"Математике должно учить в школе еще с той целью,
чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для
обыкновенных потребностей в жизни."
И.Л. Лабочевский
Зачем нужна математика? Можно обойтись и без математики, так как есть компьютеры, «умные» телефоны! Писать, считать научился и достаточно!
Такие высказывания учитель математики слышит, наверное, часто. Нередко сам факт того, что эта дисциплина входит в обязательную программу университетов и школ, ставит людей в недоумение. Это недоумение выражается в следующем: «Для чего мне, человеку, чья будущая (или нынешняя) профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику?». Попытаемся разобраться.
По поводу компьютерной техники очень хорошо сказал Альберт Эйнштейн : «Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной». Что уж говорить о таких сложных науках, как космос (ракеты, спутники), телевидение, радио! Конечно, ничего этого не изобрели бы без вычислений, без математики.
Мне хочется воскликнуть: «Математика вся наша жизнь!»
Да, математика в жизни человека занимает особое место. Мы настолько с ней срослись, что попросту не замечаем её. В школьной программе математических задач очень много и сложность их с каждым годом растет. Они переплетают между собой все науки, изучаемые школьниками, и не просто учат ребенка математике, определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, быстро принимать решения. Таким образом, развивается целеустремленная, активная, самостоятельная личность. За многолетний период работы в школе (23 года), могу привести море примеров, подтверждающих эти слова и я полностью согласна с мнением известных людей:
«Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» ( Платон)
«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» (Роджер Бэкон)
«Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком» (К. Вейерштрасс)
«Полёт – это математика» (В. Чкалов)
«Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»
(Н.И. Лобачевский)
Вспомните своих учеников, хорошо знающих математику, быстро умеющих решать задачи. Они могут аргументировать свой выбор, могут критически оценить себя и своих одноклассников и на порядок выше успевают по остальным предметам. Есть ребята, которые участвуют в городских олимпиадах по шести-семи предметам и добиваются успехов и побед. Именно математическое мышление помогает им в этом.
Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.
В моей практике вопрос «Зачем нужна математика?» ребята задают всё меньше и меньше. Хочется поделиться небольшим кусочком своего опыта.
Первый урок в пятом классе начинаю прекрасными словами "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели"
(А. Маркушевич)
Эту фразу, мне кажется, можно поместить на обложку тетради по математике, чтобы она была перед глазами постоянно и стала девизом для каждого ученика. В одном этом предложении кратко, но очень точно даётся ответ на поставленный вопрос. Детям очень нравится, когда урок начинается с интересной фразы, а затем решаются красивые примеры или задачи. Большинство заданий будут такими (красивыми), если учитель преподносит их с азартом.
"В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии" – утверждает Н.Е. Жуковский.
Ответная любовь, уважение к предмету прослеживается при выполнении различных творческих заданий: найти или составить интересную задачу, пример; составить карточку по конкретной теме для одноклассника; найти примеры применения какой-либо темы в жизни; написать рассказ, стихотворение или сочинение (особенно при обобщении материала). Приведу фрагменты из детских сочинений (и самые простые и серьёзные) на тему: «Где я и члены моей семьи применяем математику?»:
«Моему братику 4 года. Мы учили с ним цифры, складывая кубики, вдруг задает вопрос:"А зачем нужны цифры?". Я быстро ответила: "Понимаешь, без них ты не посчитаешь свои игрушки, не скажешь маме купить две шоколадки, даже не скажешь, сколько тебе лет!»
«Математика очень важна как для общего развития человечества, так и для индивидуальных качеств. Мы даже не замечаем, что применяем математику постоянно. Например, я пекла торт и по рецепту приготовила нужное количество продуктов. Помогала бабушке посчитать площадь её квартиры. Мы будем строить дом. Надо высчитать, сколько понадобится цемента, сколько кирпичей. Мама собирается шить мне платье. Сняла мерки, составляет выкройку. И здесь нужна математика!»
«Математика встречается и используется нами в повседневной жизни, поэтому математические знания нужны каждому человеку. Не правда ли, нам приходится в жизни часто считать (например, деньги – сдачу в магазине или стоимость покупки)? Мы постоянно используем (часто не замечая этого!) знания о величинах, характеризующих: площади (комнаты, квартиры, количество рулонов обоев для оклеивания комнаты), объёмы (кастрюли или стеклянной банки), промежутки времени (время прибытия поезда, количество времени для выполнения уроков), скорости (движения автомобиля) и многое другое».
«Математика мне нужна для подготовки к будущей профессии – экономиста. Для этого необходимы знания из алгебры, математического анализа, теории вероятности и статистики».
