Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Наследие святых отцов в жизни ...

Наследие святых отцов в жизни семьи и общества


Ефимова Е. В.
педагог-психолог участковой социальной службы по работе с семьей и детьми
МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие»
г. Салехард

Реалии нашего времени, сплетение политической, экономической, социальной обстановки в стране и во всем мире вынуждают современного человека быть устойчивым к  нескончаемым трудностям, препятствиям на пути к достижению цели. Рождаясь в этом мире, будучи детьми, мы многое берём от своих родителей, преумножаем общечеловеческий опыт в течение жизни и отдаём своим детям, чтобы они передали эти ценности и приобретения нашим внукам. На склоне лет, подводя итог своей жизни, мы наблюдаем, насколько плодотворной она была. Что успели мы сделать, что не смогли. Что еще ценного и важного мы можем передать будущим поколениям?

Люди, посвятившие себя служению Богу, кто провёл свою жизнь, веруя в лучшее, доброе, оставляют в этом мире бытия свои духовные и нравственные достижения. Приобщаясь к их достижениям, мы и сами можем духовно обогатиться, укрепить свой внутренний стержень. Сила истины незрима, но именно знание о ней помогает человеку справляться со всеми трудностями, преодолевая которые раз за разом, он становится еще крепче. Наследие святых отцов, оставленное в дар любому желающему, позволяет впитать «живительную влагу» у истоков жизненной мудрости.

В рамках данного доклада попробуем понять, насколько ценны и применимы в современной жизни духовные достижения святых отцов. Необходимо решить, каким образом, какими средствами психолог может помочь человеку осознанно приобщиться к этим достижениям, эффективно применить их в повседневной жизни.

Для семей, испытывающих различные трудности, государством предусмотрены меры социальной поддержки, которые включают в себя и психологическую помощь. К наиболее типичным трудностям можно отнести нарушение внутрисемейных отношений, как супружеских, так и детско-родительских, злоупотребление алкоголем, нетрудоустроенность и низкий уровень социальной активности. Одной из первостепенных задач психолога является мобилизация внутриличностных ресурсов каждого члена семьи, пробуждение потенциала, желания к действию, к улучшению своего положения. Для решения данной задачи психолог использует разные «инструменты», отвечающие уникальному мировоззрению каждого человека, позволяющие общаться с ним на одном языке. Вера в Бога, духовное и нравственное достояние служителей Церкви, как многовековое наследие является мощным средством оказания психологической помощи, поддержки.

На социальном сопровождении состоит полная семья, в которой воспитывается четверо детей. Основной трудностью явилось нарушение детско-родительских отношений. Родители за основу воспитания детей приняли такой метод как разделение обязанностей, в случае невыполнения которых применяли наказание. С наступлением подросткового возраста старший сын, избегая наказания и не желая выполнять свои обязанности, периодически уходил из родительского дома на несколько дней в поисках поддержки и укрытия то у друзей, то у бабушки с дедушкой. В процессе общения психолога с матерью наблюдалось состояние тревожности, напряжения, бессилия, страх потерять контроль над поведением сына. Также выяснилось, что между родителями и мальчиком не было доверия, теплого отношения к ребенку, душевной заботы, поддержки, той незримой связи, объединяющей родных и любимых людей. Большей частью воспитанием мальчика занималась родительница. Когда сын в очередной раз проявлял непослушание, не исполнял свои домашние обязанности, мать прибегала к наказанию, не выясняя причину его такого поведения, не уделяла внимание его внутренним переживаниям. С взрослением ребенка наказание, какое бы оно ни было, становилось всё менее эффективным, а сердце матери всё больше наполнялось обидой, ненавистью, страхом. Еще больше беспокойства добавляло то, что в отношениях с окружающими людьми мальчик начал проявлять жестокость и равнодушие. С течением времени матери и сыну становилось всё сложнее проявлять любовь друг к другу и светлые теплые чувства, что привело к полной потере контакта и взаимопонимания между ними.

Духовное наследие святых отцов, превосходно представленное в печатном издании «Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых», так описывает процесс воспитания детей:

·      Как капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь её пальцем, так и юное нежное дитя можно направить и в ту, и в другую сторону.[6, Вторая часть, стр.18]

·      Особенно ярко выделен наказ родителям – не раздражать своих детей, а любить их, так как на голос любви сердце везде откликается.[6, Вторая часть, стр.18]

·      В воспитании надобно сохранять разумность, не допуская как излишней мягкости, так и излишней суровости. [6, Вторая часть, стр.18]

·      Не тот родитель мудр, кто умеет наказывать, а тот, кто умеет предохранить от проступков. [6, Вторая часть, стр.19]

·      Метод наказания является необходимой мерой к исправлению, но не единственной. Отец и мать, наказывая, должны также проявлять снисходительность и любовь к детям. [6, Вторая часть, стр.20]

Налаживание детско-родительских отношений в данной семье заключалось в восстановлении утраченной связи между родителями и сыном. Вновь и вновь психолог и специалисты по социальной работе с опорой на вышеуказанные аспекты воспитания акцентировали внимание матери в беседах на добрых, светлых чувствах по отношению к своему ребенку. С родителями и мальчиком проводились педагогические и психологические консультации, беседы, предлагались буклеты с рекомендациями. На базе ГКУ ЯНАО «СРЦН «Доверие» в МО г. Салехард» организовывались мероприятия для родителей с участием представителей Православной Церкви. В процессе работы было заметно, как сложно родительнице уйти с пути одного лишь наказания на путь любви, сближения, взращивания доверия к сыну, доверия к себе как к любящей матери. Со временем, постепенно происходили благополучные изменения в семье, снизился уровень конфликтности, у детей и родителей появилось желание найти подход друг к другу, укрепить семейную связь.

Таким образом, приобщаясь к мудрости святых отцов, родители могут понять, что воспитание детей является сложным многогранным процессом, включающим в себя как наказание, так и любовь, ласку, одобрение и поддержку, положительный пример родителей. Что лучшего и доброго запомнит о матери и отце ребенок, то и будет вдохновлять его в воспитании своих детей в будущем.

В современной жизни духовные достижения святых отцов обретают всё большую ценность и значимость. Воспитание детей, их подготовка к взрослой жизни и родительству, является важнейшим смыслом жизни каждого человека, ставшего отцом или матерью.

Таким образом, православные традиции воспитания детей в семье, преемственность добрых, мирных детско-родительских отношений от поколения к поколению обеспечивает духовное и нравственное развитие общества, живущего в веках. 

Список литературы

1.    Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320 с.

2.    Ксения Петербургская: святая избранница Божья. Как получить помощь великой подвижницы / авт.- сост. М.Тимофеев. – М. : «Эксмо», 2010. – 160 с. – (Религия. Афонская библиотека).

3.    Мученики нашего времени (Сборник) / сост. Священник Виктор Кузнецов. – М. : «Свет православия», 2009. – 245 с.

4.    Орехова В.А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2005. – 200 с.

5.    Тащёва А.И. (авт.-сост.) Энциклопедия психологической помощи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 544 с.

6.    Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых. – Издание Донского монастыря, г. Москва, 1991 г.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт