Чернецкая И.Г., учитель биологии и географии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Салехард
Сегодня образовательные учреждения целенаправленно ведут поиск путей повышения эффективности и результативности обучения школьников. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. Наши изыскания направлены были на поиск методов, приемов и технологий активизации процесса обучения и выработку у обучающихся самостоятельности, а следовательно – повышения результативности.
В рамках проекта «Школа ступеней» под руководством профессора кафедры развития общего образования «Регионального института развития образования, руководителя проекта «Школа ступеней» Соловьевой О.Ю. мы внедряли модульное обучение.
Сущность модульной системы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.
Начнем с того, что карта, будучи образно-знаковой моделью, является важным элементом эвристического мышления и создания образа, который представляет собой пространственную комбинацию знаков. Основная функция карты, заданной в готовой форме – это представление определенной информации о конкретном реальном объекте или явлении. Образовательный процесс, организованный в рамках модуля – это процесс целенаправленного отбора и обобщения объектов способствующий более отчетливому проявлению основных элементов и связей по получению качественно новой информации для развития умений проектирования и моделирования.
Цель модульного обучения для нас состояла в
Модуль «Карта – язык географии» был реализован в 6классе по предмету география в объеме 18 часов в рамках внеурочной деятельности. Для реализации модуля нами разработана программа по внеурочной деятельности. В учебном плане были распределены часы, в том числе на специфический контроль знаний, особенностью которого является накопительная балльно-рейтинговая система. Суть системы заключалась в количественном накоплении баллов за каждый раздел и за разные виды учебной деятельности, далее определении успешности и качества освоения модуля.
Для повышения результативности использовали специально разработанное технологическое обеспечение:
1. Стартовая диагностическая работа (для обучающихся)
2. Тетрадь для обучающихся
3. Методическое пособие для учителя
4. Текущий контроль для поддержания учебной дисциплины, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных самостоятельных домашних занятий и т.д.
5.Итоговая диагностическая работа для обучающихся.
Работа проводилась поэтапно.
На 1-м этапе в группе обучающихся была проведена диагностическая работа. Было предложено 8 заданий, из которых они должны были выбрать самостоятельно (но не менее 4-х). По итогам диагностической работы из 12 человек 9 обучающихся справились с работой и правильно выполнили все задания, 3 не справились с работой.
Самыми трудными оказались задания на умение двигаться с помощью определения сторон горизонта в направлении обратном заданному, умение определять обратный азимут, умение ориентироваться в природе по местным признакам.
На 2-м этапе обучающиеся (в основном мальчики, из 12 человек было всего 2 девочки) активно включились в работу модуля. Они изучали теоретический материал, решали в тетрадях практические задачи. Теоретический и практический материал был взят из учебников по военной топографии и справочников для студентов. Были подготовлены презентационные материалы для обучающихся, собран теоретический и практический материал по заданной тематике.
Всего было проведено 7 аудиторных занятий по тематике модуля. Обучающимися были рассмотрены темы модуля, которые недостаточно изучаются в школьном курсе географии: «План», «Топографическая карта», «Масштаб. Виды масштабов», «Ориентирование», «Азимут», «Определение расстояний по плану и карте». Работа на занятиях проводились в микрогруппах.
На 3-м этапе была организована домашняя самостоятельная работа. В ходе работы, обучающиеся выполняли задания, которые были предложены разработчиками модуля. В рамках домашней самостоятельной работы была организована учебная лаборатория, по плану которой проходили заседания, на которых обучающиеся моделировали план островного государства, используя все картографические принципы. Продукт своей деятельности учащиеся защищали перед одноклассниками, группы друг друга оценивали в оценочных листах, все работы были оценены на высоком уровне. Двое обучающихся смоделировали приборы – угломер и дальномер.
По итогам проведения модуля, мы достигли поставленных целей:
обучающиеся научились разным способам определения местоположения точки в пространстве, определять расстояния и направления на местности, строить планы, используя разные виды масштабов; ориентировать лист бумаги относительно сторон горизонта; изображать (и определять) на листе бумаги местоположение точки относительно другой с помощью азимута и транспортира; иметь представление о магнитном склонении и уметь определять направление на объект с поправкой на склонение; осуществлять перевод одного масштаба в другой
На сегодняшний момент реализация модуля «Карта-язык географии» продолжается. В рамках внеурочной деятельности в 6-х классах проводятся занятия, на которых обучающиеся осваивают различные способы моделирования (картографического, словесного, математического, сетевого и т.д.) и экспериментирования, наблюдения и описания, а также ведения исследовательской деятельности как в природе, так и в камеральных условиях. Результатом реализации модуля являются призовые места обучающихся 7 класса в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников (2017, 2018), призовые места во всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах (УрФО, «Олимпис»).
Список использованной литературы
1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Педагогика, 1997 200 с.
2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в
систему Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.- М.: «РассказовЪ», 2004.-
303с
3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. - Барнаул: Изд-во АГУ,
4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
5. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. - 336 с.
6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.