Бурлака Е. Н., г. Ноябрьск,
МБОУ «СОШ №10 с УИФ и ТД»,
учитель русского языка и литературы
Если тебе не нравится то, что ты получаешь,
измени то, что ты делаешь
Карлос Кастанеда
Как учить учиться и отслеживать развитие учеников в 21 веке? Как сегодня организовать учебное сотрудничество на уроке? Как проектировать урок в соответствии с принципами деятельностного подхода? Как сделать, чтобы дети читали? Как…как…как… Как много задает себе современный учитель этих самых вопросов «КАК?»
Но еще больше, на мой взгляд, педагога озадачивает прилагательное «должна, должны, должен». Когда я слышу фразу: «Школа должна научить человека учиться жить, работать, общаться с людьми, заниматься самообразованием», понимаю, что обязана сделать что-то, а не являюсь должником кого-либо.
Казалось бы, два слова: должна и как…, а получается – прямо «три кита», на которых в старину МИР держался.
Вспомним отрывок из притчи:
Эй, Киты! - закричал третий мудрец.
- Долго ли вы сможете удерживать Землю с Черепахой и Слонами в придачу?
- Мы держим землю миллионы лет, - отвечали Киты. - И даём вам честное слово: пока живы Киты, Земля не упадёт!
Вот так и образование! Пока есть учителя, образование будет жить!
Чиновники, министры приходят и уходят, издают законы да меняют (порой даже не имея ни малейшего представления: поможет ли это учителю, школе или навредит), а учитель работает: реализует, внедряет, формирует, активно использует, непрерывно повышает профессиональное мастерство и незаметно стареет!
И вот приходит время, когда ты задаешь себе вопрос:
Вернемся к проблеме XXI века – современная нечитающая Россия. Порой мне кажется, что это неизлечимая болезнь. Когда я не вижу горящих глаз детей, не слышу серьезных рассудительных ответов на вопросы, ужасаюсь, что наши дети не понимают сути происходящего.
Вот тут самый раз вспомнить слова американского писателя Карлоса Кастанеды «Если тебе не нравится то, что ты получаешь, измени то, что ты делаешь».
Наступило время смешанного обучения (цифра и мел). За цифрой будущее, а за мелом прошлое, настоящее и будущее. Я должна понимать, что и зачем использую, иначе: какой эффект от цифровых технологий.
Наша задача на уроке – не задания набросать для учащихся, а выстроить их обучение.
Приведу приемы использования ЦОР на уроках литературы, которые помогают обучающимся достичь образовательных результатов.
Создайте аудиоальбом с песнями на стихи С. Есенина.
Понаблюдайте, как осенью падают листья с деревьев. Опишите свои наблюдения в гугл форме.
Обратимся к интернет-ресурсам
Интересные материалы о биографии и творчестве (_________) в полном объёме вы сможете найти в Интернете на сайте www.gorkiy.lit-info.ru.
Создаём проект по предложенным темам
Обратимся к интернет-ресурсам
Откройте сайт http://www.museum-esenin.ru. Здесь выпознакомитесь с Государственным музеем-заповедником С. А. Есенина, увидите фотографии дома, где родился поэт, земскую четырёхлетнюю школу, где он учился, церковь Казанской иконы Божией Матери. Найдите ссылки на сайты других музеев С. А. Есенина, познакомьтесь с экспонатами этих музеев.
На сайте http://www.youtube.com вы сможете посмотреть редкие кадры и небольшие видеофильмы о Сергее Есенине, услышать его голос.
Для вас, любознательные.
Задания:
Обсудим нравственные вопросы
Поразмышляем над прочитанным
Поговорим о художественном своеобразии стихотворения
Развиваем свою речь (пишем)
Создаем проект
Ведение познавательной странички под названием:
Диалог культур
Для вас, любознательные.
