Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Направления модернизации метод...

Направления модернизации методической работы в школе


Уразаева М.Н.
заместитель директора
МБОУ Основная общеобразовательная школа №1
г. Губкинский
Малюгина Е.В.
директор
МБОУ Основная общеобразовательная школа №1
г. Губкинский

В наступившем ХХI веке происходит смена общеобразовательной парадигмы: предлагаются вариативное содержание образования и новые технологии, современные педагогические концепции и идеи, вводятся ФГОС.

В этих условиях особенно актуальное значение приобретает профессиональное и личностное развитие педагогов, их творческих способностей, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность в новых условиях и применительно к различным ситуациям. Работа по повышению профессионального уровня учителя в образовательных учреждениях традиционно строится на наращивании количества знаний о новых методиках, приёмах, технологиях и умений. В МБОУ «ООШ №1» с сентября 1996 года с целью профессионального развития педагогических работников заместителем директора по МР и педагогом-психологом регулярно проводились психолого-педагогические лекции, семинары, тематика которых удовлетворяла запросы коллектива и была направлена на преодоление разрывов, которые существуют между теоретическими сведениями и практикой. Анализируя литературу, мы установили, что в ходе исследования[1], проводившегося на базе учителей средних школ разных стран, было выявлено, что профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способ обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Иными словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации учителей. В настоящее время в школе работают опытные педагоги, стаж которых в среднем составляет 40 лет, 78%  педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию. Выявлено, что опытные учителя, не ограничиваются научными аргументами, рекомендациями. Им ближе творческий синтез, в ходе которого рождается нечто новое, оригинальное, способное разрешить имеющееся в практике противоречие. Теоретические знания рассматриваются ими не как самостоятельная цель, а как средство, способное помочь решить многообразные проблемы школьной жизни, избавиться от изживших себя стереотипов. Итак, лекционная система по развитию профессионального мастерства для учителей, имеющих большой опыт работы не всегда бывает эффективной.   Кроме того, наличие учителей, реализующих различные образовательные программы, разный стаж работы педагогической деятельности – всё это говорило о необходимости изменения подхода к профессиональному совершенствованию учителей в нашей школе. Необходимо внедрять такие  технологии, которые формировали бы у учителей заинтересованность и потребность в самоизменении. Имеющийся лекционно-информационный способ обучения учителей нашей школы необходимо было объединить с активными формами обучения и привести эту работу в систему. Таким образом, была выдвинута идея о разработке модели, направленной на личностное и профессиональное развитие педагога при этом необходимо было учесть инновации, внедряемые в школе.

Под профессиональным развитием мы понимаем спонтанное и запланированное творчество, направленное на совершенствование себя и окружающей среды для достижения поставленной цели. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы "массовый" учитель поднялся на более 

высокий уровень профессионально-личностного развития и обладал не только предметными, дидактическими, методическими, психолого-педагогическими знаниями, но и имел развитый личностный потенциал, в который входят система его профессиональных ценностей, убеждений, установок; гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, перцептивно-рефлексивные, суггестивные, коммуникативные, креативные способности; педагогическая техника: умение управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Развитие этих умений, способностей, техник является развитием профессионального мастерства учителя.

Предъявляя высокие требования к личности учителя, общество ожидает  от учащихся высокий уровень отдачи. Часто ожидания не оправдывают себя. Нереализованные ожидания переносятся на деятельность учителя и способствуют либо формированию заниженной самооценки, которая мешает развитию ПВК (профессионально важных качеств личности), либо учитель старается достичь результатов своей педагогической деятельности во всех сферах своей деятельности: общение с детьми, семьей, друзьями, коллегами и т.п.. При этом возникают предпосылки снижения профессиональной активности и роста специалиста, проявляются признаки «истощения» и «выгорания», невосприимчивости  к новому, использования своего положения для подавления учеников. Появляется чувство вины и тревоги, что только ухудшает общее положение. У учителей теряется интерес и мотивация к результативной профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность не доставляет удовольствия. В этом случае в самосознании учителя доминирует тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам, проявляющаяся в выполнении социальных требований, ожиданий и норм. При этом учитель руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами, шаблонами. Л.М. Митина называет такую модель поведения личностной адаптацией, при которой происходит пассивное конформное принятие целей и ценностных ориентаций группы, отсутствие у индивида  стремления к независимости от воздействий извне, неспособность к гибкому поведению, спонтанности, творчеству.

Таким образом, социальная практика, строящая адаптационное образование, транслирует устойчивый социальный опыт от поколения к поколению, и педагог, воспитанный в этой системе образования, воспитывает себе подобных.

Итак, мы выделили следующие противоречия между:

- традиционными семинарско-лекционные формы работы с педколлективом и требованиями современных тенденций в развитии образования: использование активными формами работы. Их в своей практике могут использовать педагоги, активно вовлеченные сами в данные формы работ;

- требованиями по подготовке учителей для решения частнометодических  задач и личностного роста;

- требованиями социума к профессиональному развитию педагога и неумениями или нежеланиями педагога это делать;

- стереотипным представлением о психологическом и физическом здоровье учителя и реально существующей проблемой эмоционального выгорания, отсутствия стрессоустойчивости, наличия высокого уровня тревожности, низкой самооценки.

