Очередной (третий выпуск) электронного журнала посвящён одной из важнейших школьных проблем – преподаванию математики в Ямало-Ненецком автономном округе. В редакцию поступило около 30 статей на обозначенную тему. Работы присылали из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда, Губкинского, Лабытнанги, Муравленко, Тарко-Сале, и других мунипалитетов округа. Авторами статей являлись учителя средних образовательных школ как основного общего образования, так среднего. Было предложено обобщение опыта работы специалистов и с большим, и с маленьким стажем.
Основные темами и проблемами, с которыми знакомят нас авторы статей, – это практическая применимость математической науки в жизни, подготовка детей школы к сдаче ЕГЭ и ГИА по математике, знакомство с некоторыми педагогически технологиями и приёмами (конструирование, проблемный урок), деятельностный подход в обучении математики.
Стоит отметить то, что добрая половина статей посвящена осмыслению необходимости преподаванию математики в школе. На наш взгляд, не лучше было бы сконцентрировать своё внимание на описании различных технологий, используемых учителями на уроках. Разнообразие видов и форм работы больше популяризирует предмет в школе, нежели монологическое объяснение о необходимости изучения математики и применимости её в жизни. Тут же обратим своё внимание на однообразность приводимых примеров в статьях на эту тему (математика нужна для подсчёта денег в семье, работы с банками, где родители берут кредиты, расчётов постройки зданий и т. д.).
Мы остановимся на нескольких работах, которые, на наш взгляд, показались интересными и оригинальными.
Учитель из с. Аксарка, Щинникова М.О., предложила проект, разработанный под руководством Фанта Т. И., на тему: «Организация исследовательской деятельности обучающихся 6-8 классов в многонациональной среде». Автор проекта уделяет внимание технологии проекта как средству организации исследовательской деятельности. Щенникова М. О. определяет средой исследования многонациональный контингент школьного сообщества, что актуально для ЯНАО. Стоит отметить то, что это единственный педагог, который уделил должное внимание методической терминологии, предложив глоссарий исследования.
Учитель Иванова Е. В. (г. Муравленко) в своей статье на тему: «Конструирование как технология организации урока», преследует цель продемонстрировать коллегам, как можно разнообразить урок в рамках системно-деятельностного подхода средствами технологией конструирования. Иванова Е. В., ссылаясь на Анатолия Гина, автора технологии ТРИЗ, описывает структуру работы на уроках-конструкторах и предлагает перечень приёмов, которые можно эффективно использовать учителям на уроке математики (Приёмы «Удивляй!», «Пересечение тем», «Выборочный контроль», стратегия «Идеал» и т. д.). Обращаем внимание на то, что исследовательница сконцентрировала внимание на теоретической стороне вопроса, в то время как хотелось бы познакомиться и с практическим применением на уроках математики, увидеть результаты работы.
Хамидуллина Лариса Васильевна, директор МБОУ «СОШ №5» г. Губкинский, в своей статье «Организация системы работы с одарёнными детьми» обращает внимание на актуальную проблему выявления одарённых детей современной школе. Автор показывает «совокупность педагогических условий позволяющих развить математическую одарённость школьников, чтобы детерминировать развитие интеллектуальных способностей и определить осознанный выбор ими математического профиля в старшей школе, позволяющий осуществлять дальнейшее успешное обучение». Нельзя не согласиться с тем, что одарённые дети – особые ученики: они быстрее поглощают и обрабатывают информацию, полученную на уроках. Поэтому каждый учитель должен не только уметь выявить такого ребёнка, но выработать для себя эффективную систему работы. Автор статьи отсылает нас к опыту использования в их школе программы Л. В. Занкова, которая органично переплетается с внеурочной кружковой и факультативной деятельностью «За страницами учебника математики», «Я – исследователь», «Умники и умницы». Отрадно наблюдать, что данная школа нашла возможность сотрудничать с вузами России (УрГУПС, ТюмНГУ, педагогический университет им. Герцена), чем обеспечила большей части своих выпускников обучение в обозначенных учебных заведениях.
Подводя итог, хочется отметить то, что учителя математики ЯНАО, подошли ответственно к решению поставленной задачи. Был предложен интересный материал, написанный живым, а не канцелярским языком.
Лобинская С.С.