Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства, не величина городов, а облик человека, воспитываемого страной.
Американский философ Р. Эмерсон
Почему нужно возрождать русского человека и Россию в целом? Того, что происходит с русскими сейчас, пожалуй, еще никогда в нашей истории не было. Нынче мы являемся свидетелями процесса разрушения конструктивного мышления и сознания миллионов, неслыханного снижения общего уровня культуры и интеллектуальной развитости в обществе. Русские сейчас — откровенно деградирующая нация и народ, они стремительно вырождаются и все больше теряют свои жизненные позиции, находясь на своей земле.
Сегодня произошло нарушение преемственности поколений в воспитании детей, и прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Современная молодая семья серьезно озабочена в основном образованием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья. Необходимое условие этого — наличие моральных ориентиров. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах. [4]
Современные родители растят ребенка «для него самого». Они хотят, чтобы он был успешен, смог «
«Россию надо возрождать!» — скажет любой здравомыслящий человек, относящий себя к тем русским, которыми гордилась Россия веками.
Для того чтобы Россия снова стала Россией, нужно, чтобы русские снова стали русскими. Это означает, что русским — как народу — следует вновь восстанавливать свое исконное национальное миросознание, по сути — начинать осознавать и обретать себя как нацию и народ.
Сегодня ставка делается на подрастающее поколение, на исторически ставшее родным для россиян Православие!
Почему именно на Православие возлагается миссия возрождения России? Русский — прежде всего, человек религиозный. Сама по себе религиозность присуща человеческой натуре — ведь история не знает ни одного атеистического племени или народа. Но этот фактор, имевший для славян особое значение, впоследствии стал для них определяющим, когда они встретились с глубиной, мощью и красотой Православия, навсегда покорившей их. Именно религиозность определяет главную национальную черту, основную, глубинную особенность русских и источник той жизненной силы, которая, собственно, и сделала русский народ таковым, взрастила такую страну как Россия. [5]
Русское мировоззрение характеризовалось именно приверженностью к устойчивым, ясным и высоким принципам христианства. Религиозное мировоззрение формирует у русских не иллюзорную, не мнимую, а естественную, фундаментальную ответственность за близких, за предков, за православную Родину, за потомков. Эта ответственность самая высокая — духовная.
Вспомним, что на протяжении почти всего прошлого столетия советские идеологи пытались разрушить христианскую (истинно русскую) идеологию, но им не удалось уничтожить в людях их религиозные корни. Многие нравственные положения советской идеологии при этом были созвучны православному мироощущению, христианским принципам отношений между людьми. В воспитании людей красной нитью сквозила склонность к солидарности (соборности), готовности помочь (милосердие), которые на самом деле вырастали из русского Православия. В
Именно поэтому так важно сейчас вспомнить и обрести тот стержень, который держал русских на протяжении многих веков — Православие!
Почему ставка делается именно на подрастающее поколение? Взрослого, состоявшегося человека трудно перевоспитывать, переубеждать, но это можно и нужно делать, начиная с дошкольного возраста, когда закладываются основы, стержень личности человека.
В чем заключается данный стержень? Нам представляется, что важнейшие векторы нравственного, духовного развития:
Вдумайтесь, разве это не христианские заповеди в современной интерпретации?
На кого возложена миссия возрождения России, русского человека? Данная миссия, миссия возрождения, возложена не только на Православный мир, систему образования и учреждения культуры, но и, конечно, на самого человека. Все вместе мы несем ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.
По мнению многих передовых людей, одним из путей духовного ренесанса «является познание традиционной национальной культуры своего народа и изучение и признание культуры других народов, бережное отношение к ним, постижение общих космических начал в национальной культуре разных народов». [1]
Чем раньше мы начнем приобщать ребенка к традиционной культуре, тем большего эффекта мы сможем добиться в постижении того, что наработал веками этнос, того, что дано каждому человеку при рождении, заложено в него, и впоследствии теряется, утрачивается, не будучи возбужденным и востребованным. В сегодняшней «взрослой» жизни все народное бытует преимущественно на сцене и в музеях.
Какую роль играет музей на современном этапе развития общества? Сегодня музей — это не только «хранилище культуры», но и проводник между прошлым, настоящим и будущим. Ведь, как известно, кто не знает прошлого, у того нет будущего! В настоящее время речь идет уже не столько о сохранении отдельных памятников и артефактов, а сколько о включении в жизнь, в реальности современного мира всего культурного наследия в его целостности и многообразии, охватывающего как сами объекты, подлежащие сохранению, так и среду, в которой они существуют, и человека как носителя наследия.
Музейная педагогика, знакомящая с традициями, вносит свою лепту в решение задачи по возвращению людей на круг национального традиционного бытия и самосознания, возрождению нравственности и подтверждению высокой культуры русского народа.
Совокупность элементов музейной среды в рамках стремительно развивающейся музейной педагогики является «инструментом» педагогического воздействия на ребенка, целью которого является формирование творчески развитой личности, способной воспринять в свое сознание ценностный потенциал иных культур, при этом, не отказываясь от своих собственных суждений и взглядов и развивая таким образом «определенную форму мировидения, характерную для этой культуры». [3]
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. [2]
Краеведческий музей города проводит огромную воспитательную работу по приобщению к народной культуре, а через нее и понимание основ Православия: традиционный русский христианский уклад жизни, мудрая народная философия мироздания. Музейные праздники обычно связаны с народным календарем, с традиционными праздниками россиян, коренных жителей Ямала. Детская аудитория, самая многочисленная, с неподдельным интересом включается в подготовку к праздникам, изучая древние традиции славян и северян, заражая своим задором и эмоциональным откликом своих родителей, друзей. С каждым годом увеличивается рост посещений музейных мероприятий.
См. таблицу 1 и диаграмму 1.
Таблица 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Год | Общее количествопосещающих | Лица в возрасте до 18 лет
|
|
Количество | % от общего количества | ||
2008 | 5036 | 3150 | 63 |
2009 | 5531 | 3855 | 70 |
2010 | 5859 | 4446 | 76 |
2011 | 6767 | 5400 | 80 |
Выставки, экскурсии, музейные праздники, мастер-классы, музейные занятия и другие.