Поэтому в школе необходима модель профессионального и личностного развития предполагающая преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и, в конечном счёте, поведенческой структур личности, которая позволила бы решать вопросы, связанные с диагностикой, прогнозом, коррекцией профессионального совершенствования членов коллектива.

Базовые принципы данной модели

- открытость системы – участником программы может стать любой учитель того образовательного учреждения, где программа реализуется;

- чувствительность к новому – участники программы могут своевременно реагировать на внутренние сбои (проведение незапланированных, но необходимых мероприятий);  

- активная позиция участников: предполагает наличие собственного, личного вклада в поддержку и развитие программы, обменом своим опытом;

- доступность – обеспечение участников такой информации, которая является понятной и применимой в УВП;

- ориентация на желания и потребности педколлектива в создании условий для внутреннего роста;

- принцип ответственности всех участников за происходящее;

- как результат:  эффективность деятельности всего коллектива по поиску и реализации инновационных форм работы.

Цель модели: определение направлений повышения личностного и профессионального развития учителя в условиях модернизации образования.

Задачи:

Формирующий компонент:

1) формирование мотивации к инновационной и исследовательской деятельности;

2) углубление представлений:

- о стилях, способах, формах общения;

- о видах поведения, способах выхода из конфликта, способах неагрессивного отстаивания своего мнения;

- формирование позитивного образа Я;

3) развитие навыков:

- удовлетворенности своей работой;

- рефлексии;

- навыков самопознания и саморазвития личности, личностного роста;

- отработка способов принятия и передачи информации; способов выбора конструктивной стратегии поведения;

- саморегуляции;

4)  создание условий для изменения качественных показателей труда педагогических работников;

5) пополнение методического багажа учителя,

6) освоение новых техник, технологий, форм и методов работы.

Диагностический компонент: присутствует на протяжении всего курса для планирования дальнейшей работы с данной группой учителей, корректировки количества часов на отведенную тему в зависимости от необходимости.

Ожидаемые результаты:

1) участие в инновационной и исследовательской  деятельности;

2) развитые навыки рефлексии;

3) владение навыками конструктивного общения;

4) положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом:

- повышение качества образования;

- увеличение количества учителей, опыт которых обобщался на муниципальном уровне;

- увеличение количества учителей-руководителей, участвующих в НПК школьников;

- увеличение количества учителей, участвующих в НПК педагогов;

- увеличение количества учителей, участвующих в профессиональных конкурсах;

- увеличение количества педагогов с первой и высшей категорией;

5) пополнение методической базы учителя:

- использование интерактивных форм работы в учебно-воспитательном процессе  как с классным коллективом, так и с родительским сообществом;

- расширение применяемых технологий;

- расширение приемов и методов взаимодействия с обучающимися в урочных и внеурочных формах работы;

6) успешная деятельность молодых специалистов школы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

- адаптируемость программы к методическим  условиям любого образовательного учреждения;

- поддержка программы администрацией образовательного учреждения;

- готовность учительского состава в реализации данной программы.

Для работы необходимы были оптимальные формы работы с учителем, которые могли бы удовлетворять ряду требований:

- активизировать деятельность всех педагогов коллектива;

- объединять в работе учителей с разным педагогическим стажем;

- актуализировать профессиональные проблемы, чтобы находить различные способы их решения их, применимые для данных ситуаций;

- развивать мотивацию и повышать профессиональный интерес;

- проводить профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации;

- пополняют методический багаж учителей-предметников и классных руководителей для работы с ученическим коллективом.

Оптимальными для учителей МБОУ «ООШ №1» явились интерактивные формы работы, которые позволяют вариативность их внедрения, а также возможность вносить изменения в содержание реализуемой программы по повышению профессионального мастерства учителя.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Педагоги объединяются в творческие группы, в которых представляют материалы об опыте работы с обоснованием собственных концепций, находок и отдельных приемов, дающих эффективные результаты в обучении и воспитании. В такой форме в школе организованы и проведены семинары в технологии развития критического мышления с применением групповых форм работы:

- «Внедрение ФГОС ООО»

- «Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения».

- «Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в Стандартах второго поколения»

- «Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС»;

- «Возможности интерактивной доски при организации образовательного процесса»;

- «Практическое применение нетбуков на уроках. Работа в программе Classroom Management System»;

- «Новое качество образования: запросы оценки, пути достижения. Инновационная деятельность на уроке»;

- «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

- «Организация образовательного процесса с позиции метапредметного подхода»;

- «Личностно-ориентированное обучение. Модели работы».

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее.

При этом учителя, вовлеченные в данные формы, на себе испытывают те или иные формы работы, которые впоследствии они применяют на уроках.

Проектирование урока является одним из важнейших функций учителя, которое должно занимать значительную часть его времени, и содержательную часть его педагогической деятельности, являть собой продуманную, спланированную и, главное, систематическую работу. Урок в целом способствует постоянному самоанализу деятельности учителя, его творческому и профессиональному росту. У педагогов не возникает дилеммы с показами открытых уроков, мастер-классов, которые активно транслируются не только в школе, но и на городских мероприятиях. Динамику демонстрации открытых занятий педагогами школы можно представить следующим образом:

2012 – 2013 учебный  год

2013 – 2014 учебный  год

2014-2015 учебный год

74  занятия

62  занятия

 

Из них

Из них

Из них

Уровень

ОУ

Уровень

МУ

Уровень

ОУ

Уровень

МУ

Уровень округа

Уровень

ОУ

Уровень

МУ

66

6

52

9

1

72

26

 

В целом методическая работа  призвана решить задачу достижения и поддержания высокого качества учебно-воспитательного процесса в школе. Основным средством достижения данной задачи является урок. Поэтому в систему работы школы введены не только уроки для административного контроля тех или иных предметов, но и система открытых уроков, которые реализуются в школе в рамках единой методической недели. Уровень педагогического и методического мастерства учителей получает оценку экспертов, в роли которых выступают руководители методических объединений. Оценка проводится по «Методике системного анализа и оценке эффективности проведения урока (В.П. Симонова)». 100% педагогов представляют открытые уроки, каждый учитель школы в среднем посещает 6,3 урока (180 человеко-педагога), педагоги активно вовлекаются в аналитическую деятельность. Вовлечены в данную работы и молодые специалисты. Круглые столы, проводившиеся после проведенных уроков позволяют систематизировать работу, договориться о единых формах работы, установить единые требования.

Итогом данной работы стало желание педагогов участвовать в инновационной деятельности.

По самооценкам педагогов (анкета И. Щербо) 48% педагогов школы  находятся на 2 уровне профессионального развития "Применение новых технологий обучения". 19% педагогов находятся на 3-ем уровне - "Разработка новых форм учебных занятий".

 

Данные исследования позволили расширить спектр направлений деятельности, где можно было создать новую образовательную практику и повысить уровень  профессионального развития.

Реализация программы развития школы по организации работы подростковой школы заставляет искать новые формы работы и средства обучения, которые способствовали бы как повышению качества знаний, так и развитию мотивации обучения.  Одним их решений данной проблемы является проведение предметных недель методом погружения. Главной особенностью данного метода является то,  что внимание учащегося на довольно долгие периоды времени сосредотачивается только на одном изучаемом предмете, не рассеиваясь ежечасно на другие предметы, вследствие чего учащийся приучается к углублению в сообщаемые ему сведения, а через это – к самостоятельному мышлению, исследованию и труду, что, в свою очередь, способствует проявлению в нем призвания, то есть природных способностей и склонностей к тому или иному предмету знаний, облегчая этим выбор дальнейшего образовательного маршрута. У данного метода есть еще одно преимущество: 1) он освобождает ребенка от страха перед учебным материалом: блок пройден, основная мысль схвачена, ученик не боится, что он не поймет и отстанет, 2) он создает условия для познания себя с деятельности с окружающими.

Поэтому педагоги школы активно вовлечены в  разработку и реализацию интегрированных уроков, которые проводятся  в рамках предметных недель. Разработанные уроки проводятся в 1-9 классах. В период с 2012 по 2015 год проведено 762 урока - 193 занятия, каждое из которых состояло из 2-3 уроков. Инновационные формы работы  позволили вовлечь в работу 100% обучающихся и 100% педагогов. При разработке планов мероприятий учителя-предметники были ориентированы на межпредметную интеграцию, что позволило выйти на сравнительно-обобщающий уровень проведения интегрированных уроков и получить продукт деятельности в группе.

С 2013 года педагоги школы также начали осваивать метод проектов. С целью создания условий для повышения профессионального мастерства педагогов, распространения передового педагогического опыта в школе организуется  научно-практическая конференция педагогов под девизом «Инновационная деятельность учителя – основа развития современной школы». Итогом такой работы стало участие в работе муниципальных инновационных площадках по темам «Освоение метапредметного подхода в содержании образования» (Приказ 831-УО от 20.11.2014 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки  образовательным организациям города Губкинского», «Коммунарские сборы как способ формирования личностных результатов во внеурочной деятельности», "Каникулярная школа как способ формирования личностных результатов во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" (Приказ 874-УО от 25.12.2015 «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки  образовательным организациям города Губкинского в 2015-2016 учебном году»).

Реализация данных уроков, проектов - создание условий для вовлечения коллектива в инновационную деятельность и способ повышения профессиональной компетентности педагогов, ориентирована, прежде всего,  на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов.

Таким образом, процесс профессионального роста педагогов  во многом определяется не только личностными качествами, но и  целенаправленной системой методической работой, реализуемой в соответствии с направлениями развития образовательного учреждения.

 

Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Изд-во "Феникс", 1997. -С. 378-380.

2. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-sistemnaya-modernizatsiya-metodicheskoy-raboty-v-sovremennoy-shkole

 
      

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт