1. Склонность к духовному служению
Протоиерей Михаил Петрович Путинцев возглавлял Обдорскую духовную миссию в течение недолгого времени. Однако ему суждено было стать одним из замечательных её деятелей.
Он приехал на Ямал, уже получив известность как духовный писатель и православный журналист. На Севере он также активно занимался газетно-журнальной публицистикой.
Благодаря этому протоиерея Михаила Путинцева по праву можно назвать в числе первых ямальских журналистов и просветителей. Написанные им строки (представляющие безусловный интерес для историков[1]) родились в стремлении понятно и правдиво сказать о высоте духовного служения, о дивных путях Промысла Божия.
Жизненный путь М.П. Путинцева, к сожалению, исследован недостаточно; при этом его личность и его творческое наследие представляются выдающимися для своего времени.
Михаил Петрович родился в Омске в 1843 г. (В послужном списке сказано: «из штаб-офицерских детей»). Здесь же он окончил Сибирский кадетский корпус (1862). В течение четырёх лет М. Путинцев служил офицером 6-го конного полка Сибирского казачьего войска. А затем он избрал путь духовного служения и был рукоположен в иереи.
Этот выбор Михаила Путинцева был нелёгким: с переходом в духовное сословие он терял некоторые офицерские привилегии (например, лишался права получения обычным порядком земельного надела за службу в офицерском чине).
Известие о рукоположении казачьего офицера в иереи сохранилось, между прочим, и благодаря публикации выдающегося церковного историка А.И. Сулоцкого в журнале «Странник».[1]
Дело в том, что во время учёбы Путинцева в кадетском корпусе А.И. Сулоцкий преподавал там «Закон Божий»; он, вероятно, и разглядел в курсанте склонность к духовному служению.
Вскоре по завершению краткой воинской службы М. Путинцев взялся за перо. Одна из первых публикаций священника помещена в журнале «Странник» за 1869 г.
Статья посвящена свидетельствам об исцелениях, происходивших от павлодарского списка с иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Он оказался в Павлодаре в 1864-65 гг. при не совсем обычных обстоятельствах.
Супруга казачьего полковника И.Я. Реброва однажды «опасно занемогла, так что ее болезнь признавалась врачами неизлечимой». Из Павлодара в рязанский монастырь отправили пожертвование «с просьбой отслужить перед чудотворным образом молебен за здравие болящей». Прошло немало времени.
И вот однажды болезнь бесследно отступила. Позже выяснилось, что «именно в тот день и час, когда болящая почувствовала внезапное облегчение, в монастыре служили молебен за ее здравие и освящали приготовленную для нее копию с подлинного чудотворного образа».
После этого многие жители Павлодара стали усердно почитать эту икону. Почитание заметно росло «по мере того, как Пречистая Дева Богородица незамедлительно простирала Свои по-матерински заботливые руце над всеми скорбящими и недугующими».
Эта журнальная публикация в «Страннике» примечательна тем, что уже в ней обнаруживается представление отца Михаила о смысле и цели его трудов на литературной ниве: он брался за перо, движимый апостольским призванием и стремлением славить Господа, дивного во святых Своих: «Всякое дыхание да хвалит Господа» [Пс.150, 6].
В 1871 г. была создана Туркестанская епархия (с кафедрой в г. Верный, ныне – Алматы). Её возглавил архиепископ Софония (Сокольский); он и определил иерея Михаила Путинцева на службу в духовную консисторию.
Послужив в духовной консистории, отец Михаил получил назначение в г. Кульджа[2]. Там с лета 1875 г. для русского населения строился новый каменный храм. По благословению архипастыря 17 марта 1877 г. «храм был освящён местным протоиереем М. Путинцевым во имя святого пророка Ильи». [2]
В Кульдже отец Михаил стал внимательно присматриваться к верованиям местных жителей. Число всех язычников (китайцев, калмыков и сибо) в Кульдже и Кульджинском районе в то время было значительным. Из них, по мнению Путинцева, калмыки обещали «самую обильную жатву для христианского миссионера».
Во время Пасхи 1877 г. отец Михаил заметил: в кульджинскую православную церковь стали часто приходить калмыки. Все они внимательно рассматривали церковь и «молились в ней по своему обряду, стоя на коленах и падая ниц, в особенности пред большою рисованною на полотне иконою распятия Спасителя». Из разговоров отец Михаил узнал, что «им весьма нравится наша церковь и совершаемое в ней богослужение, – почему они и стали ходить в наш храм». А немногим позже до него стали доходить сведения, что «калмыки, живущие в деревнях по левому берегу р. Или, охотно бы приняли к себе христианского миссионера».[3]
Этот период отмечен важным для молодого священника духовным обстоятельством: он вошёл в переписку с епископом Феофаном (Говоровым), известным как святитель Феофан Затворник.
