Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Межрелигиозный диалог молодёжи...

Межрелигиозный диалог молодёжи в эпоху Интернет


Юдин А.Е.
МБУК «ЦБС»
г. Салехард

 

Вера – это то, что лежит на одной чаше весов,

при том, что на второй всегда лежит разум. 
Артур Шопенгауэр, философ

 

Межрелигиозный диалог является одной из важнейших частей общественной жизни. Это диалог не между религиями, это диалог между людьми. Современные реалии показывают, что в ХХI веке pелигиoзный лaндшафт будут определять христианство и ислам. Этот факт показывает необходимость честного, взаимно уважительного изучения культур друг друга. Люди старшего поколения родом из СССР часто имеют неполные представления о тех религиях, в окружении которых растут их дети. Культура веры была начисто «отбита» у человека эпохи Советского Союза, и молодёжи приходится действовать самостоятельно, попадая под влияние той информации, которая ей максимально доступно преподносится средствами массовой информации – в том числе, и в большей степени, Интернетом.

Середину 90-х годов можно отметить как начало раскола между советскими людьми, сталкивание христиан и мусульман. Черные флаги взвились, начался набор в армию джихада. Средства массовой информации во всей красе показывали ужасы чеченской войны, внушая людям страх. Террористы, прикрываясь верой в Аллаха, вели свою войну на всех фронтах, формируя стойкий негативный образ правоверного мусульманина.

 Первыми под удар попали молодые люди – нет денег, нет работы, нет возможности получить образование, война…. Умелые проходимцы, ловко подменяя понятия, пытались взрастить целое поколение молодых людей, которые всех ненавидят и которых все ненавидят. Основным средством воздействия можно считать сеть Интернет – там бесконтрольно и безнаказанно можно поместить любую информацию самого радикального толка, исказив Святое писание лживыми толкованиями. Не все духовные лидеры того времени были честны и искренни, многие отрабатывали тридцать серебренников, вербуя наивных, заблудившихся людей. Религиозная ненависть и вражда были в полном разгаре. В тот момент межрелигиозный диалог групп христианской и исламской молодёжи состоял из взаимных обвинений и нежелания понять друг друга. Находясь во власти неверных стереотипов, навязанных пропагандистами, диалог между представителями разных религий выглядел так [9]:

 

Описание: C:UsersИнна БорисовнаDesktopmuslims-carrying-banners-declaring-islam-will-dominate-the-world-protest-at-the-visit-of-mr-wilders-to-the-uk.jpg
 

 

Или так [10]:

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), quality = 85Описание: C:UsersИнна БорисовнаDesktop1567.jpg

Однако, к удивлению западных идеологов терроризма, эпоха вражды и ненависти подошла к концу. В России нашлись силы, сумевшие закончить братоубийственную войну, навести порядок в сети Интернет, безжалостно блокируя ресурсы, распространяющие лживые вероучения, и молодежь словно очнулась от кошмарного сна. Мне кажется, переломный момент в головах молодых людей случился после трагедии в Беслане. Чудовищность террористического акта, унесшего столько детских жизней, объединила представителей всех конфессий, религиозные распри отошли на второй план. Тогда многие школьники и студенты кавказского региона были отправлены в города центральной России, где они жили и учились вместе с русскими детьми. Вместе ходили на учёбу. Дружили. Разговаривали. И увидели друг в друге не врагов, а жителей одного государства. И враг у них общий, и бороться с ним нужно вместе.

Это положило начало сотрудничеству людей разного религиозного воспитания, где спор, вражда и непонимание начали трансформироваться в диалог. Одним из примеров интеграции молодёжи служит Российский союз молодёжи, история которого начинается в 1990 году. В настоящее время эта организация объединяет своими проектами и программами более 4 миллионов молодых людей в 75 регионах страны, сотрудничая с 56 молодёжными организациями стран ближнего и дальнего зарубежья [1]. Союзом успешно решаются задачи межкультурного диалога и международного молодежного сотрудничества, проводятся различные фестивали, семинары и конференции, где обсуждаются все острые вопросы, том числе касающиеся и межрелигиозных отношений.

Еще один пример. В 2012 году появилось общероссийское общественное движение «Всероссийской Межнациональный Союз Молодёжи» [11], которое занимается координацией деятельности уже существующих в российских вузах структур студенческого самоуправления на интернациональной основе, а также создавать новые. На его платформе в вузах организовываются форумы и интернет-конференции, посвященные, в том числе и межрелигиозным проблемам. Ведут свои колонки блогеры, поднимая волнующие молодёжь темы. Площадка популярна, это говорит о том, формат интернет-общения востребован.

