Паспорт проекта.
Ямала не точка малая…»
Цель: Воспитание у детей любви к родному краю.
Задачи развития:
Формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального Долгосрочный, творческий, познавательный, межгрупповой проект:
· «На карте отношения к природе, быту, культуре, обычаям, искусству коренных народов (ханты, ненцы) родного края.
· Развитие коммуникативных способностей в процессе реализации проекта.
· Развитие творческого мышления.
Задачи исследовательской деятельности:
Младший дошкольный возраст:
· Создание проблемной игровой ситуации (ведущая роль воспитателя).
· Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.
Старший дошкольный возраст:
· Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
· Формирование определять возможные методы, решения проблемы с помощью взрослого.
· Развитие навыков использования специальной терминологии, ведения коммуникативной беседы в процессе совместной деятельности.
Участники проекта – дети, педагоги, родители.
Возраст детей – 4 - 7 лет.
Срок реализации проекта 3 года – 2007-2010гг.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный (январь-май 2007г.)
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
II этап – основной (сентябрь 2007г. – январь 2010г.)
Реализация основных видов деятельности по направлению проекта. Презентация.
III этап – итоговый (февраль – апрель 2010)
Включает в себя сбор и отработку материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты:
1. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с жизнью коренных народов (ненцев, хантов).
- оформление национального уголка;
- оформление фотовыставки «Мы на Севере живём»;
- оформление папки – передвижки «Город в лицах»;
- подборка методической литературы, художественной литературы, иллюстрированного материала.
- изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
2. Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера.
3. Система работы по расширению представлений детей о своей малой Родине – Пуровский район, г. Тарко – Сале.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности отслеживается через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми. Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта, а также через участие в городском конкурсе проектов.
По окончании проекта проводится анкетирование всех участников педагогического проекта.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить Родину, писал академик Д.С. Лихачев, надо знать, за что её любить, надо знать её историю, знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина.
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет мне формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле: «Ненец и тундра – брат и сестра». Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родной. Но без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые он видит каждый день – это и есть Родина.
И мне очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились так же любить свой родной край, свою землю. Не мало важно приобщить детей к культуре, быту, традициям и искусству народов
Севера, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение и гордость за землю, на которой мы живём.
Изучив культуру своих предков, историю своего народа, дети в дальнейшем с уважением и интересом будут относиться к культурным традициям других народов.
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самой. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос о патриотическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. Задача педагогов воспитывать в детях любовь к Родине, к родному краю, гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о родном крае.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
Группа «Северяне»
С детьми работают воспитатель:
Аминат Шамиловна Гафурова,
Учитель-логопед: Роза Джумаевна Змановская
Одно из приоритетных направлений в нашей работе с детьми – национально – региональный компонент.
Мы работаем по проекту «На карте Ямала не точка малая…!»
Пуровский район – это край, в котором живут и работают люди разных национальностей.
Людям, живущим на Ямале необходимо с уважением относиться к коренным жителям, их быту, культуре.
Именно это и побудило меня разработать проект «На карте Ямала не точка малая…!»
Перед собой поставила следующие задачи:
· Углубить и конкретизировать представления детей о родном крае.
· Обратить внимание ребят на своеобразие быта, одежды, культуры людей коренной национальности.
· Расширить представления о флоре и фауне Пуровского района.
· Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине и уважительное отношение к коренным народам Севера.
Дети, которые появились на свет на этой земле, должны знать историю родного края и уважительно относиться к коренным жителям, к их быту, культуре, традициям.
Для реализации моего проекта необходимо было создать в группе предметно-развивающую среду.
Мы учитывали рекомендации педагога – психолога. Общеизвестно, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление.
В связи с этим мы решили широко использовать в своей работе наглядность. Для того, чтобы дети могли увидеть природу Пуровского района, оформили стенд «Край родной, навек любимый», подготовили папку «А я люблю места свои родные, милые такие…». Для занятий с ребятами подобрали книги, в которых прекрасные иллюстрации на тему «Северная природа».
Районный центр Пуровского района – г. Тарко-Сале. С каждым годом хорошеет наш любимый город. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на чудесные фотографии в папке.
Пуровский район – это не только трубопроводы, буровые вышки, но и оленьи пастбища, рыбные угодья. Для ознакомления детей с трудом коренных народов Севера, подготовлена игра «Оленеводы».
Коренные жители тундры верны традициям. Ненецкие женщины с давних времён занимаются бисероплетением, изготовлением национальной одежды.
Связь с педагогами в работе над проектом:
«На карте Ямала не точка малая…»
Специалисты |
Содержание работы |
Воспитатели |
Игровая деятельность. Социальное развитие. Речь и речевое общение. Познавательное развитие. Природа. Художественная литература.
|
Музыкальный руководитель. |
Знакомство с национальным фольклором. Знакомство с национальными музыкальными инструментами. Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной для детей ясельной группы). «Потешки расскажем и игры покажем».
|
Педагоги дополнительного образования |
Знакомство с народным творчеством. Практическая работа по народно-прикладному искусству.
|
Руководитель по физическому воспитанию |
Знакомство с народными играми ненцев, хантов, манси, селькупов. Национальные виды спорта. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав.
|
Родители |
Практическая помощь в оформлении национального уголка. Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек. Выставка совместных поделок. Фотовыставка «Родной край». Конкурс «Ненецкая национальная кухня».
|
Основные направления работы
Социальное развитие |
Беседы на тему «Всем советуем дружить», «Ненец и тундра – брат и сестра». Традиции и обычаи лесных и тундровых ненцев. Макет чума. Нарты с оленьими упряжками (игрушки). Куклы в национальной одежде (мальчик и девочка). Люлька из бересты, кукла младенец.
|
Речь и речевое общение |
Обогащение лексики ненецкими словами обозначающие предметы обихода. Устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки). |
Здоровье Физическое воспитание |
Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), фотовыставка «Есть щедрость без границ». Беседы на темы: «Северная кладовая» (лес), «Северные витамины» (ягоды, дикоросы), «Живое серебро» (рыбные запасы), «В гостях у хозяюшки Антальты» (польза даров леса и рек). Игры. Эстафеты.
|
Природа |
Беседы на тему: «Что имеем, не храним – потерявши плачем». Посещение краеведческого музея. Мини-музей в МДОУ «Золотой ключик». Северный калейдоскоп (времена года). Альбом «Животные Ямала». Альбом «Растения тундры, растения леса». Гербарий местных растений. Опытно – поисковая работа.
|
Край родной навек любимый |
«А я люблю свои места, родные милые такие!...» Знакомство с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО и Пуровского района. Знаменательные даты – день рождения посёлка, который стал городом. Достопримечательности нашего города (ул. Тарасова, ул. Губкина, ул. Анны Пантелеевой, набережная Саргина и т.д.). Экскурсия на набережную Саргина к монументально – художественной композиции «С горизонта пришедшее». Беседы с приглашением работника ЦНК (Центр национальных культур). Проведение интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Альбом «Мы на севере живём». Фотоальбом «Наш любимый город».
|
Театр |
Инсценировка (сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов). Изготовление национальных костюмов.
|
ИЗО |
Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров) Участие в конкурсе «Все краски Ямала». |
Художественно – ручной труд |
«В мастерской Эдейки». Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер). Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент. Виды орнаментов, их символика. Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна. Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья). «Подарок для Айны» (плетение коврика). |
Игровая деятельность |
Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман». Дидактические игры: «Животные тундры», «Что растет в тундре?», «Собери картинку». Атрибуты для подвижных игр. Сюжетно ролевая игра: «Чум». |
Художественная литература |
Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок. Ненецкая сказка: «Кукушка». Знакомство с творчеством Л. Лапцуя, Н. Дудникова, А. Ругина. Книга «Северные льдинки» Л.В. Федоровой (ненецкие сказки). |
Музыкальное воспитание |
Северные мотивы (песни, колыбельные). Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). Разучивание национальных танцев. Проведение праздника с приглашением сотрудников ЦНК (национальный праздник). Знакомство с народными инструментами. Внесение в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни). |
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
(блочное планирование)
1. ПРИРОДА ЯМАЛА.