Представление о значимости этой переписки можно получить из сообщения настоятеля Обдорской духовной миссии М. Путинцева в редакцию журнала «Душеполезное чтение». Он писал: «С глубоким вниманием, духовным наслаждением и великим назиданием читаются всею православною Россиею письма незабвенного святителя Феофана, печатаемые в “Душеполезном чтении”».[4]
О духовных стремлениях М. Путинцева говорит и то, что он предпринял паломническую поездку на Афон. (Его духовные связи со святогорцами имели продолжение и в дальнейшем).
В октябре 1881 г. М. Путинцев получил назначение в Алтайскую миссию. Миссионерствуя здесь с 1881 г. до 1883 г., отец Михаил внимательно присматривался к языческим верованиям туземных народов и старался понять их особенности.
Многие миссионеры и раньше обращали внимание на алтайских шаманов, – но, в первую очередь, с этнографической точки зрения. М. Путинцев, вникая в суть этого явления с точки зрения православного миссионера, написал в одной из статей: «коренное население Алтая вероисповедания языческого – смесь шаманства с ламаизмом».
Это его замечание оказалось необыкновенно точным и справедливым: и сегодня серьёзные религиоведы называют М.П. Путинцева одним из первых, кто указал «на элементы ламаизма в шаманских верованиях алтайцев, т.е. на религиозный синкретизм, для сложения которого требуются как особые условия, так и время».[5]
На Алтае М. Путинцев получил неоценимый опыт устроения миссионерской работы и познакомился с выдающимися миссионерами. Памятным для него событием стало посещение миссионерской женской обители в Улале (ныне Горно-Алтайск) в ноябре 1881 г.: «… в этот день я там удостоился отслужить литургию в качестве сослужащего помощнику начальника миссии о. архимандриту Макарию[3]».
А с начальником миссии архимандритом Владимиром (Петровым)[4], будущим архиепископом Казанским и Свияжским, отец Михаил в течение многих лет поддерживал переписку. [6]
Полезными оказались и его духовные связи со святогорцами. Например, в издательстве афонского Свято-Пантелеимонова монастыря («Старый Русик») вышла его замечательная книга об алтайских миссионерах. Эта книга была отпечатана (вторым изданием) в 1891 г., когда М. Путинцев уже находился в пределах Тобольской епархии. (Было и посмертное издание книги). [7]
В 1883 г. М.П. Путинцев получил назначение в Баян-Аул – казачью станицу в Семипалатинской области.
Летом здесь – жара; редкие речушки и озёра, кругом степь…
Отец Михаил стал настоятелем станичного храма. Этот однопрестольный храм был освящен 2 июля 1868 г. в честь святого первомученика архидиакона Стефана.[5] Отец Михаил заведовал церковно-приходской школой. Ему помогала супруга: она учила рукоделию обучавшихся в школе девочек.
Всё это время М. Путинцев часто публиковал свои статьи в «Томских епархиальных ведомостях». Очень примечательна одна из них, повествующая о томской старице Домнушке, Христа ради юродивой.[8]
Публикация свидетельствует о том, что уже на Алтае, протоиерей Михаил Путинцев начал собирать материалы для книги, которая двадцать лет спустя выйдет в свет под названием «Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия».[9]
В этот сборник вошли небольшие очерки о свт. Иннокентии Иркутском, св. вмч. Василии Мангазейском, свт. Иоанне, митрополите Тобольском. Автор также рассказывал о пустынниках Василиске и Зосиме, о Данииле Ачинском, о туркестанском мученике-воине Фоме, о томских юродивых – «графе» Разумовском и Домнушке (той, которой была посвящена статья в епархиальных «Ведомостях»).
Он уже в то время ощутил, что уже в скором времени будут востребованы житийные материалы о сибирских праведниках и подвижниках благочестия.
В конце XIX века болезненное состояние переживало русское общество, происходила ломка старорусских устоев жизни. И в этих условиях с новой силой зазвучала идея «Святой Руси», понимаемой широко и многогранно. «Святая Русь» – это и сонм святых защитников и покровителей народа, и духовно-нравственный идеал, происходящий от православной аскезы, и основа русской историософии.
И потому далеко не случайным в это время стал всплеск интереса к житиям святых. Появляются агиографические труды А.Н. Бахметевой, Д.И. Протопопова, Е. Поселянина, архим. Леонида (Кавелина) и других.
Однако авторы недостаточно внимания уделяли местно-чтимым святым, извиняясь сложностью поиска сведений о них. Архимандрит Леонид (Кавелин), например, в предисловии к сборнику «Святая Русь, или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси…» выражал надежду, что его книга сможет побудить «местных чтителей памяти святых составить патерики по областям и городам».
И уж совсем скудно в агиографической литературе была представлена Сибирь. Обычно агиографы считали достаточным упоминания об Иннокентии Иркутском, Василии Мангазейском и Симеоне Верхотурском.
И только благодаря сборнику Михаила Путинцева читателю был представлен более широкий круг сибирских подвижников благочестия (в том числе и не канонизированных).
Сибирякам очень близки и понятны слова, которые написал М. Путинцев в предисловии к своей книге: «… в далекой, холодной Сибири со времени водворения в ней христианства всегда были великие подвижники благочестия, память о которых и сегодня свято сохраняется».
2. В Низовом краю
В пределы Тобольской епархии Михаил Петрович Путинцев прибыл летом 1890 г. [10]
С июля следующего 1891 г. отец Михаил стал настоятелем Воскресенского собора там же в Берёзове; при этом на него были возложены обязанности благочинного церковного округа.
На непродолжительное время М.П. Путинцев уезжал в Тобольск – отъезд, скорее всего, был связан с занятиями по составлению книги «Архипастыри Тобольской епархии». Эта достопримечательная книга (также её называют «альбом») содержит жизнеописания тридцати трёх сибирских архиереев: от Киприана (Старорусенкова) до Иустина (Полянского). «Альбом» был отпечатан в Омске в 1892 г.
Вскоре он вышел и вторым изданием – на московском подворье русского Свято-Пантелеимонова на Афоне монастыря. Как уже было сказано, Михаила Путинцева с афонским монастырём соединяли крепкие духовные связи, в том числе и благодаря его добрым отношениям с иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), в своё время управлявшим «Старым Русиком».
Кстати, вероятно, в тот период и тоже при участии афонского монастыря вышла необычная книга, которую довелось однажды увидеть (она, правда, не сохранилась полностью: только несколько страниц). Книга необычна тем, что в ней представлены стихотворения лиц духовного звания.
В этом сборнике опубликованы два стихотворения Михаила Путинцева. Одно из них («Воронеж») посвящено свт. Митрофану Воронежскому; другое – патриарху Никону.
Памяти Патриарха Никона.
Он славен был великою душою,
Он добродетелью как праведник сиял
И твердою могучею рукою
Жезл архипастырский держал.
………………………….
Пройдут века обычной чередою,
Но Никона заслуги не умрут
И чистою, как Божий свет, струею
В века веков и в роды род прейдут.
Михаил Путинцев.
Обосновавшись в Берёзове, М. Путинцев должен был одновременно выполнять и обязанности благочинного, и заниматься делами миссии. В ноябре 1892 г. протоиерей Михаил Путинцев направил епархиальному начальству «Записку к вопросу о лучшей постановке миссионерского дела в Низовской миссии». В ней он сообщал о желательности ввести в практику миссии ведение особого журнала.
М. Путинцев предлагал, чтобы «все миссионеры, диаконы, псаломщики, катехизаторы, учителя школ, переводчики, – словом, все служащие миссионерскому делу обязательно вели дневной журнал, в котором изо дня в день записывается их церковно-богослужебная и миссионерская деятельность, разные выдающиеся случаи и события в известном районе».
Это предложение архиерей вполне одобрил – на записке есть его резолюция от 18 ноября 1892 г.: «Признавая полезным проект, предлагаемый отцом протоиереем, прошу миссионерское отделение братства выработать из него формальные правила для употребления».
Также М. Путинцев предлагал учредить в Берёзове викарное епископство: «Весьма нужен епископ Берёзовский для миссионерских целей на севере епархии, но с непременным условием иметь ему резиденцию в Берёзовском же крае, где существующие миссии находятся в весьма печальном положении». [6]
Во многих отношениях важным было участие берёзовского протоиерея Михаила Путинцева в общих усилиях Тобольской епархии (как, собственно, и всей Церкви) по преодолению последствий голода 1891-1892 гг., от которого «попущением Божиим многие местности нашего отечества пострадали».
В Берёзовском уезде в эту пору «многие бедняки едва пропитывались». Желая укрепить дух жителей, отец Михаил напомнил им о благочестивом обычае: в бедствиях и несчастьях просить о молитвенном заступничестве святителя Епифания, епископа Кипрского. И в день памяти свт. Епифания (12 мая 1891 года) на берегу Северной Сосьвы при необыкновенно большом стечении народа было совершено молебствование «с водосвятием и коленопреклоненной молитвой».
В августе 1893 г. владыка Иустин покинул Тобольск; на его место был назначен епископ Агафангел (Преображенский). [11]
Отправившись в путешествие на Север епархии, в сентябре 1894 г. владыка Агафангел побывал и в Обдорске. (М. Путинцев, напомним, тогда исправлял должность начальника Обдорской духовной миссии).
Как раз в этот период тобольский губернатор Н.М. Богданович, совершая поездку по Северу губернии, повстречался с М. Путинцевым и подолгу с ним беседовал.
Вскоре после встречи с отцом Михаилом губернатор счёл нужным написать письмо архиерею. Он обратил внимание епископа Агафангела на необходимость укрепления Обдорской миссии, «так как одному лицу, даже таких редких качеств ума и сердца, как о. Путинцев, нет никакой возможности успешно заведовать одновременно и благочинием, и миссией».
В начале 90-х годов XIX века Обдорская духовная миссия получила импульс к укреплению и развитию благодаря тому, что её устройством занимались и епархиальное начальство, и гражданские власти (прежде всего в лице губернатора Н. Богдановича), и церковно-общественная организация (в лице Братства св. вмч. Димитрия Солунского). И, конечно же, значимую роль в этом сыграл протоиерей Михаил Путинцев – человек «редких качеств ума и сердца».
В начале января 1894 г. отец Михаил сумел лично познакомиться с состоянием дел в Обдорском отделе Низовской миссии. На основании своих впечатлений он направил доклад на имя новопоставленного владыки Агафангела.
М. Путинцев заметил в докладе: «Главным деятелем новой миссии явились люди молодые, полные жизненных сил, богословски образованные. Архипастырь, епархиальный комитет миссионерского общества и все жители Низовского края ожидали и имели полное право ожидать с обновлением личного состава миссии более прежнего энергической и благоплодной деятельности ее на ниве Господней, где за последние годы враг успел уже посеять многие плевелы, человеком спящим...».[7]
Однако, по мнению М. Путинцева, эти ожидания не сбылись по нескольким причинам.
Одна из них заключалась «в крайней неопытности в миссионерском деле». В этом «юные члены новой миссии», конечно, не были виноваты: они «очутились на поприще этого служения совершенно беспомощными – некому было надлежащим образом направить первые шаги их на незнакомом, трудном и тернистом пути миссионерства».
Другую причину протоиерей М. Путинцев видел «в недостаточной ревности и внимательности миссионеров к своему апостольскому делу».
Третьим препятствием опытный миссионер считал «вредное смешение обязанностей миссионерских с обязанностями приходского священника», поскольку служащий не имеет возможности «с одинаковым рвением предаться ни тому, ни другому делу».
Для молодого поколения обдорских миссионеров отец Михаил был опытным наставником, а для тобольских архиереев – полезным послушником, который подавал дельные советы и предложения. А благодаря его публикациям, в том числе и в известных столичных журналах, значимые события в жизни Обдорска и Берёзовского уезда в целом становились достоянием читающей публики по всей России.
… Весной 1894 года епископ Агафангел (Преображенский) получил указ Св. Синода с разрешением открыть духовную миссию среди киргиз, проживавших в степных областях Тобольской епархии (т.е. на территории современного Восточного Казахстана; киргизами было принято называть вообще все здешние степные народы, не исповедующие христианство).
А уже осенью протоиерей Михаил Путинцев прибыл к месту служения, в г. Акмолинск.
Вскоре состоялось первое присоединение к Православной Церкви местного жителя, из магометан. Отец Михаил не преминул написать об этом событии в «Тобольские епархиальные ведомости», заметив, что это Промысл Божий благоволил так премудро всё устроить: «Дивны дела твои, Господи!».
В 1895 г., как известно, из Тобольской епархии была выделена Омская епархия; с этого времени Киргизская миссия перешла в подчинение омскому епархиальному управлению.
Ощущая духовную связь с Тобольской епархией и понимая годы служения в северном краю как недолгую, но важнейшую часть жизни, Михаил Путинцев написал: «отделившись от Тобольска в административном отношении, мы нравственно и духовно позволяем себе считаться и быть не чуждыми нашей бывшей родной епархии».
И словно бы предавая хорошую весточку родным, миссионер сообщал на страницах газеты: в первый месяц нового 1896 года «в здешнем молитвенном доме мною просвещён св. крещением киргыз Акмолинского уезда Нельдинской волости Бесембек Нортанбаев». И добавлял, что и здесь, в акмолинской степи, миссионеры благодарно помнят о наставлениях, данных им тобольским архипастырем. [12]
Статьи и заметки за подписью протоиерея Михаила Путинцева продолжали появляться в газетах. В «Тобольских епархиальных ведомостях» (1898 г.) вышло сообщение о нём самом: «Омской епархии заштатный протоиерей Михаил Путинцев определен на вакантное священническое место при Иоанно-Введенском женском монастыре».
Заслуги казачьего офицера, ставшего священником, не были забыты и военным ведомством: в апреле 1899 г. протоиерей М.П. Путинцев был наделён потомственным земельным участком.
С августа того же года он стал настоятелем храма в г. Кокпекты – в Зайсанском уезде Семипалатинской области. Затем получил место настоятеля храма во имя св. блгв. князя Александра Невского в Зайсане – небольшом купеческом городке, выросшем на месте таможенного поста на торговом пути с Китаем.
Здесь, в Зайсане, протоиерей Михаил Петрович Путинцев преставился Господу 31 января 1902 г.
Уже и после смерти М.П. Путинцева в тобольских и томских епархиальных «…Ведомостях» публиковались его статьи. Статьи, вышедшие из-под пера человека, который своей верностью пастырскому призванию, своим талантом писателя и журналиста много способствовал укреплению и развитию Обдорской духовной миссии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сулоцкий А. Рукоположение в священники офицеров Сибирского казачьего войска – Путинцева и Шарапова // Странник. 1866. Т. 4.
2. Поздняев Д., свящ. Православие в Западном Китае. // Встреча. 1997, № 2.
3. Путинцев М., свящ. «Письма из Кульджи» (письмо 2-е). //Странник. 1878. Февраль.
4. «Душеполезное чтение», 1895, Ч.1. Письма преосвященного Феофана Затворника к протоиерею Михаилу Петровичу Путинцеву. С. 105–107.
5. Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии / Отв. ред. В.П. Зиновьев. – Томск : Томский государственный университет, 2010.
6. Крейдун Г., прот. Православный Алтай: небесный покров и земной подвиг. //«К Свету» : Альманах. – М., 2002 – Вып. 20.
7. Путинцев, М. Алтай. Его святыни. Миссионерство. Дивные пути Промысла Божия в обращении язычников в христианство. Воспоминания о почивших миссионерах – М., 1905.
8. Путинцев, М., свящ. Юродивая Домнушка (из томских преданий)». //Томские епархиальные ведомости. 1882, № 16.
9. Путинцев М.П. Сказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия. М., 1900.
10. Тобольские епархиальные ведомости. 1891, № 1.
11. Тобольские епархиальные ведомости. 1893, № 19-20.
12. Тобольские епархиальные ведомости, № 4, 1896.
[1] «Заслуги таких людей, как М.П. Путинцев в становление науки и просвещения на сибирской земле до настоящего времени недооценены в отечественной историографии и краеведении», – свидетельствует доцент НВГУ канд. ист. наук О.П. Цысь.
[2] Город Кульджа – столица Илийского султаната (Западный Китай), временно присоединённого к России в результате похода 1871 г. В этот период число русских, проживающих в Кульдже, резко и значительно увеличилось.
[3] Архимандрит Макарий (Невский) – с 1875 г. помощник настоятеля, а с 1883 по 1891 гг. – настоятель Алтайской миссии. С 1912 по 1917гг. – митрополит Московский и Коломенский, священно-архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и член Св. Синода. В 2000 г. Юбилейным архиерейским собором канонизирован в лике святителей. Память 1 марта.
[4] Архиепископ Владимир (Петров), 1828 –1897) – миссионер, духовный писатель. В 1865 г. был назначен начальником Алтайской духовной миссии. С 1880 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии; позже был епископом Томским. В 1892 г. стал архиепископом Казанским. В числе его трудов: «Улалинская женская община новокрещенных на Алтае» («Христианское Чтение», 1863); «Записки алтайского миссионера за 1866 –1867 гг.» («Домашняя Беседа», 1868).
[5] Св. Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, из-за чего его называют архидиаконом. Пострадав за Христа в возрасте около тридцати лет, он стал христианским первомучеником.
[6] Институт викарных епископов в Тобольской епархии существовал и ранее (правда, короткое время): архиепископ Варлаам II (Успенский) в 1871 г. учредил Берёзовское викариатство; во епископа Берёзовского, викария Тобольской епархии был хиротонисан Ефрем (Василий Рязанов) – будущий епископ Тобольский и Сибирский.
[7] Ср.: «Спящим же человеком, прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде. Егда же прозябе трава, и плод сотвори, тогда явишася плевелие. (Мф.13:24-25)