Интеллектуальная разминка
Жил на свете человек
И вот здесь не обойтись без ЦОР, ЭОР: мультимедийные презентации, видеокинофильмы, аудиокниги, звуковые ресурсы, текстографические ресурсы, электронные книги, словари и т.д. Но все должно быть в меру.
Главное не ограничиться только показом готовых презентаций и обучающих видеороликов, раздачей ссылок на материал. Нужно мотивировать интересными заданиями, возможно, через сайты и платформы, активными пользователями которых являются дети.
Что еще можно сделать?
создавать общие презентации
создавать ментальные карты
создавать профили литературных героев в соцсетях
создавать хронологические ленты (история литературы)
создавать лендинги-презентации литератрурных произведений
создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам
создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках
создавать читательские дневники в блогах
создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам
создавать учебные мультфильмы
создавать гугл-карту и т.д.
Еще приемы, которые я часто применяю на уроке
1. Отдых для моего восприятия (задания формируются по теме урока)
Рисунок 1. К примеру, сколько человеческих лиц Вы сможете отыскать на этой картине (ОктавиоОкампо)?
2. Технология QR-cod. С ее помощью даю обучающимся ссылку на какой- либо файл, который размещаю на облаке, таким образом, мне не нужно распечатывать много листов с тестами или заданиям. Я лишь даю обучающемуся небольшой листок бумаги размером 5*5 см.
Рисунок 2 QR-cod
Предлагайте учащимся виды деятельности, чтобы совершенствовать учебные действия.
Совсем недавно открыла для себя новый метод обучения игра-поиск «Чимборасо».
Какие образовательные результаты традиционно планирует учитель, предлагая учащимся поиграть в Чимборасо?
Прежде всего, наверное, развитие мотивации к получению нового знания.
Важно, чтобы играя, учащиеся увидели ОГРАНИЧЕННОСТЬ области собственного знания, овладели способом расширения ее границ и устремились к познанию нового, научились получать от этого удовлетворение, и ЭТО стало ПОТРЕБНОСТЬЮ.
ЧИМБОРАСО — современный синоним слову ЭВРИКА!
Последовательность работы
1. Войдите в Википедию
2. Введите нужный запрос
3. Читайте статью до тех пор, пока не откроете для себя что-то новое (желательно, чтобы этот факт вызвал удивление у многих ваших одноклассников). Сохраните эту информацию (например, в текстовом документе).
4. Чтобы продолжить путешествие, найдите новый термин и разузнайте о нем, найдите интересную информацию.
5. Путешествуйте по ссылкам, сохраняйте информацию. В ходе путешествия по Википедии хорошо вести страницы совместного дневника, в котором фиксировать свой маршрут и делиться сделанными открытиями, эмоциями.
6. Главное — остановиться! Процесс может продолжаться долго или ограничиться каким-то числом шагов, пока не надоест или пока не придёте к уже известным фактам или темам.
7. Оформить информацию, используя сервисы, которые позволят красочно и увлекательно представить результаты вашего путешествия.
8. Представление аудитории своего «маршрута». Сообщение о каждом новом факте начинаем с фразы «А я и не знал(а), что …», или «Я удивился(лась) тому, что …»
Какие же умения может сформировать данная игра?
1. Научить определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
2. Научить создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3. Научить самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
4. Сформировать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
5. Сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
6. Научить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
7. Способствовать формированиюи развития компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции).
Большинство цифровых ресурсов, с которыми я поделилась, не только помогут обучающимся достичь образовательных результатов, но и позволят сделать образовательную деятельность более яркой и насыщенной.
Разнообразное использование этих и других ресурсов способствует удерживанию внимания обучающихся на протяжении всего урока. Вы сможете увлечь современных обучающиеся! Сделайте это, и о ваших уроках начнут ходить легенды!
Информационные ресурсы:
1.https://www.canva.com/signup
2.https://www.youtube.com/watch
3.https://docs.google.com/forms/d/
4.https://nitforyou.com/chimboraso/
5.https://universarium.org/course/
6.http://www.msu.ru/projects/amv/doc/