Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Методики диагностики качества ...

Методики диагностики качества образования в студии костюма и моды


Пушникова В. П.
педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения «Раздолье» муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества «Надежда»
г. Салехард

Пушникова В. П., педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Раздолье»

муниципального автономного образовательного

учреждения дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Надежда», г. Салехард,

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

Изучение качества образования – одна из проблем и, одновременно, приоритетов, обозначенных в системе образования. Качественное дополнительное образование способствует развивать творческие способности человека, самостоятельность, умение решать жизненные проблемы. Работа над этой проблемой привела к формулировке цели – создание системы отслеживания качества образования в объединении посредством образовательной программы «Макраме и вязание спицами». На основе цели была определена основная задача: создать условия для самореализации и обогащения социального опыта через освоение техники вязания спицами и макраме в студии костюма и моды.

Исходя из поставленной цели, мы подобрали критерии и показатели оценки освоения образовательной программы обучающимися, подобраны и апробированы необходимые диагностические методики, в частности, была использована методика «Взгляд», разработанная Е. А. Тимошко и О. А. Лепнёвой. Данная методика даёт информацию о качестве освоения образовательной программы по критерию «социальный опыт» и показателям «уровень активности учащегося в деятельности на занятии, в общих делах УДО». Она направлена на изучение степени удовлетворённости обучающихся организацией деятельности и характером взаимоотношений в творческом объединении, позволяет получить информацию о мотивах выбора учащимися посещаемого ими объединения, о характере самочувствия в творческом объединении и УДО в целом.

Наряду с этим автором самостоятельно разработаны методики диагностики «Успех» и «Восхождение», с помощью которых определяется степень освоения образовательной программы.

Цель методики «Успех» – получение информации о качестве освоения образовательной программы по критериям и показателям:

· базовые знания (уровень знания истории декоративно-прикладного искусства, направление развития костюма и моды, уровень владения техниками и приёмами вязание спицами и макраме);

· потребность в самореализации в искусстве макраме и вязание спицами (творческие проекты).

Для каждого года обучения разработаны методики «Успех 1–5», в которых содержатся вопросы в соответствии с темами, предусмотренными образовательной программой.

Для показателя «Уровень владения техниками и приёмами вязания спицами и макраме» предусмотрены такие задания, как этапы: вязание носков, вывязывание реглана, вязание в технике «пэчворк», что соответствует разделу образовательной программы «Техника и приёмы вязания».

Для критерия «Потребность в самореализации в искусстве макраме и вязании спицами» (творческие проекты) есть задание, включающее разработку эскиза, подбор узора и цвета задуманного изделия и защита мини-проекта.

Задание методики «Успех» составлены таким образом, чтобы подтвердить соответствие базовых знаний ожидаемым результатам образовательной программы.

Используемые методики учитывают возрастные особенности обучающихся, так «Успех-1» для 1 года обучения (возраст 6–7 лет) учитывает, что обучающиеся не умеют или плохо умеют читать и писать, поэтому педагог вслух зачитывает вопросы. А обучающиеся в ответах используют условные знаки (крестик, флажок, корона). При разработке методик были подобраны разнообразные формы заданий. Например, «заполни таблицу, заверши предложение, впиши в пустые клетки нужные слова, составь технологическую карту изделия; обозначь на схеме, напиши все этапы вязаной вещи и соедини стрелками, напиши определение слова» и др. Такой подход позволяет вызвать интерес детей к выполнению заданий, создаёт ситуации успеха.

Цель методики «Восхождение» – получение информации о качестве освоения образовательной программы по критерию «Потребность в самореализации в искусстве макраме и вязании спицами» и показателю «Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, дефиле-шоу».

Для каждого года обучения разработаны методики «Восхождение 1–5». В течение учебного года в специальную тетрадь «Наши успехи» записывается участие, отмечаются достижения обучающихся в выставках, конкурсах, и дефиле-шоу различного уровня. Кроме того, обучающиеся в своих тетрадях «мои успехи» также фиксируют свои достижения. В конце учебного года педагог вместе с обучающимися сверяют данные о достижениях и заносят их в специальную таблицу. Затем подсчитывают баллы соответственно методике «Восхождение». Методика «Восхождение» позволяет отследить и подвести итоги участия детей в выставках, конкурсах и показах на различном уровне в соответствии с ожидаемыми результатами.

Используемые методики диагностики разноуровневые, многообразные по форме, удобные в применении и обработке. Методики позволяют оценить индивидуальную траекторию освоения обучающимися базовых знаний и умений, их личностного становления, т. е. степень освоения ими образовательной программы, помогает педагогу проанализировать и скорректировать свою работу.

Подведя итоги, получив ожидаемые результаты, педагог увидит положительные стороны учебно-воспитательного процесса и проблемы, над которыми необходимо продолжить работу.

 

 

Положительные стороны

Над чем работать в следующем учебном году

Успешное освоение образовательной программы

Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах, дефиле-шоу разного уровня

Наличие творческих продуктов, изделий Активность в представлении своих изделий и проектов окружающим

Высокая мотивация к занятиям декоративно-прикладным творчеством Индивидуальная работа с одарёнными детьми и детьми ОВЗ

Возросла активность родителей

Взаимоотношения обучающихся

Создание сплочённого коллектива. Повышение активности обучающихся на занятиях и общих делах объединения и ЦДТ

Продолжение работы над проектами обучающихся

Мотивация родителей на участие в образовательной деятельности

 

 

Появилась необходимость обновить образовательную программу, творчески переработав и объединив первоначально разные программы «Вязание спицами» и «Макраме», т. к. каждая из этих программ была написана на три года обучения и не давала достаточных возможностей обучающимся в самореализации. В результате возникла комплексная программа «Студия костюма и моды», что позволило бы дать обучающимся большие возможности в самореализации (не только выставки, но и публичные выступления – дефиле-шоу).

В отличие от предыдущих программ программа «Вязание спицами и макраме» объединяет два творческих коллектива, является долгосрочной. Срок реализации – пять лет. Охватывает возраст детей 6–13 лет и написана для студии костюма и моды «Раздолье». Использование данной программы в образовательном процессе позволяет увидеть результат, отдалённый во времени, объединить разных по возрасту детей.

Первый год обучения включает программу по макраме, т. к. она рассчитана на маленьких детей (6–7 лет), с навыками и умениями макраме им не составит особого труда справиться. В течение учебного года у детей будет много выполненных своими руками работ, что в свою очередь будет положительно влиять на устойчивый интерес и мотивацию продолжать заниматься декоративно-прикладным творчеством.

Второй год обучения – главный переход к вязанию спицами. К этому времени мелкая моторика рук достаточно развита, и дети могут справляться с заданиями вязания спицами (более трудоёмкими), при этом заниматься знакомым рукоделием – макраме. Возникла необходимость обновить некоторые разделы образовательной программы по всем годам обучения:

– раздел «Традиционные мероприятия», куда включены занятия «Ступени мудрости». Данные занятия помогут обучающимся стать единым коллективом, понять различные жизненные ситуации и принимать верные решения в них, получить совместный опыт добрых дел;

– раздел «Дизайн и мода» познакомит обучающихся не только с модой от древних времён и до наших дней, но и с великими кутюрье зарубежья и России.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт