Гилева Л.В., учитель географии и биологии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», г. Салехард
Основная идея модульного обучения состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
В системе школы модульное обучение реализовалось по нескольким образовательным областям. Поэтому мы можем констатировать наличие системы модульного обучения в нашей школе.
Эффективность использования модульного обучения складывалась из многочисленных компонентов, основными из которых является эффективность процесса, результативность детей и создание здоровье сберегающей среды. Система модульного обучения обучающихся практической деятельности способствовала и способствует постепенному формированию устойчивых навыков самоконтроля.
Модульное обучение позволило нам сократить время на изучение темы, при этом объем изучаемого материала остался прежним. Этот вывод сделан нами после реализации вариативного модуля «Закон географической зональности и его нарушители».
Перейдем на сам процесс обучения по модулю «Закон географической зональности и его нарушители»
И так, под модульной системой обучения мы понимаем рейтинговую систему оценки знаний, предполагающую балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модуль был реализован в 7 классе по предмету география в объеме 18 часов в рамках внеурочной деятельности. Для реализации модуля нами разработана программа по внеурочной деятельности. В учебном плане были распределены часы, в том числе на специфический контроль знаний, особенностью которого является накопительная балльно-рейтинговая система. Суть ее заключается в количественном накоплении баллов за каждый раздел и за разные виды учебной деятельности, далее определении успешности и качества освоения модуля.
Цель работы состояла в организации образовательного пространства, направленного на развитие умений самоанализа, самоконтроля, саморегуляции и самооценки своего результата.
В процессе освоения модуля, обучающиеся должны научиться уметь определять закономерности распределения органического мира по широтам, определять соотношения тела и влаги на планете, знать расположение природных зон на Земле.
В обобщенном виде идея состояла в формировании метапредметных результатов и компетенций.
Для повышения результативности использовали специально разработанное технологическое обеспечение:
1. Стартовая диагностическая работа для обучающихся
2. Тетрадь для учащихся
3. Методическое пособие для учителя
4. Текущий контроль для поддержания учебной дисциплины, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, организацию регулярных самостоятельных домашних занятий и т.д.
5.Итоговая диагностическая работа для обучающихся
В начале работы над модулем была проведена диагностическая работа, составленная по всему содержанию модуля «Закон географической зональности и его нарушители», средний балл диагностической работы, проведенной в классе, по модулю составил 3,3 балла.
Анализируя работы учащихся, сделала вывод, что обучающимися содержание поставленных вопросов раскрыты не в полном объеме; ученики испытывали затруднения в установлении причинно-следственных связей явлений, классифицируя предметы по двум и более признакам; при решении проблемной ситуации, затруднялись в определении основной причины, допускали фактические ошибки, которые понижали эффективность работы; некоторые обучающиеся показывали знания только основного программного материала, они называли основные положения и понятия, однако не раскрывали их, не могли подтвердить примерами из практики, не придерживались логики изложения, не могли сделать обобщения излагаемого материала.
На основании анализа результатов диагностической работы был составлен профиль выявленных дефицитов и далее определилась тактика индивидуальной (персонифицированной) работы с каждым учащимся. Для этого обучающимся предложили педагогическое сопровождение в рамках вариативного образовательного пространства - открыли лабораторию и консультационный пункт и предложены расписания. Каждый обучающийся на основании своего профиля с помощью учителя сам составил индивидуальный маршрут по материалам тетради для обучающегося и расписание посещения этих пространств. Замечу, что основу прохождения образовательного маршрута школьника составила самостоятельная работа. Учитель в этом процессе выступил как тьютор и коуч.
Школьники самостоятельно изучили следующие темы: размещение природных систем на Земле; исследование соотношения тела и влаги на планете; природные зоны и их характеристики; построение «идеальной» модели размещения природных зон на гипотетическом материке; определение закономерностей распределения органического мира по широтам в океане; установление закономерностей распределения ландшафтов в «вертикальном» разрезе Земли; высотная поясность в горах; изменение органического мира в океане с глубиной.
Выполняя задания в рабочих тетрадях у учащихся возникли трудности. Оказалось, что школьники при выполнении самостоятельных работ не всегда понимали, как правильно выполнить задания, составленные в виде схем без пояснений.
Дальнейшая работа в части модуля проводилась в специально организованном пространстве «Мастерская». Работа проводилась с творческими заданиями. Выполнение творческих заданий стимулировали у учащихся интерес к предмету, способствовали развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности. В некоторых заданиях прослеживались метапредметные связи, в итоге учащиеся получили более глубокие знания.
Например, школьникам предлагалось решить поставленный проблемный вопрос: Как изменится природная зональность порта Мурманск, если отроги теплого Северо-Атлантического течения прекратят свое существование? Надо отметить, что учащиеся очень хорошо справились с заданием, они изучили, как влияет Северо-Атлантическое течение на климат стран Европы и Европейскую часть Росси, инсценировали и сделали вывод. Ученики отметили самое главное, что течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла в океане.
Северная погода в работу с модулем тоже внесла свои коррективы, в части «Моя Лаборатория», необходимо было сделать самостоятельную работу на природе. У нас эта работа не получилось, так как были низкие температуры. Поэтому я, предложила заняться проектной деятельностью по теме: «Как изменится климат Южной Америки, если горы Анды будут расположены с севера на юг вдоль восточного побережья материка?». Школьники подошли к проектной деятельности очень творчески. Инсценировали изменение климата Южной Америки. Обыгрывали смену природных зон, изменение ландшафтов, объясняли причину изменения деятельности человека. Проектная работа прошла на ура.
По завершению работы над модулем была проведена еще одна диагностическая работа, которая показала хорошую динамику, средний балл по итогам коллективной работы был равен 4,2балла.
Учащиеся хорошо изучили программный материал, что значительно выше среднего уровня. Ребята при ответах на вопросы подтверждали теоретические положения конкретными фактами в соответствии с практической психолого-педагогической деятельностью; самостоятельно оценивали различные практические ситуации, явления, факты, проявляли умения системного подхода при решении поставленных задач. Научились формулировать выводы и обобщения рассматриваемого вопроса, научились выявлять связи и взаимозависимости между отдельными компонентами природы; определять роль каждого компонента природы в различных видах круговоротов веществ и энергии на Земли; овладели номенклатурой данной тематики; узнали о закономерностях изменения характеристик природных процессов Земли; научились устанавливать особенности смены природных зон и ландшафтов Земли; научились конструировать модели природных систем; научились грамотно составлять сообщение на заданную тему на основе литературных источников и публично выступать с ним перед аудиторией.
Делая выводы о проделанной работе по реализации модульной системы обучения на уроках географии, я увидела «плюсы» модульной формы обучения: высокая эффективность; формирования компетенций исходя из личностных качеств; индивидуализация обучения; дифференцированный подход к обучению; адаптация учебного материала к дидактическим условиям; равномерное распределение учебной нагрузки; оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога); сокращение сроков обучения; возможность дистанционного обучения.
И конечно, в реализации модульного обучения есть «минусы». Недостатки модульного обучения – высокий уровень самостоятельной работы; существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях; строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы); требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов; требуется адаптация к новой системе.
Но, несмотря на трудности, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.
Список использованной литературы
1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.; Педагогика, 1997 200 с.
2. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Слагаемые технологии модульного обучения. - Барнаул: Изд-во АГУ.
3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 91 с.
4. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духовнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - М.: ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2006. - 336 с.
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.