Малицкая Л.Р.,
к.и.н., заместитель директора по научно-методической работе
ГБПОУ ЯНАО «Ноябрьский колледж профессиональных
и информационных технологий»,
г. Ноябрьск
Глобальная информатизация, модернизация системы профессионального образования создали предпосылки для изменения системы преподавания в образовательных организациях СПО. Можно констатировать, что принципиально меняются подходы к системе профобразования. Мы уходим от классической (академической) системы обучения, когда обучающего образно сравнивали с сосудом, который педагог должен был наполнить знаниями. Теперь участники образовательного процесса ориентированы на партнерские отношения в области совместной продуктивной деятельности.
Сегодня профессиональное образование, направленное, прежде всего, на работодателей, осуществляет профессиональную подготовку с позиции компетентностного подхода. История, будучи фундаментальной наукой, нацеленной на воспитание гражданственности, активной общественной позиции, сегодня ориентирована на формирование общих компетенций, в числе которых – понимать сущность и социальную значимость будущей профессии; организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Таким образом, обучающийся посредством использования исторического материала должен не просто изучить историю родного края, но и приобрести некие компетенции, которые достаточно сложно сформировать в рамках знаниевого подхода к образованию. «История родного края» рассматривается как инструмент формирования востребованных качеств личности, которые студент учреждения профессионального образования сможет эффективно использовать не только на занятиях, но и своей жизни.
В процессе организации взаимодействия с обучающимися педагоги колледжа пришли к выводу о том, что студенты принципиально отличаются от педагогов системой ценностей. В этом отношении существенную помощь оказала теория поколений Н. Хоува и У. Штрауса (1991 г.), в основе которой лежит понимание поколения как группы людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями [1]. На поведение человека до 12-14 лет существенное воздействие оказывают условия жизни и воспитания; в этот период формируется собственная система ценностей, сборник правил, не подлежащих сомнению аксиом (с адаптацией Теории поколений для России под руководством Е. Шамис [7]).
Наши студенты, согласно теории поколений, относятся к поколению Миллениум или Y(1984-2000).
Рис. 1 Ценности поколения Миллениум или Y (1984-2000)[1].
Согласно теории поколений, наивные Y склонны к работе в команде, они демократичны и ценят свободу выбора. На любое ограничение свободы выбора они обязательно найдут способ обойти установленные запреты. Например, используемые в нашей работе ограничения по доступу к отдельным интернет-сайтам они легко обходят, используя возможности собственных гаджетов, обеспечивая доступ к развлекательным сайтам и, в частности, к социальным сетям.
Применение современных средств коммуникации позволяет им преодолевать препятствия, границы и расстояния и находить единомышленников в любой части земного шара (единственным ограничением для них продолжает оставаться языковой барьер, который преодолевается посредством программы «Переводчик»). Виртуальный мир для нового поколения – это продолжение мира реального. Будучи демократичными по своему мировосприятию, ограничение их свободы, санкции и чрезмерный контроль ребята воспринимают как проявление недоверия. Молодежь должна обладать свободой выбора, самостоятельно определяя свой рабочий график. В большинстве случаев достаточно ограничиться отдельными контрольными точками, о приближении которых им все же стоит периодически ненавязчиво напоминать [3].
Миллениумы, уверенные в своей ценности, нуждаются в регулярной оценке своих действий, для них важно немедленное вознаграждение [1].
Острая потребность в общении в условиях всеобщего синдрома нехватки времени, легкая интегрированность в виртуальные миры способствуют активному применению молодежью современных информационных средств коммуникации. Они отдают предпочтение общению в сети, испытывая определенные затруднения в живом личностном общении [3].
Большой объем и разнообразие окружающей современного человека информации, высокий уровень переключения внимания с одного объекта на другой способствуют тому, что молодежь уже не воспринимает большие объемы информации, передаваемые в устных либо текстовых форматах. Буквально через несколько минут лекционных занятий студенты утомляются, внимание их рассеивается, и они переключаются на общение «через сервисы коротких сообщений, делают посты, выкладывают фото занятий на свою страницу, комментируя отношение к происходящему» [3].
Педагогам становится все сложнее привлечь внимание студентов на лекциях, при устном изложении материала, использовании текстов учебников и пр. Зная приверженность молодежи к социальным сетям, преподаватели смело используют социальные сети, пригашают своих обучающихся «в друзья», создают сообщества учебных групп. Студентам важно получать обратную связь не только на своих страницах от друзей, но и в своей учебе от преподавателя, как в устной, так и в письменной форме. Важно быть кратким и точным, так как подростки с трудом вчитываются в длинные письма. Они легко теряют суть в большом тексте, а порой даже не дочитывают его до конца. Молодежь легко принимают обратную связь по СМС-сообщениям. Используя почту или телефон для подачи обратной связи студенту, педагог поддерживает принцип своевременности, важный для поколения, привыкшего к виртуальному общению [3].
Зная и принимая во внимание ценностные особенности, правила и принципы своих обучающихся, коллектив колледжа экспериментирует с различными методами организации деятельности студентов, методами обучения. При работе со студентами поколения Миллениум важно не устанавливать систему запретов, а создавать мотивационные и процессные барьеры (барьер – условное ограничение, принимаемое обучающимся и используемое для обозначения вектора его внимания и направления учебно-познавательной деятельности). Например, барьером от отвлечения студента на уроке является высокая мотивация познавательной деятельности, проектная коллективная работа в условиях взаимного уважения и регулярной обратной связи с предоставлением самостоятельности в выборе средств проектной деятельности и режиме его выполнения.
В своей работе мы подробнее рассмотрим используемую на занятиях по «Истории родного края (ЯНАО)» методологию SCRUM при организации проектного обучения. Наша цель – поделиться опытом организации учебной деятельности, обеспечивающей эффективное взаимодействие с обучающимися поколения Миллениумов.
Использование проектной деятельности в образовательном процессе – явление не новое. Однако, каждый преподаватель, использующий проекты при организации самостоятельной работы обучающихся, сталкивался со следующими проблемами: отсутствие слаженной работы (одни работают, другие числятся, ждут поэтапного выполнения объема работ одного члена команды, чтобы продолжить свою работу на следующем этапе); выполненная работа не соответствует поставленным задачам; к отчету представляется материал, не выдерживающий проверку на антиплагиат и пр.
Методология гибкого управления проектом SCRUM, разработанная при создании программных продуктов, представляет собой набор принципов, позволяющих в жестко фиксированные и небольшие временные периоды получать востребованные промежуточные результаты. При этом важно, что создаваемые в результате проектной деятельности продукты могут меняться в процессе его создания, что обеспечивает гибкость процесса проектного управления [8].
Управление продуктом в SCRUM складывается из нескольких универсальных для каждого контекста шагов.
Рис. 2 Схема организации SCRUM-команды [2]
При организации работы проектной группы важно назначить «владельца продукта». Как правило, это студент, обладающий коммуникативными компетенциями, способный презентовать разработанный продукт, аргументировано отвечать на вопросы; организатор, который в целом продумывает ценностные составляющие разрабатываемого исследовательского продукта и осуществляет его итоговое оформление для презентации.
Проектная команда должна обладать (или это качество будет развиваться) навыками согласованной работы. Качественный состав команды должен включать в себя разноплановых в деятельности студентов: аналитик, исследователь, архивариус, социолог, PR и пр. Количественный состав проектных групп для эффективного взаимодействия наиболее оптимален в составе от 4 до 7 человек.
SCRUM-мастер. Первоначально эти функции выполняет преподаватель, постепенно передавая их студенту, который проявил качества руководителя. При этом важно, что SCRUM-мастер не отдает команды, а объясняет, обеспечивает взаимодействие, организовывает работу членов команды и т.д.
Средствами мозгового штурма проектная команда разрабатывает список требований к создаваемому продукту с выделением этапов работы над проектом и обязательными промежуточными результатами. Количество этапов (спринты/интеграции, как правило, не более месяца), как и результирующие компоненты, по ходу создания проекта могут усложняться (сильными проектными группами) и уменьшаться (слабыми группами). Важно, что, независимо от того сильная группа или слабая, на финише все они имеют результат.
Члены проектной группы самостоятельно оценивают характеристики (и их приоритетность) продукта, виды деятельности и материальные ресурсы, необходимые для достижения результатов. Для информирования всех участников проектной группы создаётся информационная доска (беклог), заполняемая стикерами, с разделением на то, что нужно сделать, что находится в работе и что сделано. По мере выполнения задач стикеры перемещаются из одной колонки в другую. Некоторые группы при этом создают виртуальные доски.
В группах социальных сетей участники проектных групп ежедневно обмениваются сообщениями о проделанной работе, озвучивают возникающие затруднения и обсуждают перспективы (было достаточно сложно выработать эту привычку, отдельные студенты откладывали работу до контрольной точки).
Завершенный спринт (как правило, по итогам семестра) сопровождается обсуждением полученных результатов и характеристик процесса создания продукта, обговариваются нововведения, которые необходимо развивать на следующем спринте, обязательно отмечается вклад каждого члена команды в создание продукта, подчеркивается ценность созданной работы. На итоговом занятии во время защиты всех разработанных проектов «владелец продукта» проводит презентацию проекта.
Рис.3 Этапы работы Scrum-команды
В числе наиболее удачных реализованных студенческих проектов можно выделить работу группы 1551з «Социальные аспекты организации образовательной деятельности в районах Крайнего Севера», представленной на Всероссийском конкурсе «Моя законотворческая инициатива»; проекты группы 1503 «Сихиртя – таинственный народ Ямала» и группы 1502 «Голос Ямальской земли – Л. Лапцуй».
Внедрение методологии SCRUM управления проектной деятельностью в образовательном процессе опирается на следующие особенности поколения Миллениум:
1. Активное использование современных информационных технологий.
2. Регулярное сетевое взаимодействие, системная обратная связь.
3. Оценка значимости собственного вклада в общее дело.
4. Свобода в выборе режима выполненная проектной работы.
5. Демократичный характер взаимодействия членов проектной группы.
6. Применение точечного контроля.
Применение методологии SCRUM управления проектной деятельностью, объективно способствует формированию общих компетенций студентов профессиональной образовательной организации:
- организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (SCRUM-мастером);
- анализ ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы (спринты и обсуждение результатов спринта);
- осуществление поиска информации, необходимой для эффективного выполнения задач;
- использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности;
- работа в команде, эффективное общение с коллегами, руководством, клиентами.
Список литературы
1. Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z. Видеокурс Инфоуррок. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/91.html.
2. Лисовски К. Инфографик: коротко о скраме / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://worksection.com/blog/infographics-scrum.html.
3. Мухлаев А. Как наладить взаимодействия с поколением Y / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=15850.
4. Сазерленд Д. Scrum. Революционный метод управления проектами. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
5. Теория поколений / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_поколений.
6. Теория поколений в России / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rugenerations.su
7. Шамис Е., Никонов Е. Теория поколений. Необыкновенный икс. – М.: Университет Синергия. Школа бизнеса, 2017.
8.Scrum / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Scrum
9. SCRUM: революционный метод управления проектами / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://proektoved.com/metody/scrum.html.