Василенко О.П., учитель начальных классов, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Салехард
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.
Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения чётко определил приоритетные направления развития образования. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата. Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
На форуме сайта “Всероссийский педсовет”, часто обсуждается проблема: Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хорошо учиться? Я согласна с Бернардом Шоу, который высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!” Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, я постоянно ищу эффективные методы и формы обучения. В своей практике применяю элементы проблемности, поиска, исследования. Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся начальной школы в условиях модернизации образования мною используется метапредметный урок.
Метапредметный урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно и в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.
Современный урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов. Это демонстрирует следующая таблица.
Требования к организации урока |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Главная цель учителя – успеть то, что запланировано. |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить → узнать → научиться» (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные действия. Рассмотрим это подробнее.
1. Мотивация к учебной деятельности. Что значит мотивировать ребенка к учебной деятельности? Во-первых, необходимо актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, ученику надо дать уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»). Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные УУД, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативное УУД).
2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека. Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.
3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные).
4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование (личностные УУД). Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными действиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных УУД, связанных с умением работать в группе.
5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/ или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства.
6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах, или фронтально. Помимо вышеперечисленных УУД, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.
7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Использованные интернет-ресурсы:
http://kzref.org/metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelej-obsheobrazovatelenih.html?page=2
https://infourok.ru/pedsovet-metapredmetniy-urok-metapredmetnie-rezultati-1119938.html