Задачи:
· формировать экологическую культуру детей;
· расширять представление о флоре и фауне Ямала.
Формы организации детской деятельности:
· игра;
· беседа;
· экскурсии;
· походы и т.д.
2. БЫТ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ.
Задачи:
· знакомство детей с национальным своеобразием в одежде, украшениях, предметах быта и их назначении;
· помочь детям понять истоки выразительности в конструкции и оформлении предметов быта различного назначения.
Формы организации детской деятельности:
· проведение тематических экскурсий;
· работа в творческой мастерской.
3. КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ.
Задачи:
· знакомить с фольклором народов Севера, с его собирателями (малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки; сказки, их содержание и художественное своеобразие; заговоры, заклинания, обереги и т.д.);
· знакомить с творчеством национальных поэтов и писателей.
Формы организации детской деятельности:
· театрализация;
· инсценировки сказок и легенд народов Севера;
· праздники.
4. НАРОДНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА.
Задачи:
· знакомить детей с художественными промыслами (художественная обработка кожи, меха, дерева, бересты); с детскими игрушками – кукла «нухуко» и кукла «акань»; виды орнаментов и их символика;
· вызвать интерес к произведениям мастеров народных промыслов;
· обучить начальным практическим навыкам (аппликации из ткани, сукна, кожи, меха).
Формы организации детской деятельности:
· работа в творческой мастерской (плетение узоров, вышивка бисером, конструирование из бумаги и т.д.)
ПРИРОДА ЯМАЛА |
||
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ямала (вода, песок, торф, снег, дождь, явления природы).
|
Расширять представления о растительном (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, брусника, грибы), животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). |
Расширять и углублять представления о растительном (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник?, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян). Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней). |
БЫТ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА.
|
||
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде (взрослой и детской). Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька, женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей. |
Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход). Познакомить с национальной одеждой и её украшениями. Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы). |
Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта». Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др. |
КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯМАЛА (ФОЛЬКЛОР).
|
||
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. |
Продолжать знакомить с фольклором северных народов. Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их. Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. |
Знакомить с окружным городом Салехардом, городами округа, родным городом Тарко – Сале и их достопримечательностями. Дать представление о геральдике. Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством Л.Лапцуя, Р.Ругина. Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках. |
НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА.
|
||
4 – 5 лет |
5 – 6 лет |
6 – 7 лет |
Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала: детская игрушка – кукла «нухуко» (ненецкая), кукла «акань» (хантыйская). Аппликация из ткани, сукна. |
Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта. Плетение из шерстяных ниток, бисера. Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха. |
Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла. Украшения и их символика. |
ФОРМЫ РАБОТЫ:
· занятия – путешествия в тундру с Эдейкой (ненецким мальчиком);
· занятия – исследования;
· экскурсии в городской Центр национальных культур, Центр детского туризма и краеведения, краеведческий музей;
· совместные праздники с представителями коренного населения Ямала;
· составление Красной книги Ямала;
· интеллектуальная игра – занятие «Что? Где? Когда?» и другие адаптированные игры;
· выпуск тематических газет;
· организация выставок;
РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(4 – 5 лет).
№ п/п |
Тема |
Формы работы
|
Сроки |
1. |
Знакомство с родным краем |
Беседа, показ иллюстраций, фотографий |
Октябрь |
2. |
Сказки северных народов |
Занятие, дидактическая игра |
Октябрь |
3. |
Северный фольклор. «Из какой сказки?» |
Беседа, музыкальное занятие, дидактическая игра |
Ноябрь |
4. |
Мой родной город |
Беседа, просмотр репродукций, иллюстраций |
Декабрь |
5. |
Животный мир тундры |
Занятие, показ иллюстраций, картин |
Декабрь |
6. |
Растительный мир тундры |
Экскурсия в краеведческий уголок, рассматривание альбома |
Январь |
7. |
Колыбельные песни северных народов |
Музыкальное занятие |
Январь |
8. |
В гостях у Тундровичка |
Игры народов Севера, физкультурное занятие |
Февраль |
9. |
Чтение рассказа Н.Емельяновой и В. Челинцевой «Окся – труженица» |
Беседа, показ изделий народного промысла |
Февраль |
10. |
«Мышонок и медведь» |
Игра – инсценировка |
Март |
11. |
Экскурсия в краеведческий музей |
Экскурсия |
Апрель |
12. |
В гостях у Тундровичка |
Развлечение |
Апрель |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ
РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА
(5 – 6 лет).
№ п/п
|
Тема |
Формы работы |
Сроки |
1. |
Знакомство с краеведческим уголком |
Экскурсия |
Октябрь |
2. |
Сказки северных народов |
Инсценировка |
Октябрь |
3. |
Северный фольклор «Песни под снегами» |
Праздник |
Ноябрь |
4. |
Мой родной город |
Беседа, рассматривание фотографий |
Декабрь |
5. |
Животный мир северного края |
Рассматривание картин и иллюстраций «Животные Севера» |
Декабрь |
6. |
Растительный мир Севера |
Дидактические игры |
Январь |
7. |
Фольклор народов Севера |
Музыкальное развлечение |
Январь |
8. |
Игрища загадок |
Ненецкие загадки, потешки, считалки |
Январь |
9. |
В гости к нам пришёл Эдейка |
Северные детские игры, физкультурное занятие |
Февраль |
10. |
Уроки бабушки Анико |
Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской |
Февраль |
11. |
В гостях у сказки |
Пальчиковый театр |
Март |
12. |
Флора и фауна Севера |
Экскурсия к краеведческий музей |
Апрель |
13. |
Встреча с коренными жителями Ямала |
Встреча – праздник |
Апрель |
14. |
Посещение краеведческого музея |
Экскурсия |
Май |
РАБОТЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УГОЛКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
(6 – 7 ЛЕТ).
№ п/п
|
Тема |
Формы работы |
Сроки |
1. |
Знакомство с краеведческим уголком |
Беседа, показ иллюстраций, фотографий, экскурсия в краеведческий уголок |
Октябрь |
2. |
Сказки северных народов |
Литературная викторина |
Октябрь |
3. |
Северный фольклор «Легенды Севера» |
Музыкальное занятие, театрализация |
Ноябрь |
4. |
Мой родной город |
Беседа, просмотр видеофильма |
Декабрь |
5. |
Животный мир северного края |
Занятие, показ иллюстраций, картин, зарисовки |
Декабрь |
6. |
Растительный мир Севера |
Рассматривание дидактических таблиц, опыты |
Январь |
7. |
Фольклор народов Севера |
Музыкальное развлечение |
Январь |
8. |
Музыкальный калейдоскоп |
Концерт для детей |
Январь |
9. |
Мы смелые и ловкие |
Игры народов Севера, физкультурное занятие |
Февраль |
10. |
Ремёсла народов Севера |
Беседа, показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской |
Февраль |
11. |
Голубика |
Кукольный театр |
Март |
12. |
Мой родной город |
Экскурсия |
Апрель |
13. |
Встеча с коренными жителями Ямала |
Встреча – праздник |
Апрель |
14. |
Посещение музея |
Экскурсия |
Май |
15. |
Флора и фауна Севера |
Экскурсия |
Май |
ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.
Для детей 4-5 лет |
Для детей 5-6 лет |
Для детей 6-7 лет |
|||||||||||||||
Макет жилища – чум |
Карта Ямало – Ненецкого автономного округа |