создает в процессе обучения пространство выбора, побуждает детей к творческому мышлению, воображению. Разные варианты представления моделей букв обеспечивают многократную визуализацию образа буквы, способствуют лучшему запоминанию;
- работа с азбукой: использование текстов для чтения, максимально насыщенных словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами, в которых дети находят изучаемую букву. Подобные задания способствуют запоминанию графического образа буквы, развивают зрительную память детей, внимание.
- работа в тетради для раскрашивания: дети цветным карандашом закрашивают только те части рисунка, в которых напечатана буква М. А теперь посмотрите, что у вас получилось?
Учитывая, что у дошкольников хорошо развито наглядно-образное мышление, авторской группой максимально используется жизненный опыт малышей через серию авторских дидактических игр, основанных на образах, знакомых детям.
Дидактическая игра «Мядоманзьмиӈава”» («Едем в гости») – с помощью этой игры происходит знакомство с технологией чтения и отработка навыка чтения.
Для проведения игры необходим макет нарты, на которой согласная буква «едет в гости» в стойбище; изображение стойбища с макетами нескольких чумов, в которых «живут» гласные буквы. Дети по очереди моделируют ситуацию, когда нарта подъезжает к чуму, все дети хором складывают получившиеся слоги.
Дидактическая игра «Ирикэм’ нядаӈгува”» («Поможем дедушке»)
сса |
Дети помогают дедушке Ирикэм’ подобрать нужные слова. Игра может происходить в нескольких вариациях с применением дифференцированного подхода:
- дети, не владеющие навыком чтения, просто подбирают слоги, наращивая слово;
- дети, владеющие навыком чтения слогов, подбирают нужные слоги, подставляют их в схему и читают полученные слова.
Игра может усложняться путем добавления к схеме еще одного слога.
Данная игра способствует развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения детей с применением приемов «реконструирование» и «наращивание слов».
Дидактическая игра «Мюд» («Аргиш»)
Авторским коллективом схематическое изображение предложения образно связывается с аргишем (цепочкой нарт, которые двигаются друг за другом во время каслания): сколько в аргише нарт, столько слов в предложении.
Детям предлагаются вариации заданий:
- Составьте предложение по рисунку азбуки, изобразите его схему (слова - нарты).
- Составьте предложение по заданной схеме (на доске цепочка нарт. Упражнение выполняется несколько раз с разным количеством нарт.
Организуя такую деятельность, учитель даёт детям первичное представление о словах как структурных единицах языка; о предложениях с одной стороны - как определенной последовательности слов, связанных между собой, с другой - как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. В ходе подобной деятельности развивается речь ребенка, формируется навык соотнесения устной речи с графической моделью текста.
Таким образом, ключевой идеей авторского коллектива является максимальное построение материала с опорой на социальный и жизненный опыт ребенка, что призвано заложить основы национального самосознания и идентичности, средствами родного языка сформировать необходимый уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Разрабатывая и применяя новый учебно-методический комплект для организации предшкольной подготовки детей в условиях кочевой школы, авторский коллектив не ставил перед собой задачи научить детей кочевья в условиях сезонной кочевой школы читать и писать. Системное применение УМК способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий (развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.); созданию пространства коммуникаций со взрослым (педагогом) и сверстниками, что обеспечит успешную адаптацию ребенка-тундровика в школьной жизни, создаст предпосылки успешности в усвоении программы начальной школы.
Апробация летом 2016 года представляемого учебно-методического комплекса показала, что применение учебных пособий, включенных в данный комплекс, обеспечило более успешный уровень готовности к обучению в школе. Это подтверждается результатами мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе.