Зырянова Н. А., заместитель директора
по учебно-воспитательной работе муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа
микрорайона вынгапуровский", г. Ноябрьск,
Ямало-Ненецкий автономный округ
В настоящее время обособленное существование культур и народов, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Задача подготовки молодёжи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. В докладе Международной комиссии по образованию подчеркивается, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность [1, с. 26]. Целостность и будущность России во многом связаны с её полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Ямало-Ненецком автономном округе сейчас живут представители более 50 этносов, вовлечённые в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учётом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Мы считаем, что образование и воспитание в школе и семье должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. В рамках деятельности МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде нами было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний учащихся. Результаты исследования показали, что в нашей школе обучаются представители 26 национальностей. Все опрошенные ребята знают о своей принадлежности к той или иной национальности, но гордятся ею далеко не все, а некоторые даже скрывают от сверстников свою национальность. Диагностическое обследование учащихся МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский в 2013/14 учебном году показало, что у ребят недостаточно сформированы чувства уважения, толерантности к обычаям и нравам народов, проживающих на территории ЯНАО, позитивные межнациональные, межкультурные коммуникации. Данные опроса свидетельствуют, что сохраняется необходимость активной работы с учащимися по формированию культуры межнациональных отношений и патриотизма. На это нацелен и реализуется созданный нами проект «Мы вместе» по укреплению духовного единства участников образовательных отношений, развитию позитивных межнациональных, межкультурных коммуникаций.
Актуальность программы заключается в повышении уровня духовно-нравственного развития молодого поколения Российской Федерации; мотивационной готовности учащихся к социально значимой деятельности, а также в повышении уровня заинтересованности школьников в освоении и понимании истоков народной культуры, глубинных тайн и самобытности культуры народов России. Всё это можно успешно реализовать во время проведения комплекса разноплановых мероприятий и акций в рамках программы «Мы вместе!».
Итогом программы является формирование культуры межнационального взаимодействия, реализация совместных мероприятий межведомственного плана по укреплению духовного единства участников образовательных отношений с социальными партнёрами микрорайона и города по патриотическому и этнокультурному образованию детей, подростков и молодёжи.
Цель программы – укрепление духовного единства участников образовательного процесса, развитие позитивных межнациональных, межкультурных и межконфессиональных коммуникаций, повышение этнокультурного образования участников образовательных отношений.
Целевая группа: обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет, их родители, педагоги, социум микрорайона.
Описание основных этапов программы «Мы вместе!»
Музейное занятие «Не забудь своих истоков, Русь великая, святая!». Актив учащихся школьного музея «Возрождение» совместно с руководителем готовят и проводят интерактивные занятия с привлечением семей, проживающих на территории микрорайона, которые представляют традиции своего народа в песнях, блюдах, одежде, в предметах быта.
Фестиваль-конкурс детского творчества «Танцы народов России». Согласно годовому плану работы МБОУ СОШ Советом учащихся разработаны сценарии проведения фестиваля детского творчества «Танец года» и «Песня года». Учащиеся с 5 по 11 класс номинировали участников конкурса на представление традиционных песен и танцев народов России. По итогам конкурса выбираются лучшие коллективы, представляющие школу на городском фестивале «Созвездие талантов».
Фотовыставка «С Днём рождения, Ямал!». Учащиеся 6–9 классов готовят фоторепортаж о быте и традиционных занятиях коренных жителей Ямала. В экспозиции принимают участие работы, отражающих красоту Ямальского края, северных широт. Выставка проводится в школьном музее. Актив музея готовит экскурсию по географии ЯНАО, городам Крайнего Севера, традициям коренных народов ЯНАО. Лучшие фотоработы, участвующие в выставке, номинируются к участию в окружном заочном конкурсе фоторабот «Адрес детства – Россия!».
Фестиваль «Песни народов России». Учащиеся с 5 по 11 класс готовят песни народов России с инсценировкой быта, традиций, обрядов. Каждый класс на Совете учащихся выбирает народность, которую будет представлять на фестивале. По итогам конкурса будут выбираться лучшие коллективы, представляющие школу на фестивале «Все краски Ямала».
Фотоконкурс семейного творчества «Моя семья – моё богатство». Семьи обучающихся 1–11 классов представляют выставку семейных фотографий, рассказывают о традициях, об истоках и интересных и значимых событиях своей семьи. По итогам конкурса каждая семья-участник получает свою номинацию и диплом за участие. Лучшие фотоработы предоставляются в городской музей на фотовыставке «В России моя судьба».
Виртуальные экскурсии по городам России «Истоки и традиции». Актив школьного музея проводит виртуальные экскурсии для обучающихся и их родителей по городам России: Большое «Золотое кольцо» и малое «Золотое кольцо», «Города-герои». Материалы экскурсий формируются в фотоальбомы, которые передаются в архив школьного музея. Цель мероприятия – познакомить обучающихся с достопримечательностями, архитектурой, культурным наследием городов Российской Федерации.
Музейные занятия и выставки «Духовная и материальная культура народов Ямала». На базе школьного музея «Возрождение» проводятся мероприятия по духовной и материальной культуре народов Ямала. В рамках экскурсионных занятий учащиеся и родители знакомятся с традициями и бытом коренных народов Севера. В рамках музейных занятий ведётся цикл радиопередач о традициях народов ЯНАО.
Интерактивные музейные занятия с проведением мастер-классов родителей «Нас творчество объединило». Занятия включают в себя мастер-классы, организованные Советом музея по направлениям декоративно-прикладного творчества: изготовление мягких игрушек, амулетов, игольниц и т. п. Цель – развитие творческого воображения у обучающихся, возрождение семейного творчества. Лучшие работы представляются на школьный конкурс творческих работ «Традиции моей семьи – традиции моего народа».
Итоговый этап программы включает в себя семейный Фестиваль «Традиции моей семьи – традиции моего народа» с благотворительной ярмаркой семейных работ и блюд. В рамках подготовки к фестивалю семьи учащихся создают семейный проект по традициям своего народа, представляют его национальные, духовные и культурные ценности. Во время проведения фестиваля на сцене семьи учащихся ведут защиту проекта, знакомят участников образовательных отношений с духовными ценностями своей семьи, делятся опытом позитивных семейных отношений. Завершается фестиваль традиционной выставкой-продажей семейный поделок, национальных блюд. Все собранные средства от ярмарки-продажи идут в фонд малообеспеченных и многодетных семей учащихся. По итогам комплекса мероприятий проводится фотовыставка, выпускается методический сборник с семейными проектами, который включает в себя также и сценарии мероприятий программы, фотографии проведённых фестивалей, конкурсов, акций и занятий с участниками образовательного процесса.
Отчёт исполнителей о реализации программы «Мы вместе» предоставляется на заседании Управляющего Совета школы и общешкольной родительской конференции. Информация по итогам реализации программы предоставляется в публичный доступ (школьный сайт, СМИ, телевидение).
Механизм реализации программы «Мы вместе!»
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании методов работы педагогического коллектива в целях повышения качественного уровня воспитательной работы с учащимися по патриотическому воспитанию, пропаганды патриотизма, координации всех систем педагогического взаимодействия (ребёнок-семья-школа) и взаимодействия внешкольных организаций города. Схема управления проектом на уровне школьного самоуправления представлена в приложении 1.
Ожидаемые результаты
Качественные:
· повышение уровня знаний обучающихся об истоках и традициях народов, проживающих на территории Российской Федерации;
· снижение количества правонарушений среди несовершеннолетних на территории микрорайона;
· снятие детей, состоящих на учёте КДН и ЗП, внутришкольном контроле;
· повышение качества проводимых общешкольных мероприятий по патриотическому воспитанию путём совершенствования нормативно-правовой базы школы и регулирования процессов, протекающих в системе воспитательной работы с детьми и подростками;
· издание сборника методических материалов по итогам мероприятий «Мы вместе!»: фото-коллаж лучших моментов мероприятий и акций программы;
· публикация опыта работы школы по проекту во всероссийских изданиях;
· разработка комплексной программы по патриотическому воспитанию на территории микрорайона.
Количественные:
· повышение уровня воспитанности обучающихся до 85 %;
· повышение уровня развития нравственных качеств детей и подростков до 85 %;
· повышение уровня сплочения классных коллективов на 25 %;
· повышение уровня активности участия обучающихся и родителей в конкурсах и мероприятиях различного уровня до 90 %;
· повышение уровня результативности участия детей в конкурсных мероприятиях патриотической и духовно-нравственной направленности на 12 %;
· открытие добровольческих детских объединений на территории микрорайона, активно пропагандирующих духовно-нравственные ценности среди молодёжи.
Порядок контроля и оценки результатов программы
1. Обсуждение итогов каждого мероприятия программы на Совете старшеклассников и Управляющем совете школы.
2. Анкетирование учащихся и родителей по итогам мероприятия с целью выявления степени удовлетворённости мероприятиями.
3. Диагностика уровня воспитанности и нравственных качеств по методикам Ю. Васильева, И. П. Марниченко.
4. Социальный мониторинг показателей школы по полугодиям (количество учащихся, состоящих на всех видах контроля).
5. Анализ активности родителей и учащихся в массовых школьных и городских мероприятиях.
6. Отчёт о реализации проектных социокультурных мероприятий на уровне Администрации микрорайона.
Методы оценки эффективности программы
· диагностика уровня воспитанности (методика Ю. Васильева);
· диагностика уровня развития нравственных качеств (методика И. П. Марниченко);
· социометрия классных коллективов;
· показатели результативности участия обучающихся в конкурсах различного уровня;
· анализ уровня активности участия детей, родителей и педагогов в общешкольных мероприятиях;
· количественные и качественные показатели проведенных внеклассных мероприятий;
· социальный опрос обучающихся и родителей по качественному анализу проведенных мероприятий;
· анализ результативности реализации программы «Мы вместе!».
Дальнейшее развитие программы
· создание координационного Совета на уровне администрации микрорайона по реализации плана совместных мероприятий социокультурных центров микрорайона по формированию толерантного поведения и духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодёжи;
· создание единого методического Банка по обмену опытом работы образовательных учреждений по внедрению модели активного толерантного взаимодействия детей разных национальностей;
· создание комплексной программы по патриотическому воспитанию на территории микрорайона;
· создание добровольческих детских объединений на территории микрорайона, активно пропагандирующих духовно-нравственные ценности среди молодёжи;
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста по всем вышеперечисленным направлениям, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурно-нравственного воспитания школьников, повышение роли гражданской позиции и статуса выпускника школы; укреплению единства многонационального российского народа, снижение проявлений межэтнических противоречий в образовательной среде, а также в перспективе – создание и реализация плана совместных социокультурных мероприятий с внешкольными учреждениями микрорайона. Координирование плана мероприятий будет осуществлять единый Совет представителей социокультурных Центров микрорайона.
Приложение 1
Таблица 1
План основных мероприятий программы «Мы вместе!»
№ |
Действия/мероприятия программы |
Сроки |
Ответственный |
Необходимые средства |
Предполагаемый результат |
||||
1 этап: подготовительный |
|||||||||
1 |
Изучение социального паспорта и других источников информации о национальном составе учащихся и их семьях школы и микрорайона. Собеседование с социальными работниками и работниками паспортного стола микрорайона |
С 01.09 по 10.09 (ежегодно) |
Социально-психологическая служба школы |
Ресурсы школьной социально-психологической службы; информационная база паспортного стола мкр. |
Сбор информации о национальном составе обучающихся, их семьях, проживающих на территории микрорайона, выявление межнациональных и межкультурных коммуникаций |
||||
2 |
Утверждение плана мероприятий по реализации программы на учебный год. Планирование мероприятий по датам. Утверждение сроков реализации программы, ответственных по каждому этапу программы. Разработка Положений, сценариев, музейных занятий в рамках программы «Мы вместе!». Определение форм и методов реализации программы |
С 10.09 по 20.09 (ежегодно) |
Педагог-организатор |
Ресурсы МБОУ СОШ; Интернет-ресурсы; ресурсы школьной библиотеки и медиатеки |
Сбор методического материала для реализации программы, обоснование программы по цели и задачам. Подготовка участников к реализации программ |
||||
3 |
Информирование участников образовательного процесса о мероприятиях программы через средства массовой информации: школьный сайт, пресс-радиоцентр, организационные мероприятия с активом самоуправления и Управляющий Совет школы, родительские собрания, городские СМИ
|
С 20.09 по 30.09 (ежегодно) |
Заместитель директора по УВР |
Ресурсы МБОУ СОШ и города |
Повышение информационной значимости мероприятий программы, популяризация основных направлений программы, повышение роли самоуправления школой |
||||
2 этап: основной |
|||||||||
4 |
Подготовка к открытию экспозиции в школьном музее «Русь великая, святая!» |
С 01.10 по 12.10. (ежегодно) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» |
Ресурсы МБОУ СОШ Привлечённые ресурсы: музей «Воинской славы» при ЦРДПиМ «Факел» Интернет-ресурсы |
Организация мероприятий на базе музея, популяризация музейной педагогики. Расширение знаний школьников о культуре народов, проживающих на территории РФ |
||||
5 |
Открытие экспозиции в школьном музее «Русь великая, святая!» |
12.10 |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; популяризация символов государственной власти РФ; развитие социального интеллекта у обучающихся |
||||
6 |
Проведение музейных занятий по экспозиции в школьном музее «Не забудь своих истоков, Русь великая, святая!» с обучающимися 1–9 классов и их родителями |
С 12.10 по 31.10 |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» Актив школьного музея |
Ресурсы МБОУ СОШ Привлечённые ресурсы: музей «Воинской славы» |
|||||
7 |
Подготовка к фестивалю-конкурсу детского творчества «Танцы народов мира» |
С 07.10 по 25.10 (ежегодно) |
Классные руководители 8–11 классов |
Ресурсы МБОУ СОШ. Привлеченные ресурсы: ЦРДПиМ «Факел» и Центра досуга «Вынгапур» |
Саморазвитие и самореализация обучающихся в процессе их участия в общественной жизни школы |
||||
8 |
Фестиваль-конкурс детского творчества «Танцы народов России» |
Октябрь (ежегодно) |
Педагог-организатор, классные руководители |
Расширение знаний школьников о культуре народов, проживающих на территории РФ. Отбор лучших номеров участников на городской танцевальный конкурс «Созвездие талантов» |
|||||
9 |
Подготовка к музейным занятиям и выставке музейного ресурсного Центра «Духовная и материальная культура народов Ямала» |
01.11 по 20.11 (ежегодно) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» Актив школьного музея |
Ресурсы школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» Привлечённые ресурсы: музейного ресурсного Центра г. Ноябрьска |
Укрепление духовного единства многонационального российского народа. Формирование у обучающихся мировоззренческих и ценностно-смысловых основ многонациональной культуры российского народа как компонента общей культуры личности. Расширение знаний учащихся. Проведение интерактивных уроков истории, МХК и культуры народов Ямала |
||||
10 |
Открытие выставки музейного ресурсного Центра «Духовная и материальная культура народов Ямала»
|
С 20.11 (по плану) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея |
||||||
11 |
Музейные занятия «Духовная и материальная культура народов Ямала» для обучающихся 1–9 классов и родителей |
С 20.11 по 26.11 (по плану) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея |
||||||
12 |
Праздник стихов о маме «Из тысяч слов земли и океана у этого особая судьба» для обучающихся 5–9 классов |
27.11 (по плану) |
Педагог-организатор |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Развитие позитивных межнациональных коммуникаций. Развитие творческой инициативы. Сплочение классных коллективов |
||||
13 |
Фотовыставка «С днём рождения, Ямал!»: фотографии природы Ямала, передовых людей, исторических событий города и микрорайона |
С 02.12 по 20.12 (ежегодно) |
Заместитель директора по УВР |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Формирование способности к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции. Экологическое воспитание. Расширение знаний школьников о культуре народов, проживающих на территории ЯНАО |
||||
14 |
Подготовка к фестивалю «Песни народов России» |
С 09.12 по 20.12 (ежегодно) |
Классные руководители |
Ресурсы МБОУ СОШ. Привлеченные ресурсы: Детская музыкальная школа № 3, ЦД «Вынгапур» |
Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций. Повышение активной гражданской позиции и творческого потенциала школьников, их самореализация. Расширение знаний школьников о культуре народов, проживающих на территории Российской Федерации. Отбор лучших номеров участников на городской конкурс вокальных коллективов «Откроем музыке сердца» |
||||
15 |
Фестиваль «Песни народов России» |
Декабрь (ежегодно) |
Педагог-организатор |
||||||
16 |
Фотоконкурс семейного творчества «Моя семья - мое богатство» или «Семейный архив» |
С 13.01. по 20.01. (ежегодно) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» Актив школьного музея. Классные руководители. Учителя истории и МХК |
Ресурсы школьного музея |
Обеспечение взаимодействия на всех уровнях программы работы с семьей и внешкольными организациями, осознание обучающимся семейных ценностей. Отбор лучших работ на окружной конкурс «Адрес детства – Россия» |
||||
17 |
Виртуальные экскурсии по городам России «Истоки и традиции» |
С 23.01 по 31.01 (ежегодно) |
Ресурсы школьного музея |
Расширение знаний учащихся, проведение интерактивных уроков истории, МХК и культуры народов России |
|||||
18 |
Интерактивные музейные занятия с проведением мастер-классов для родителей 1−4 классов «Творчество нас объединило» |
С 02.02 по 20.02 (ежегодно) |
Руководитель школьного историко-краеведческого музея «Возрождение» Педагоги дополнительного образования |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Обеспечение взаимодействия на всех уровнях программы работы с семьёй и внешкольными организациями, осознание обучающимся семейных ценностей. Создание творческих работ на основе традиций народов, проживающих на территории Российской Федерации |
||||
19 |
Конкурс-выставка творческих работ «Традиции моей семьи – традиции моего народа» для обучающихся 5−9 классов |
С 20.02 по 28.02 (ежегодно) |
Педагоги дополнительного образования |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Знакомство с традициями народов, проживающих на территории Российской Федерации. Обеспечение взаимодействия на всех уровнях программы работы с семьёй и внешкольными организациями, осознание обучающимся семейных ценностей |
||||
20 |
Подготовка к благотворительной ярмарке-акции «Благословенна земля наша» с обучающимися и родителями 1–11 классов |
С 01.03 по 28.03 (ежегодно) |
Педагоги дополнительного образования |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Формирование духовных ценностей, толерантного общения людей разных межнациональных коммуникаций |
||||
21 |
Проведение благотворительной ярмарки-акции «Благословенна земля наша» с обучающимися 1–11 классов |
Апрель (ежегодно) |
Педагоги дополнительного образования |
Ресурсы МБОУ СОШ Спонсорская помощь родителей |
Развитие позитивных межнациональных и межкультурных и коммуникаций. Сбор благотворительных средств для малообеспеченных семей |
||||
22 |
Выпуск методического сборника по итогам проектных мероприятий. Фотоколлаж с отчётом на официальном сайте школы |
Март–апрель |
Заместитель директора по УВР |
Спонсорская помощь родителей, депутатов городской и Тюменской Думы |
Реализация программы. Формирование единства и сплоченности детей разных национальностей. Диссеминация опыта работы школы в данном направлении воспитательной работы с обучающимися |
||||
23 |
Подведение итогов реализации программы: отчет исполнителей о реализации программы на Управляющем Совете школы, подготовка информации для отчёта о ходе реализации программы в публичный доступ (Интернет-сайт, СМИ, телевидение); круглый стол с участниками по обсуждению итогов программы |
Май (ежегодно) |
Администрация школы Совет учащихся Совет актива школьного музея |
Ресурсы МБОУ СОШ |
Реализация плана совместных мероприятий по межнациональным и межкультурным коммуникациям на территории микрорайона. Повышение имиджа образовательного учреждения. Обмен опытом работы с учреждениями образования и культуры |
Схема управления программой (на уровне ученического самоуправления)
|
Схема управления программой (на уровне администрации школы)
|