Рудакова О.Е., заместитель начальника, департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район
Работа по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является одним из приоритетных направлений деятельности муниципальной системы образования и строится в соответствии с Концепцией муниципальной модели выявления, поддержки и развития одаренных детей муниципального образования Надымский район [1.1.], которая разработана в соответствии с региональной Моделью выявления, поддержки и развития одаренных детей [1.2.] в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [1.3.].
Одной из задач, сформулированных в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, является «создание условий для развития способностей всех детей и молодёжи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи» [1.3., С.4].
Решению этой задачи способствует интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках муниципальной системы образования и на межмуниципальном уровне.
Рассмотрим некоторые понятия.
«Субъекты образовательной деятельности – лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования…» [3.1.].
«Обучающиеся и их родители (законные представители), педагогические, научно-педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являются субъектами образовательной деятельности…» [3.2.].
Интеграция – «сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов… Иногда под интеграцией понимается интегрированность, т.е. некоторый результат процесса интеграции, состояние упорядоченного функционирования частей целого» [2.1., с. 210].
Говоря об интеграции различных субъектов образовательной деятельности под «интеграцией» мы будем понимать, с одной стороны, состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей всех элементов образовательной системы, с другой – процесс, обеспечивающий достижение этого состояния. Её конечной целью является саморазвитие обучающихся.
Содержание работы с одаренными детьми в области интеграции различных субъектов образовательной деятельности в Надымском районе включает в себя несколько составляющих:
Раскроем подробнее перечисленные составляющие.
На начало 2018/2019 учебного года:
В 16 (94%) школах действуют профильные классы. Профильным обучением по 10 направлениям охвачено 88% обучающихся 10-11 классов.
Развивается практика корпоративного обучения. В 2015 году был открыт первый «Газпром-класс» в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», а уже с 1 сентября 2018 года – 15 корпоративных классов в 8 школах по 7 направлениям :
На базе образовательных организаций была организована работа интенсивных каникулярных школ: интенсивная каникулярной школы по английскому языку (осенняя и весенняя) на базе МОУ «Гимназия г. Надыма», интенсивная школа математиков для обучающихся 10-11 классов на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов», интенсивные предметные школы для обучающихся 8-11 классов по подготовке к олимпиадам школьников по биологии, химии, русскому языку, информатике на базе МОУ ДО «Центр развития творчества «Созвездие».
Для учащихся из поселков Ныда и Кутопьюган проводится районная интенсивная каникулярная школа для одаренных и талантливых детей из числа коренных малочисленных народов Севера. За 10 лет участниками 20 смен каникулярной школы стали более 230 учащихся. В настоящее время обучение в каникулярной школе ведется в дистанционном режиме.
В целях создания равных условий для обучающихся поселковых школ по предметным областям «Естественнонаучные предметы», «Математика и информатика» посредством дистанционных образовательных технологий с октября 2016 года реализуется образовательно-дистанционная движер-среда через ресурс «Облачной онлайн школы» на сайте Центра «Созвездие» http://www.distsozvezdie.ru.
МОУ «Гимназия г. Надыма» с 2008 года является участником Всероссийской образовательной программы «Гимназический союз России». Участниками сеансов видеоконференцсвязи, проводимых в рамках программы «Гимназический союз России», являются не только обучающиеся и педагоги гимназии, но других школ г. Надыма.
Развивается практика сотрудничества образовательных организаций с вузами и организациями-социальными партнерами. На основе соглашений и договоров о сотрудничестве организовано взаимодействие 10 (56%) общеобразовательных организаций района с вузами России (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, НОУ «Открытый молодёжный университет», Уральским государственным университетом путей сообщения, Уральский государственный экономический университет, Тюменская медицинская академия, НИУ «Высшая школа экономики» и др.).
Число обучающих, прошедших обучение в различных предметных, интенсивных школах, профильных сменах, очных, заочных, очно-заочных и дистанционных школах, в том числе на базе ведущих вузов России и учреждений дополнительного образования находится в положительной динамике и составило в 2017/18 учебном году 2813 (32%) школьников: 161 человек – в очных, выездных школах (окружная школа юных программистов, Школа Пифагора «Погружение в математику», профильные программы Центра «Сириус», Летняя олимпиадная школа при МФТИ, Образовательная программа УрГУПС, Образовательная смена МДЦ «Артек»), 137 – в предметных школах муниципального уровня, 2515 – в заочных, дистанционных, интернет-школах.
В январе 2017 года в рамках практического семинара «Образовательная лоция: предметно-пространственная среда, вариативность и индивидуализация в системе образования Надымского района» организована работа площадки посвящена практике построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. На муниципальном уровне утверждена примерная структура индивидуального образовательного маршрута для обучающихся. В течение года методическое сопровождение образовательных организаций по внедрению практики реализации индивидуальных образовательных маршрутов осуществляется посредством деятельности муниципальной управленческой лаборатории.
Образовательными организациями реализуются: 1 проект в рамках федеральной инновационной площадки «Механизмы реализации и внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования», участниками которого являются 4 детских сада г. Надыма («Ёлочка», «Умка», «Огонек», «Искорка»); 1 проект в рамках региональной инновационной площадки «Технопарк как современное профессионально-ориентированное образовательно-развивающее пространство» (МОУ ДО «Центр детского творчества»); 3 проекта в рамках муниципальных инновационных площадок («Создание условий для развития одаренных детей «Школа социокультурных практик» – МОУ «Гимназия г. Надыма», «Деятельность мультипредметной опытно-проектной лаборатории естественнонаучной направленности» – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма», «Спортивный класс: формирование интеллектуальных и физических качеств учащегося в условиях сетевого взаимодействия школы и учреждений спорта» – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»); 9 институциональных инновационных проекта («Естественнонаучное непрерывное конвергентное образование» и «КонверТур (образовательный туризм) как средство развития устойчивой мотивации школьников к изучению отдельных предметов» – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Надыма», «Школьная лаборатория «SchoolLab» и «Создание условий для формирования исследовательской компетенции учащихся средствами проектно-исследовательской лаборатории «Микромир» – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Надыма», «ACCEL-лаборатория «Обучение в игре» – МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2г. Надыма», «Шахматный лабиринт» - МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», «Биткоин: финансовая грамотность и киберденьги» – МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надыма», «Зона архитектурно-технического моделирования в ДОУ как средство ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста» - МДОУ «Детский сад «Росинка»
г. Надыма», «Билет в будущее» – МОУ «Центр образования», п. Пангоды); муниципальный сетевой проект «Образовательный хаб «Версия-2030» как средство удовлетворения образовательных потребностей, обучающихся с повышенными образовательными запросами» - МОУ ДО «Центр «Созвездие»); 3 проекта в рамках международного сотрудничества (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», МОУ «Гимназия г. Надыма», МОУ ДО «Центр детского творчества»); 3 базовых Центра дошкольного образования (по развитию исследовательской деятельности – детский сад «Буратино» г. Надыма, начального технического творчества – детский сад «Журавленок» г. Надыма), информационно-коммуникационных компетенций воспитанников детских садов – детский сад «Умка» г. Надыма).
Таким образом, можно сказать, что в Надымском районе накоплен обширный опыт и создаются необходимые условия для осуществления работы по выявлению, поддержке и всестороннему развитию одарённых детей в рамках реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, региональной и муниципальной моделей выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Список использованных источников