«Я была у мамы на работе в отделении реанимации. Своими глазами увидела знакомые графики – синусоиды в электроприборах! Теперь знаю точно медицина и здравоохранение — тоже существует благодаря математике, которая используется, при изготовлении медицинских приборов и при анализе данных об эффективности того или иного лечения»
«Мы нуждаемся в математике, прежде всего, для решения бытовых вопросов. В нашей семье моей обязанностью является ежемесячно снимать показания счетчиков за газ, воду и электроэнергию. Это первый случай, где я сталкиваюсь с Царицей всех наук. Ведь она присутствует везде, где есть числа. При приготовлении пищи, для соблюдения правильной пропорции продукта, мы с мамой нередко используем мерный стаканчик. И если взять рецепт любого блюда, можно обнаружить там множество числовых обозначений. Математика оказывалась со мной и в трудную минуту. С её помощью я измерила себе температуру при сильном жаре и рассчитала нужную дозу жаропонижающего.
А вот у моей мамы общение с математикой является профессией. Она работает инженером-строителем в Фонде по развитию сельских территорий Ямала. Ей чуть ли не каждодневно приходится рассчитывать нагрузки на конструкции и фундаменты будущих зданий. Также каждый инженер-строитель должен уметь составлять сметы, писать тех. отчёты и работать со специальными проектирующими программами.
Без этой науки не обойтись и при ведении семейного бюджета, т.е. мы считаем постоянные и непостоянные доходы и расходы.
Но кто бы мог подумать, что математика скрывается даже в гуманитарных науках. Посещая уроки графики, я научилась рассчитывать пропорции объектов и определять их масштаб, чтобы воссоздавать объёмные фигуры. Разучивая стихи, мне не составило труда запомнить и отыскать трёхсложный и двухсложный стихотворные размеры.
Таким образом, математика действительно применяется везде. Ни одна отрасль людской жизни не обходится без неё. Мы можем столкнуться с математикой где угодно, начиная с учебных книжек и заканчивая, казалось бы, обычными отдалёнными от точных наук предметами. Наша семья тоже не является исключением. Мы дружим с этой Великой наукой и не хотим её недооценивать!»
Можно сделать вывод, что дети понимают: математика важна не просто сама по себе, а важнее то, как в ней нуждаются другие науки, опираются на математические факты и, тем самым, помогают развиваться человечеству все дальше и дальше!
Нас учителей, да и большинство людей нашей страны беспокоит состояние математического образования в России. Российское математическое образование было и все еще остается образцом для всего мира, и его разрушение может стать началом разрушения математического образования всего цивилизованного человечества.
Математика – это феномен общемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли. Разрушая математику, математическое образование, мы разрушаем общечеловеческую культуру, уничтожаем историю человечества. Всеобщая компьютеризация не только не уменьшила важность математического образования, но и, наоборот, поставила перед ним новые задачи. Снижение уровня математической образованности и математической культуры общества может превратить человека из хозяина компьютера в его прислугу и даже раба.
Все мы хорошо понимаем важность физкультуры для полноценной жизни каждого человека, важность тренировки тела. Столь же необходима (вряд ли кто-то будет спорить) физкультура мозга, тренировка ума. И все мы знаем, сколь богатые возможности для этого даёт математика.
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)
Благодаря математике мы имеем все доступные нам сегодня технологии, не подвергаем нашу жизнь бессмысленной опасности, строим города, осваиваем космос и развиваем культуру! Без нее мир был бы совсем иным.
В заключении приведу слова из КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРОЕКТ МГУ):
«Перспективы независимого развития страны определяются культурой, наукой и образованием. Математическое образование есть часть, как общего, так и специального образования, играющая фундаментальную роль в процессе освоения естественнонаучных и технических знаний. Без математической подготовки невозможно стать специалистом в области финансов, экономики, социологии, лингвистики и ряда других сфер гуманитарной деятельности. Сознательное владение компьютерной техникой также невозможно без математических знаний. Минимальные математические знания и навыки нужны каждому человеку в его повседневной жизни. Без них невозможно полноценно общаться с другими людьми и, тем более, осуществлять с ними какие-либо практические взаимодействия.
Математическое образование — это благо, на которое имеет право каждый, и государство должно это право обеспечить».
О том, какой будет математика завтра, говорить трудно. Она развивается сейчас так стремительно, так часто делаются в ней новые открытия, что гадать о том, что будет, пожалуй, бесполезно. Одно можно сказать наверняка: завтра математика станет ещё могущественнее, ещё важнее и нужнее людям, чем сегодня, а государство будет обеспечивать право на математическое образование.
Библиографический список
1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/07/16/tsitaty-i-vyskazyvaniya-o-matematike-i-matematikakh - цитаты и высказывания о математике и математиках
2. http://nperov.ru/razum/zachem-nuzhna-matematika/
3. http://www.gordia.ru/gm.php - математика жизни.
4. http://revolution./mathematics/00082112_0.html - Математика в жизни общества
5. http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_150xjb.html - Нужны ли школьникам уроки математики? Мысли об учебной мотивации школьников.
6. http://www.msu.ru/science/details/2013/mathobr.pdf - ПРОЕКТ МГУ. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. http://bibliofond.ru/download_list.aspx?id=457233
8. Сочинения учеников