Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Музей как проводник возрождени...

Музей как проводник возрождения русских в Православии


Новикова Валентина Павловна
старший научный сотрудник
муниципальное учреждение культуры «Городской краеведческий музей» г. Лабытнанги

Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства, не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной.
Американский философ Р. Эмерсон

Почему нужно возрождать русского человека и Россию в целом? Того, что происходит с русскими сейчас, пожалуй, еще никогда в нашей истории не было. Нынче мы являемся свидетелями процесса разрушения конструктивного мышления и сознания миллионов, неслыханного снижения общего уровня культуры и интеллектуальной развитости в обществе. Русские сейчас — откровенно деградирующая нация и народ, они стремительно вырождаются и все больше теряют свои жизненные позиции, находясь на своей земле.

Сегодня произошло нарушение преемственности поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Современная молодая семья серьезно озабочена в основном образованием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого — наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. [4]

Современные родители растят ребенка «для него самого». Они хотят, чтобы он был успешен, смог «чего-то добиться в жизни сам». Ребенок привыкает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или нужно. Однако индивидуализм иногда мешает научиться строить гармоничные отношения с другими людьми. Без понимания другого, без учета его интересов и потребностей невозможна продуктивная совместная деятельность, сотрудничество, радостное общение.

«Россию надо возрождать!» — скажет любой здравомыслящий человек, относящий себя к тем русским, которыми гордилась Россия веками.

Для того чтобы Россия снова стала Россией, нужно, чтобы русские снова стали русскими. Это означает, что русским — как народу — следует вновь восстанавливать свое исконное национальное миросознание, по сути — начинать осознавать и обретать себя как нацию и народ.

Сегодня ставка делается на подрастающее поколение, на исторически ставшее родным для россиян Православие!

Почему именно на Православие возлагается миссия возрождения России? Русский — прежде всего, человек религиозный. Сама по себе религиозность присуща человеческой натуре — ведь история не знает ни одного атеистического племени или народа. Но этот фактор, имевший для славян особое значение, впоследствии стал для них определяющим, когда они встретились с глубиной, мощью и красотой Православия, навсегда покорившей их. Именно религиозность определяет главную национальную черту, основную, глубинную особенность русских и источник той жизненной силы, которая, собственно, и сделала русский народ таковым, взрастила такую страну как Россия. [5]

Русское мировоззрение характеризовалось именно приверженностью к устойчивым, ясным и высоким принципам христианства. Религиозное мировоззрение формирует у русских не иллюзорную, не мнимую, а естественную, фундаментальную ответственность за близких, за предков, за православную Родину, за потомков. Эта ответственность самая высокая — духовная.

Вспомним, что на протяжении почти всего прошлого столетия советские идеологи пытались разрушить христианскую (истинно русскую) идеологию, но им не удалось уничтожить в людях их религиозные корни. Многие нравственные положения советской идеологии при этом были созвучны православному мироощущению, христианским принципам отношений между людьми. В воспитании людей красной нитью сквозила склонность к солидарности (соборности), готовности помочь (милосердие), которые на самом деле вырастали из русского Православия. В 90-х годах прошлого столетия, когда рухнула советская идеология, народу не предложили никакой нормальной, понятной перспективы, не дали никаких добрых нравственных ориентиров, бросили в нищету, наплевав на него, оставили расхристанной его душу. И это происходит уже на протяжении 20 лет. Оттого русские сейчас в моральном «разносе», общество подавлено экономически и психологически.

Именно поэтому так важно сейчас вспомнить и обрести тот стержень, который держал русских на протяжении многих веков — Православие!

Почему ставка делается именно на подрастающее поколение? Взрослого, состоявшегося человека трудно перевоспитывать, переубеждать, но это можно и нужно делать, начиная с дошкольного возраста, когда закладываются основы, стержень личности человека.

В чем заключается данный стержень? Нам представляется, что важнейшие векторы нравственного, духовного развития:

  • ориентация на продуктивный и необходимый для других людей труд;
  • ориентация на стабильную семейную жизнь;
  • ясные представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения жизни каждого существа;
  • уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране. [4]

Вдумайтесь, разве это не христианские заповеди в современной интерпретации?

На кого возложена миссия возрождения России, русского человека? Данная миссия, миссия возрождения, возложена не только на Православный мир, систему образования и учреждения культуры, но и, конечно, на самого человека. Все вместе мы несем ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.

По мнению многих передовых людей, одним из путей духовного ренесанса «является познание традиционной национальной культуры своего народа и изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ним, постижение общих космических начал в национальной культуре разных народов». [1]

Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной культуре, тем большего эффекта мы сможем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи возбужденным и востребованным. В сегодняшней «взрослой» жизни все народное бытует преимущественно на сцене и в музеях.

Какую роль играет музей на современном этапе развития общества? Сегодня музей — это не только «хранилище культуры», но и проводник между прошлым, настоящим и будущим. Ведь, как известно, кто не знает прошлого, у того нет будущего! В настоящее время речь идет уже не столько о сохранении отдельных памятников и артефактов, а сколько о включении в жизнь, в реальности современного мира всего культурного наследия в его целостности и многообразии, охватывающего как сами объекты, подлежащие сохранению, так и среду, в которой они существуют, и человека как носителя наследия.

Музейная педагогика, знакомящая с традициями, вносит свою лепту в решение задачи по возвращению людей на круг национального традиционного бытия и самосознания, возрождению нравственности и подтверждению высокой культуры русского народа.

Совокупность элементов музейной среды в рамках стремительно развивающейся музейной педагогики является «инструментом» педагогического воздействия на ребенка, целью которого является формирование творчески развитой личности, способной воспринять в свое сознание ценностный потенциал иных культур, при этом, не отказываясь от своих собственных суждений и взглядов и развивая таким образом «определенную форму мировидения, характерную для этой культуры». [3]

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. [2]

Краеведческий музей города проводит огромную воспитательную работу по приобщению к народной культуре, а через нее и понимание основ Православия: традиционный русский христианский уклад жизни, мудрая народная философия мироздания. Музейные праздники обычно связаны с народным календарем, с традиционными праздниками россиян, коренных жителей Ямала. Детская аудитория, самая многочисленная, с неподдельным интересом включается в подготовку к праздникам, изучая древние традиции славян и северян, заражая своим задором и эмоциональным откликом своих родителей, друзей. С каждым годом увеличивается рост посещений музейных мероприятий.

См. таблицу 1 и диаграмму 1.

Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Год Общее количествопосещающих Лица в возрасте до 18 лет

 

Количество % от общего количества
2008 5036 3150 63
2009 5531 3855 70
2010 5859 4446 76
2011 6767 5400 80

Выставки, экскурсии, музейные праздники, мастер-классы, музейные занятия и другие.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт