Методическое сопровождение реализации модели этнокультурного образования в Ямало-Ненецком автономном округе
Попова В.Р., заместитель директора
по организационно-педагогической работе
и региональному образованию
ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»
Изначально идея создания «Кочевой школы» возникла на основе уникального авторского опыта А.П. Неркаги и наши действия по реализации этой идеи были несистемными, но сегодня сложилась ситуация, когда школа идёт вслед за учеником. В результате идея сформировалась в проект, который начал осуществляться.
Стартом реализации проекта по развитию кочевых форм образования в Ямало-Ненецком автономном округе стал выездной семинар «О перспективах развития кочевых школ в регионе» 14 марта 2011 года в д. Лаборовая Приуральского района, в котором принял участие Губернатор Ямала Д.Н. Кобылкин. Итогом семинара стал перечень поручений главы региона по организации качественного и доступного образования для детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни.
Полномасштабная реализация проекта «Кочевая школа» началась после внесения изменений в региональную законодательную базу, в которой были определены права родителей на выбор образовательной организации и формы организации образовательного процесса; установлен повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагогическим работникам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни.
В результате в автономном округе возникли самые разные кочевые формы образования.
1. Стационарная школа, имеющая этностойбище (школа Анны Неркаги). Занятия в ней посещают дети оленеводов, проживающих на стойбищах вблизи поселения, либо те, чья семья во время каслания оказалась в районе фактории.
2. Кочующая школа. Эта форма может использоваться в том случае, если семьи кочевников проживают на очень большом расстоянии от каких-либо населённых пунктов. В данном случае работа педагога будет носить разъездной характер, связанная с касланием вместе с оленеводческой бригадой или семьей частников с места на место (Ямальском районе, в том числе этнографической экспедицией «Настоящие люди»).
3. Стационарная школа предназначена для детей, которые вместе с родителями проживают в тундре, а обучение происходит в специально созданных (построенных) чумах, либо модульных зданиях (фактория Паюта, Приуральский район). Педагог при этом приезжает для работы вахтовым методом на 2-3 недели. В апреле и сентябре на базе модульного здания планируется вести дистанционное обучение детей, осваивающих программу основного общего образования.
4. Полустационарная школа – это «передвижной» филиал образовательного учреждения (модульное здание, балок), который следует с места на место вместе с потребителями услуги – семьями рыбаков (Тазовский район).
5. Выездной воспитатель – один из вариантов оказания услуг дошкольного образования через создание групп кратковременного пребывания детей в маленьких национальных поселках Шурышкарского района и организации работы воспитателей МБДОУ «Детский сад «Зайчонок» с. Мужи в разъездном режиме.
6. Сезонная кочевая школа. В летний период педагоги выезжают на место каслания оленеводческих бригад на северной стороне Уральских гор на значительном удалении от населённых пунктов и организуют образовательный процесс в естественных условиях проживания оленеводов (Шурышкарский район).
Практика показала, что из указанных моделей наиболее полно даёт возможность создать образовательную среду, отвечающую требованиям как Федерального государственного образовательного стандарта, так и обеспечивающую комфортные условия, максимально полно соответствующие социокультурным традициям кочевого населения, стационарная и полустационарная модель.
Значительно облегчается организация кочевого образования в том случае, если «кочевой» воспитатель – это член семьи, ведущей кочевой образ жизни, имеющий соответствующее педагогическое образование.
В этом учебном году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа предоставляют образование в местах кочевий 15 образовательных организаций: 10 детских садов, 5 школ. Дошкольным образованием охвачено 235 детей, начальным общим образованием – 43 ребёнка.
Реализация регионального проекта «Кочевая школа», изначально запланированного в достаточно узком ракурсе – приближению образовательных услуг к местам компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, заставила нас обратить внимание и на то, каким образом ведётся учёт этнокультурных особенностей в традиционной интернатной системе образования.
В результате анализа современного состояния выявлен ряд проблем, исходя из которых, вытекает необходимость коренного реформирования интернатной системы образования автономного округа с максимальным учётом этнопсихологических и социокультурных особенностей детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
Департаментом образования автономного округа спроектированы пути дальнейшего совершенствования этнокультурного образования в Ямало-Ненецком автономном округе на среднесрочную перспективу. В связи с этим приоритетными направлениями совершенствования этнокультурного образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 и в последующие годы, с учётом уже сложившейся практики могут стать:
- повышение охвата детей кочевым дошкольным образованием от 10,4% (в 2015 году) до 48,3% (в 2017 году);
- повышение охвата детей предшкольной подготовкой от 20% (в 2015 году) до 90% (в 2017 году), которое может осуществляться через региональные мероприятия, в том числе окружной акции «Готовимся к школе». Апробация практик и выработка механизмов взаимодействия; практики студентов ЯМК и обучающихся педклассов; сезонной кочевой школы; «Авангард» (организатор предшкольной подготовки); создание центров предшкольной подготовки; масштабной летней кампании по предшкольной подготовке детей;
- преобразование школ-интернатов в центры этнокультурного образования путём проведения следующих мероприятий: обустройство школьных этнопарков, введение предметов этнокультурной направленности, разработка регламентов предоставления образовательной услуги в местах кочевий, лицензирование программ дошкольного образования, разработка учебников по родным языкам с 1 по 4 классы в соответствии с ФГОС, обустройство школьных мастерских;
- Предоставление образовательных услуг в местах кочевий в 100 % интернатов путём определения границ образовательных округов, проведения каникулярных, языковых, предметных и интенсивных школ. Для этого необходимо обеспечение учебниками по родным языкам с 1 по 4 классы в соответствии с ФГОС, обеспечение учебниками по родным языкам с 5 по 9 классы в соответствии с ФГОС. Предусматривается организация работы 90% школ-интернатов по принципу этнокультурных центров и центров образовательных округов, реализация проектов дистанционного обучения в местах кочевий;
- Создание УМК с 1 по 4 классы на родных языках в соответствии с ФГОС в 2016 году (проведение курсов повышения квалификации для авторских коллективов с участием представителей издательств, подготовка необходимой информации для разработки линии инновационных учебников, организация работы по адаптации и переводу созданного УМК на ненецком языке на лесной диалект ненецкого языка, приуральский диалект хантыйского языка, коми-зырянский, селькупский языки).
Все вышеизложенное предъявляет особые требования к методическому сопровождению данного проекта.
Региональным институтом развития образования разработаны следующие механизмы методического сопровождения реализации региональной модели этнокультурного образования:
– создание сетевых сообществ, проведение совещаний, круглых столов, мастер-классов, вебинаров с участием представителей отдалённых северных ОУ;
– подготовка и выпуск сборников статей и методических материалов, отражающих лучшие образцы построения практики этнокультурного образования;
– размещение лучших практик в сети Интернет на сайтах образовательных организаций, сайтах системы образования округа;
– проведение региональных конкурсов «Сияние Севера»; «Лучший кабинет родного языка и литературы», «Лучшая модель кочевого образования», «Лучшая модель этнокультурного центра»;
– научно-методическое сопровождение разработки примерных образовательных программ по предметам традиционной деятельности (оленеводство, рыболовство, собирательство), дополнительного образования, дошкольного образования;
– научно-методическое сопровождение разработки учебников нового поколения для 1-4 классов и 5-9 классов;
– проведение курсовых мероприятий для учителей, работающих в местах кочевий и др.
С нашей точки зрения, необходимо построить адекватную систему форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом этнокультурных особенностей детей коренных малочисленных народов Севера. Разработать комплекс научно-практических и методических рекомендаций по совершенствованию деятельности образовательных организаций с этнокультурным компонентом.
Процесс реализации модели этнокультурного образования может быть обеспечен, если
– образовательные услуги предоставляются непосредственно в местах компактного проживания малочисленных народов Севера (дошкольное образование, предшкольная подготовка);
– проводится работа по выявлению наиболее эффективных путей и условий, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в условиях деятельности кочевой школы;
– учебно-воспитательная работа организуется с учётом специфических условий Севера, духовной культуры, самобытной жизни и традиционной хозяйственной деятельности;
– достигается адекватность содержания, форм обучения и воспитания детей в условиях школы-интерната (учебные планы, программы, учебники, традиции воспитания народов Севера);
– реализуются дистанционное обучение (основное общее образование) и учебно-методическая помощь учителям со стороны опорной школы или базового центра.