Хорошим примером развития межрелигиозного диалога может послужить митинг «Ислам против террора!». Под этим девизом объединилось более тысячи человек разных национальностей. Все они стояли под флагами разных республик Кавказа и исламских организаций России. Лидер молодежного антифашистского движения «Наши» Борис Якеменко подчеркнул, что эта акция проводится с целью предостеречь общество от волны ксенофобских настроений, навешивания ярлыков на представителей тех или иных религий. «Только в единстве мы сильны, а разделившись, погибнем», – сказал он. Участники митинга держали большое количество транспарантов с хорошо различимыми надписями: «Мусульмане – первые жертвы террора», «Не допустим вражды между мусульманами и христианами», «Антиисламисты – это фашисты 21-го века», «Ислам – религия мира» [12].

Выше приведенные примеры объединения такого количества разных в национальном и религиозном плане людей были бы не возможны без эффектного распространения информации и современных средств связи. В данном случае Интернет выступил как объединяющее информационное пространство, в котором каждый участник, вне зависимости от вероисповедания, может удовлетворить свою потребность в высказывании своей точки зрения, обсуждения проблемы и совместного поиска ее решения. Интернет для молодёжи постепенно становится не только «информационной помойкой», где сложно неискушённому найти объективную и правдивую информацию, но и платформой для общения, местом для дискуссий, обмена опытом, развития и получения новых, полезных знаний.

Современный Интернет – это инструмент, с помощью которого религиозные деятели разных конфессий должны выстраивать свой диалог с современной молодёжью, давать верные точки опоры и ориентиры для духовного развития, исключая двойные стандарты и толкования. В информационной войне, развязанной западной пропагандой, где традиционные ценности извращены, восхваляется культ денег и потребления, где гомосексуализм и педофилия норма, невозможно победить, не имея умную, образованную, интеллектуальную молодежь, которая в религии видит не средство наживы и манипуляции, а символ веры, силы и единства нашей многонациональной Державы.

В 2013 году, в своём докладе к Архиерейскому Собору Российской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил о необходимости создания единого информационного поля для Церкви и мирян, отмечая, что жертвами лгунов и клеветников на христианскую веру являются, в основном, молодые люди, у которых отсутствует религиозный опыт и религиозно-культурное образование (как следствие советского воспитания, как мы отметили выше). Это позитивный момент в развитии межрелигиозного диалога, повышающий самость человека христианской веры.

Однако некоторые восприняли инициативу Патриарха слишком буквально, чем, несомненно, дискредитировали Церковь [13].

Уникальность и особенность современного информационного пространства в том, что все тайное становится явным. В середине девяностых процесс «одурачивания» проходил легко и быстро, но с развитием Интернета развивалось и интернет-сообщество, люди взрослели вместе с информационным полем; росло количество информационных потоков, но и человек учился в них «плавать». Время показало, как межрелигиозные отношения среди молодежи эволюционировали, прошли путь от простых, часто агрессивных форм, к сложным взаимосвязанным, интеграционным процессам. Большую положительную роль в этих отношениях сыграло прямое участие религиозных институтов, взявших на вооружение все возможности современного Интернета.

Казахский поэт и просветитель Абай в своем труде «Слова назидания» сказал: «Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники». Время течет быстро, реальность меняется на наших глазах, в мире идут глобальные перемены. Но истинные ценности всех религий мира неподвластны времени, тысячелетиями они неизменны. И наша задача – понять их, осознать и измениться.

Использованные источники:

Литература

1. Ответственность религии и науки в современном мире / под ред. Г. Гутнера. – Москва: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007. - 309 с.

2. Перевезенцев, С. В. Тайны русской веры. От язычества к империи / С. В. Перевезенцев. – Москва: Вече, 2001. – 432 с.

3. Ратцингер, Й. Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени / Ратцингер Й. (Бенедикт XVI); [пер. с нем. В. Витковский]. - Москва: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2007. – 176 с.

4. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / М. Г. Письманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко; под ред. М. Г. Писманика. - Москва: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. – 430 с.

5. Россия и Вселенская Церковь: В.С. Соловьев и проблема религиозного и культурного единения человечества / под ред. В. Поруса. - Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004. –312 с.

6. Эгильский, Евгений Эдуардович. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учебное пособие / Е. Э. Эгильский, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. – Москва: КНОРУС, 2011. – 224 с.

Периодические издания

7. Симон (Морозов), Епископ Шахтинский и Миллеровский. Система образования и религиозные ценности: взаимовлияние и взаимодействие / Епископ Шахтинский и Миллеровский Симон (Морозов), К. Воденко, И. Шарков // Духовно-нравственное воспитание. – 2016. – N4.

8. Церковь и сеть. Как Церковь смотрит на стремительное развитие Интернета, какие опасности дляверующих скрывает в себе Сеть и какие возможности открываются // Фома: Православный журнал. – 2012. – N2. – С. 16-25.

Интернет-источники

9.yandex.ru/images

10.http://klopp.ru/

11.https://vmsm.info/

12.http://russian.irib.ir/analitika/reportazh/item/111768

13.http://bible-mystery.org/images/selfcercovl.jpg

      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт