Пушникова В. П., педагог дополнительного образования,
руководитель творческого объединения «Раздолье»
муниципального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Надежда», г. Салехард,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Изучение качества образования – одна из проблем и, одновременно, приоритетов, обозначенных в системе образования. Качественное дополнительное образование способствует развивать творческие способности человека, самостоятельность, умение решать жизненные проблемы. Работа над этой проблемой привела к формулировке цели – создание системы отслеживания качества образования в объединении посредством образовательной программы «Макраме и вязание спицами». На основе цели была определена основная задача: создать условия для самореализации и обогащения социального опыта через освоение техники вязания спицами и макраме в студии костюма и моды.
Исходя из поставленной цели, мы подобрали критерии и показатели оценки освоения образовательной программы обучающимися, подобраны и апробированы необходимые диагностические методики, в частности, была использована методика «Взгляд», разработанная Е. А. Тимошко и О. А. Лепнёвой. Данная методика даёт информацию о качестве освоения образовательной программы по критерию «социальный опыт» и показателям «уровень активности учащегося в деятельности на занятии, в общих делах УДО». Она направлена на изучение степени удовлетворённости обучающихся организацией деятельности и характером взаимоотношений в творческом объединении, позволяет получить информацию о мотивах выбора учащимися посещаемого ими объединения, о характере самочувствия в творческом объединении и УДО в целом.
Наряду с этим автором самостоятельно разработаны методики диагностики «Успех» и «Восхождение», с помощью которых определяется степень освоения образовательной программы.
Цель методики «Успех» – получение информации о качестве освоения образовательной программы по критериям и показателям:
· базовые знания (уровень знания истории декоративно-прикладного искусства, направление развития костюма и моды, уровень владения техниками и приёмами вязание спицами и макраме);
· потребность в самореализации в искусстве макраме и вязание спицами (творческие проекты).
Для каждого года обучения разработаны методики «Успех 1–5», в которых содержатся вопросы в соответствии с темами, предусмотренными образовательной программой.
Для показателя «Уровень владения техниками и приёмами вязания спицами и макраме» предусмотрены такие задания, как этапы: вязание носков, вывязывание реглана, вязание в технике «пэчворк», что соответствует разделу образовательной программы «Техника и приёмы вязания».
Для критерия «Потребность в самореализации в искусстве макраме и вязании спицами» (творческие проекты) есть задание, включающее разработку эскиза, подбор узора и цвета задуманного изделия и защита мини-проекта.
Задание методики «Успех» составлены таким образом, чтобы подтвердить соответствие базовых знаний ожидаемым результатам образовательной программы.
Используемые методики учитывают возрастные особенности обучающихся, так «Успех-1» для 1 года обучения (возраст 6–7 лет) учитывает, что обучающиеся не умеют или плохо умеют читать и писать, поэтому педагог вслух зачитывает вопросы. А обучающиеся в ответах используют условные знаки (крестик, флажок, корона). При разработке методик были подобраны разнообразные формы заданий. Например, «заполни таблицу, заверши предложение, впиши в пустые клетки нужные слова, составь технологическую карту изделия; обозначь на схеме, напиши все этапы вязаной вещи и соедини стрелками, напиши определение слова» и др. Такой подход позволяет вызвать интерес детей к выполнению заданий, создаёт ситуации успеха.
Цель методики «Восхождение» – получение информации о качестве освоения образовательной программы по критерию «Потребность в самореализации в искусстве макраме и вязании спицами» и показателю «Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, дефиле-шоу».
Для каждого года обучения разработаны методики «Восхождение 1–5». В течение учебного года в специальную тетрадь «Наши успехи» записывается участие, отмечаются достижения обучающихся в выставках, конкурсах, и дефиле-шоу различного уровня. Кроме того, обучающиеся в своих тетрадях «мои успехи» также фиксируют свои достижения. В конце учебного года педагог вместе с обучающимися сверяют данные о достижениях и заносят их в специальную таблицу. Затем подсчитывают баллы соответственно методике «Восхождение». Методика «Восхождение» позволяет отследить и подвести итоги участия детей в выставках, конкурсах и показах на различном уровне в соответствии с ожидаемыми результатами.
Используемые методики диагностики разноуровневые, многообразные по форме, удобные в применении и обработке. Методики позволяют оценить индивидуальную траекторию освоения обучающимися базовых знаний и умений, их личностного становления, т. е. степень освоения ими образовательной программы, помогает педагогу проанализировать и скорректировать свою работу.
Подведя итоги, получив ожидаемые результаты, педагог увидит положительные стороны учебно-воспитательного процесса и проблемы, над которыми необходимо продолжить работу.
Положительные стороны |
Над чем работать в следующем учебном году |
Успешное освоение образовательной программы Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах, дефиле-шоу разного уровня Наличие творческих продуктов, изделий Активность в представлении своих изделий и проектов окружающим Высокая мотивация к занятиям декоративно-прикладным творчеством Индивидуальная работа с одарёнными детьми и детьми ОВЗ Возросла активность родителей |
Взаимоотношения обучающихся Создание сплочённого коллектива. Повышение активности обучающихся на занятиях и общих делах объединения и ЦДТ Продолжение работы над проектами обучающихся Мотивация родителей на участие в образовательной деятельности |
Появилась необходимость обновить образовательную программу, творчески переработав и объединив первоначально разные программы «Вязание спицами» и «Макраме», т. к. каждая из этих программ была написана на три года обучения и не давала достаточных возможностей обучающимся в самореализации. В результате возникла комплексная программа «Студия костюма и моды», что позволило бы дать обучающимся большие возможности в самореализации (не только выставки, но и публичные выступления – дефиле-шоу).
В отличие от предыдущих программ программа «Вязание спицами и макраме» объединяет два творческих коллектива, является долгосрочной. Срок реализации – пять лет. Охватывает возраст детей 6–13 лет и написана для студии костюма и моды «Раздолье». Использование данной программы в образовательном процессе позволяет увидеть результат, отдалённый во времени, объединить разных по возрасту детей.
Первый год обучения включает программу по макраме, т. к. она рассчитана на маленьких детей (6–7 лет), с навыками и умениями макраме им не составит особого труда справиться. В течение учебного года у детей будет много выполненных своими руками работ, что в свою очередь будет положительно влиять на устойчивый интерес и мотивацию продолжать заниматься декоративно-прикладным творчеством.
Второй год обучения – главный переход к вязанию спицами. К этому времени мелкая моторика рук достаточно развита, и дети могут справляться с заданиями вязания спицами (более трудоёмкими), при этом заниматься знакомым рукоделием – макраме. Возникла необходимость обновить некоторые разделы образовательной программы по всем годам обучения:
– раздел «Традиционные мероприятия», куда включены занятия «Ступени мудрости». Данные занятия помогут обучающимся стать единым коллективом, понять различные жизненные ситуации и принимать верные решения в них, получить совместный опыт добрых дел;
– раздел «Дизайн и мода» познакомит обучающихся не только с модой от древних времён и до наших дней, но и с великими кутюрье зарубежья и России.