Рассмотрим одну из моделей взаимодействия по решению проблемы социальной дезадаптации на примере деятельности специалистов социально-психологической службы.
Целью деятельности социально-психологической службы является осуществление социально – психологического сопровождения учащихся, родителей и педагогов, создание условий для совершенствования возможностей ребенка и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды (схема 1).
В нашей школе это реализуется на факультативных занятиях для 5-х классов по программе "Я учусь владеть собой"; в 6 - 8 классов проводится цикл тематических классных часов в этом направлении. В 9 классах элективный курс по саморазвитию и самопознанию. В 10-11 классах по запросу классных руководителей проводится цикл тематических классных часов по конфликтным ситуациям, по умению предотвращать конфликты, обучаются учащиеся приемам снятия нервно-психического напряжения. Организация и проведение недель «Подросток и закон» с участием представителей ОМВД всех подразделений и сотрудников медицинских учреждений. В перспективе организация и проведение недель правовых знаний для родителей учащихся (таблица 2).
В профилактических целях правонарушений социально-психологической службой проводится коррекционная работа с учащимися «группы риска», ранняя профилактика девиантного поведения, диагностика социального благополучия учащихся, изучение запросов педагогов по работе с учащимися, имеющими проблемы социальной дезадаптации
Схема 1.
Взаимодействие специалистов СПС с учреждениями и организациями
по оказанию помощи детям и семьям, попавшим в социально-опасную ситуацию.
Анализируя динамику правонарушений, период и время совершения правонарушений учащимися, можно сделать вывод, что больше всего правонарушений учащиеся совершают в летний каникулярный период. Поэтому актуально активизировать правовое просвещение перед каникулами, а именно по вопросам административной и уголовной ответственности родителей и подростков, не достигших 14-летнего и 18-летнего возраста. Социально-психологическая служба нашей школы организует летний отдых и занятость несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД, КДНЗП и школы в целях профилактики повторных правонарушений.
Анализ совместной деятельности специалистов социально-психологической службы и инспекторов ПДН ОУУП и ПДН ОМВД показывает, что такая модель сопровождения и поддержки детей и семей, попавших в социально-опасную ситуацию, является результативной, так как в целом, просматривается положительная динамика в работе специалистов службы. Достижение цели осуществляется через систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Деятельность специалистов службы включает различные направления и соответствующие мероприятия. Схематично их можно представить следующим образом:
Профилактическая работа:
- семинары по повышению эффективности содержания методов организации учебной деятельности, способствующие позитивным изменениям отношений «учитель – ученик»: «Доминанты конструктивного общения в разносторонних системах взаимодействия педагога: «Учитель-Школа», «Учитель – Класс», Учитель -Родитель»;
- действия по включению в содержание образовательных курсов разделов, формирующих социальные знания (элективные курсы «Я выбираю профессию», «Навыки делового общения», «Легко ли быть собой»).
-занятия в ходе дополнительного образования, развивающие социальное чувство и поведение;
- разработка социально-ориентированных планов и мероприятий для обучающихся;
- социально-педагогическое и психологическое просвещение родителей (профориентационная работа, профилактика наркозависимости, профилактика правонарушений).
Защитно - охраннная деятельность включает в себя:
- систему сбора и анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- содействие совершенствованию системы опеки и попечительства;
- меры по выявлению новых возможностей по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;
-патронаж детей, состоящих на учете ПНД ОУУП и ПДН ОМВД, КДНЗП и на внутришкольном контроле.
Координирующая деятельность межведомственных структур:
Включает в себя задачи и направления по установлению, развитию взаимодействия:
- с педагогическим коллективом;
- с сотрудниками других образовательных коллективов;
- с представителями и инспекторами ПДН ОУУП и ПДН ОМВД.
- со специалистами медицинских учреждений (медицинский психолог, врач-инфекционист);
- с администрацией школы;
- с общественными организациями (спортивный комплекс «Сибирские медведи» и др.).
Реабилитационная система в школе, прежде всего, направлена на восстановление детей в статусе (как полноценных субъектов общения) и дееспособности (как субъектов ведущей учебной деятельности). Она касается работы с самими детьми и подростками (симптоматическая коррекция) и их социальным окружением (этимологическая коррекция).
Таблица 1.
Система реабилитационной работы в образовательных учреждениях
Направления, задачи и объекты реабилитационной работы |
Учреждения, в которых осуществляется работа по данному направлению |
Категории специалистов, которые осуществляют реабилитационные программы |
1.Психолого-педагогическая реабилитация Объект – социально и педагогически запущенные дети и подростки Задачи: - преодоление школьной и семейной дискриминации; - организация успеха в ведущей деятельности; - гармонизация психического и личностного развития; - формирование положительного образа «Я»; - профилактика социальной враждебности.
|
Общеобразовательные дошкольные учреждения и школы. Обычные классы. Группы педагогической поддержки. Классы коррекции. Центр психолого-педагогической помощи детям и подросткам. Школа индивидуального обучения. |
Педагоги. Практические психологи. Социальные педагоги. Учителя коррекционного обучения. Логопеды. Инспектора по охране прав детей, опеке и попечительству. Сотрудники ПДН ОУУП и ПДН ОМВД. Психоневрологи. |
2.Социально-педагогическая реабилитация Объект – дезадаптированные дети и подростки, находящиеся в конфликтной воспитательной ситуации, сироты, несовершеннолетние правонарушители
Задачи: - охрана прав, социальная защита и опека; -предупреждение безнадзорности и беспризорности; - профилактика социальных вредностей; - восстановление социального статуса; - сохранение темпов психофизического и личностного развития; - коррекция отклонений в поведении и психоневрологическом статусе. |
Оказание социально-психологической помощи в решении социальных проблем, а также при разрешении конфликтных ситуаций – две составляющие семейного консультирования. Специалисты СПС работают или с семьей в целом, или вначале с каждым членом семьи в отдельности, затем проводится совместная встреча с членами семьи.
Формы социальной помощи.
Опекаемым учащимся, детям с ограниченными возможностями, детям из малоимущих семей оказывается материальная помощь их Фонда всеобуча; проходит регулярная работа над контролем оздоровления в течение учебного года и в летний период; над успеваемостью учащихся; над соблюдением требований к жилищно – бытовым условиям проживания и соблюдением всех прав опекаемых детей. Также предоставляется льготное питание из средств местного бюджета детям из многодетных семей, детям оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-психологическое сопровождение семей.
С неблагополучными семьями работа проводится по направлениям:
1.Диагностическая работа по изучению семьи;
2.Составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних;
3.Дифференцированная индивидуальная и групповая работа;
4.Оказывалась помощь родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике негативного проявления у детей;
5.Вовлекались в работу с семьей педагоги – психологи, педагоги дополнительного образования, классные руководители.
6.Выступление на родительских собраниях, как одна из форм совместной деятельности
7.Оказывалась материальная помощь учащимся из неблагополучных семей.
Эффективность работы социально-психологической службы с учащимися из неблагополучных семей и с учащимися, имеющими трудности в обучении, подтверждает, тот факт, что на момент окончания учебного года в школе отсутствуют неуспевающие учащиеся. Следует также отметить, что у ряда учащихся из неблагополучных семей прослеживается положительная динамика в обучении и поведении. Важную роль при этом сыграла системная работа с учащимися «группы риска», с их родителями, а также проведение мероприятий, направленных на раннюю профилактику, диагностику и выявление неблагополучных семей, учащихся «группы риска».
Тематика консультирования семьи:
· Воспитание детей в семье (решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, педагогический «ликбез», помощь в правовых вопросах).
· Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи (помощь в налаживании нормального общения как внутри семьи, так и с ближайшим окружением, содействие в разрешении внутри-семейных конфликтов).
· Пропаганда здорового образа жизни (профилактика детской заболеваемости, наркомании, токсикомании, алкоголизма).
· Духовно-ценностные ориентации (семейные устои и традиции, расхождения в ценностных ориентациях членов семьи).
· Организация жизнедеятельности (привитие навыков гигиены детям, организация в квартире уголка для подготовки уроков и отдыха ребенка, организация контроля внешкольного пребывания ребенка, его досуга, профессиональной ориентации, трудоустройства, летнего отдыха и летней занятости).
Объектами деятельности специалистов СПС являются также малообеспеченные и многодетные семьи, семьи безработных.
Основные направления работы с малообеспеченными семьям:
- выявление таких семей, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных взаимоотношений;
- оказание юридической помощи: отстаивание интересов членов таких семей, помощь в предоставлении возможных услуг, защита прав;
- оказание в случае необходимости психологической помощи;
- организация досуга и отдыха детей совместно с фондом социальной защиты;
- оказание родителям помощи в трудоустройстве, содействие устройству на бесплатные курсы, в центры профессионального обучения или переобучения;
- трудоустройство несовершеннолетних.
Основные направления работы с семьями безработных:
- выявление безработных, наблюдение, изучение их состояния, потребностей, проблем, проектирование возможной помощи;
- оказание посильной организационно-юридической помощи;
- психологическая поддержка, направление для консультаций в специализированные учреждения;
- организация досуга и отдыха детей;
- возможное содействие в трудоустройстве;
- помощь в получении различных видов материальной помощи;
- информационная и организационно-посредническая помощь;
- социально-психологический патронаж детей «группы риска» из малообеспеченных семей.
Основные направления работы с многодетными семьями:
- выявление и учет многодетных семей;
- определение основных проблем и потребностей;
- предоставление информации о пособиях и социальных льготах;
- помощь членам семьи в трудоустройстве;
- помощь в решении проблем женщины – матери (психологическая поддержка);
- консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка;
- социально-психологический патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений;
- контроль использования выделенной детям материальной помощи (в случае необходимости);
Основные проблемы многодетных семей: материальные, обеспечение питанием, одеждой, жильем; проблемы со здоровьем; рост числа разводов, снижение уровня возможностей и условий для получения полноценного образования у детей; проблемы с воспитанием (ослабленный или отсутствующий присмотр, незнание родителями правил организации нормальных взаимоотношений, самообслуживания, распределения поручений в семейном быту); индивидуальные проблемы ребенка (загруженность, нехватка родительского тепла, отсутствие возможности отдохнуть от избыточных контактов, трудности в проведении каникул, оздоровления);
- моральные проблемы (отношение в обществе к многодетным семьям).
Модель комплексной психолого-педагогической реабилитации социально и педагогически запущенных детей и подростков
Таблица 2.
Специальная ранняя коррекция · Определение личностной перспективы ребенка · Демонстрация ребенку групповой поддержки · Статусное перемещение, организация успеха · Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции · Внедрение методов специальной ранней коррекции · Анализ результатов коррекционной работы с ребенком |
Специальная ранняя профилактика · Разработка целей и задач работы с педагогами · Разработка и реализация программ «Сверстники» · Разработка и реализация программы «Родители» · Внедрение методов специальной профилактики · Координация всех программ · Анализ эффективности программ |
Общая ранняя профилактика · Переориентация критериев результативности целостного педагогического процесса · Создание психолого- педагогических и валеологических условий гуманизации педагогического процесса · Реализация многоуровневой модели содержания образования · Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми · Рациональная организация педагогического процесса · Внедрение методов общей ранней профилактики · Анализ целостного педагогического процесса (семья-школа) с позиций гуманизации |
Социально-психологичекая технология
работы с подростками в школе
I. Организационная работа
1. Запрос на работу с подростками (формулирование целей и задач работы).
2. Встреча с педагогами, работающие в этих классах (получение информации о детях).
3. Встреча с родителями (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
4. Встреча социального и психолога с подростками (формирование мотивации на совместную деятельность).
5. Проработка полученной информации.
6. Планирование деятельности специалистов СПС, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.
II. Диагностические процедуры
1. Исследование личности подростка:
а) личностные особенности (личностный опросник Г. Шмишека);
б) самооценка подростков (опросник самоотношения подростков В.В. Столина и др.);
в) структура способностей подростков (тест Р. Амтхауэра);
г) характер взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений и др.);
д) профессиональная ориентация (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование родителей и детей).
Полученные данные вносятся в Карту социально-психологического сопровождения учащегося.
Корректировка программы занятий с учетом трудностей подростков.
2. Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений об условиях жизни и развитии подростков, о предполагаемой профессии). Первичная помощь в решении проблем, активизация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка.
III. Занятия для подростков. Тренинг личностного роста.
IV. Консультативно-методическая работа
1.Индивидуальная работа специалистов СПС по запросу подростка.
2. Индивидуальная работа с родителями (проработка проблем).
3. Выступление специалистов СПС на малом педагогическом совете (информация о проблемах подростков, о позитивных изменениях в классе, обсуждение совместных действий, поиск подходов к решению проблемы взаимоотношений учителей и подростков).
V. Профориентационная работа
1. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).
2. Работа с классными руководителями (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).
Подведение итогов, выделение функций психологического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.
Таблица 3
№ п/п |
Мероприятия совместной работы школы по профилактике правонарушений и преступлений |
1. |
Разработка плана совместной работы социального педагога и инспектора ПДН ОУУП и ПДН ОМВД по профилактики правонарушений. |
2. |
Проведение совместных мероприятий с классными руководителями по выявлению учащихся, не приступивших к занятиям. |
3. |
Работа Совета профилактики школы. |
4. |
Выявление учащихся, нарушающих закон о запрете курения табака в общественных местах. |
5. |
Профилактическая работа с учащимися, состоящими на учете школы, ПДН ОУУП и ПДН ОМВД и КДНЗП (индивидуальная и коррекционная). |
6. |
Проведение рейдовых мероприятий в микрорайоне школы с целью выявления несовершеннолетних правонарушителей. |
7. |
Контрольное обследование семей, находящихся в социально – опасном положении и состоящих на учете. Беседы с родителями, составление актов обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних в семье данной категории. |
8. |
Систематическое документальное выявление учащихся школы и «группы риска», склонных к уклонению от учебы. |
9. |
Дежурство на дискотеках, школьных вечерах. |
10. |
Участие в выездных заседаниях КДНЗП |
11. |
Выступление на родительских собраниях по вопросам правового воспитания, на тему: «Профилактика асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних» (общешкольные собрания) |
12. |
Выявление учащихся склонных к употреблению ПАВ. |
13. |
Вовлечение учащихся «группы риска» в секции и кружки ДО. |
14. |
Выявление учащихся социальной группы риска и семей, находящихся в социально-опасном положении (анкетирование учителей начальных классов, с целью получения информации) |
15. |
Проведение рейдов по проверке торговых точек на предмет выявления продажи алкоголь содержащей продукции и табачных изделий. |
16. |
Выявление учащихся с девиантным поведение. Обновление банка данных. Оформление личных карточек несовершеннолетних, состоящих на учете школы, ПДН ОУУП и ПДН ОМВД по городу Новый Уренгой и КДНЗП. |
17. |
Лекции о профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения в рамках акции ЗОЖ. |
18. |
Тематический классный час «Как мое здоровье зависит от меня» |
19. |
Организационное собрание родителей учащихся социального риска «Если у вас «трудный» ребенок». |
20. |
В рамках акции ЗОЖ «Полиция и дети», «01 – 02». |
21. |
Беседа о предупреждении правонарушений с учащимися 5-11 кл. Права ребенка. |
22. |
Неделя правовых знаний. |
23. |
Профилактическая и просветительская работа с педагогическим коллективом «Как себя вести, если ученик попал в милицию». |
24. |
Встречи с представителями правоохранительных органов и участковым милиционером. |
25. |
Индивидуальные консультации и беседы с родителями, учащимися, педагогами. |
26. |
Сбор информации об организации летнего отдыха учащихся, требующих особого контроля. |
27. |
Трудоустройство подростков, остающихся в городе на летние каникулы. |
28. |
Профилактическая работа на детской пришкольной площадке. |
Таблица 4
Содержание и формы совместной деятельности социально-психологической службы и классных руководителей 5 классов по профилактике правонарушений
№ |
Направления виды и формы работы |
Сроки выполнения |
Примечания
|
1 |
В рамках акции «Новый Уренгой за здоровый образ жизни» классный час « Посеешь привычку – пожнешь характер»; профилактическое занятие «Учись говорить – НЕТ» |
сентябрь |
психолог, социальные педагоги
|
2 |
Беседа «Формула безопасности» |
октябрь |
инспектор ГБДД |
3 |
Рекомендации «Если у Вас «трудный ребенок» в классе…» |
ноябрь |
психолог, социальные педагоги |
4 |
Социально-психологическая помощь родителям, преподавателям и учащимся, имеющим трудности в обучении |
в течение года |
психолог |
5 |
Сбор информации об учащихся, нуждающихся в социальной поддержке |
сентябрь -декабрь |
социальные педагоги
|
6 |
Рекомендации «Как помочь аутсайдеру?» |
январь |
психологом
|
7 |
Рекомендации «Конструктивное поведение учителя при задержании учащегося представителями УВД» |
октябрь - февраль |
психолог, социальные педагоги
|
8 |
Индивидуальные занятия для учащихся с трудностями в общении, агрессивным поведением |
в течение года |
психолог |