Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Непонимание поколений и миссия...

Непонимание поколений и миссия среди современной молодёжи


Савченко М.И.
СОШ №1
г. Салехард

 

На сегодняшний день проблема непонимания поколений остро стоит в современном обществе. Это неудивительно, ведь всё в жизни меняется, но не все хотят меняться в соответствии с тенденциями разного рода изменений. Каждому поколению кажется, что его мировоззрение самое актуальное и истинное. Но с этим редко соглашаются люди, вершащие историю в последующие годы. В истории было несколько эпох, мировоззрений, которые сменялись одно другим. Некоторые противоречили предыдущим, другие продолжались с некоторыми изменениями, третьи адаптировались согласно тенденциям своего времени.

На  смену эпохи модерна пришла новая – эпоха постмодерна; и отличия их весомы. Приход постмодерна  показал современным христианам большую проблему – слияние старшего поколения христиан с эпохой модерна. Это ярко выражается в мировоззрении и ценностях этих людей. То, что сегодня предлагает взять с собой в «дальнейший путь развития» модернисты, не составляет ценности для постмодернистов.  Мы живём в период этого непонимания и противостояния. Кто же победит? И можно ли будет это назвать победой? Что теряем мы в этом сражении и что обретаем? Есть ли выход из этой ситуации?

Проблема непонимания поколений тесно связана с евангелизмом. У христиан советской эпохи (их мы относим к эпохе модерна) и  постсоветской (их мы относим к постмодернистам), разное видение на процесс евангельской деятельности. Каждый идёт на поводу у своих ценностей, мироощущений, традиций, переживаний, чувств, трактовке Священного Писания. Вот тут опять возникает конфликт, разрешить который нелегко.

Эта часть работы посвящена тому, чтобы рассмотреть и сравнить те исторические  отрезки времени, которые оставили свои плоды сегодня. Ведь ничто не проходит бесследно.  Всё имеет свои причину, развитие и конец. Это касается и определённых периодов, событий, мировоззрений, идеологий, взглядов.

Для того чтобы глубже раскрыть данную тему, мы предлагаем рассмотреть два временных отрезка, а именно – советское и постсоветское время. Это поможет понять, почему же сегодня существует конфликт  между старшим поколением и младшим. Что лежит в основе разногласия? Почему то, что для старшего поколение является «святым», приемлемым во все века, для младшего кажется непонятным и неактуальным? На эти вопросы мы попробуем дать ответ в этой главе, рассмотрев те особенности, которые присущи советской и постсоветской эпохам.

Советское время, которое длилось 70 лет, оставило неизгладимый след в умах людей. Оно породило привычку иметь одного лидера, за которым следует народ; иметь чёткие рамки, согласно которым можно определить верность или ложность тех или иных действий, взглядов.

К числу названных можно отнести привычку «ходить строем» и не выделяться из общей массы. Этот принцип проявлялся в разных сферах человеческой жизни. «Массовое производство охватило все сферы жизни, можно говорить даже о массовом производстве человека однотипного, сделанного на конвейере. Индивидуальные особенности сводятся к минимуму, да и откуда им взяться, если большинство смотрит одни и те же телепрограммы, читает те же газеты, носит одну и ту же одежду, потребляет те же продукты питания» [18:12]. Понятие «человек» как личность  не существует, существует – «общество».

Эсхатология того периода заключалась в том, что всё движется к светлому будущему, и социализм – первая ступень к этому будущему. Армагеддон – великая революция, которая должна стереть капитализм и империализм.

 В советское время господствовало модернистское мировоззрение. Оно зародилось в эпоху Возрождения, и было сформулировано в эпоху Просвещения. Главное его утверждение – «человек есть мера всех вещей,  он может полностью постичь свой мир, в том числе и духовный, при помощи науки и разума»[12:15].  Но, как ни странно, оставались те вопросы, на которые это мировоззрение не находило ответы, и на смену ему начало развиваться другое – постмодернистское. Оно, как и предыдущее, не отвечало на все вопросы, но, в отличие от модернистского взгляда, объясняло причину не способности найти ответы на все вопросы. Одним из его тезисов является следующее утверждение: «Чтобы объяснить мир, в котором мы находимся, требуется нечто гораздо большее, чем разум». Истина, согласно постмодернистскому мировоззрению,  не может быть выражена человеческим языком по причине своей сложности. [12:15].  Это, по мнению исследователей Роуда Р., Черенкова М., Макдауэлла Д. порождает поиск «частных истин», которые бы работали здесь и сейчас, и не обязательно имели общий характер (работали одинаково для всех людей), а отвечали на вопросы конкретной личности. Истина для постмодерниста – это то, что он сам для себя решил.

Назовём ряд особенностей, которые присущи постмодерну:

·                    Нивелирование идей об общих ценностях, стандартах  и нормах.

·                    На первом план выступает личность. Эта особенность имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, способность отмежевания от  общности, и субъективизм; с другой – свободное выражение себя и понимание личной ответственности.

·                     Идея власти-подчинения переносится внутрь человека, собственное Я становится  метанарративом, то есть диктатором в жизни человека [16:10].

·                   «Постмодерн разоблачает идею общих норм и ценностей как структуру господства – подчинения» [16:10].

·                     Провозглашение «терпимости». Эта особенность выражается в возможности каждого на собственное мнение, образ жизни и уважение ко всему «другому». Таким образом, постмодернист принимает любую инаковость (в чём бы она ни выражалась: в делах, словах, внешнем виде, убеждениях) даже в том  случае, если он её не понимает [12:15].

·                   «Духовность – главный лозунг постмодернизма». [4:3]  На эту особенность указывает Алексей Ефетов, в своей статье «Дыхание нового времени» и называет её «серьёзной угрозой». По его словам это «ложная духовность», потому как каждый под этим словосочетанием понимает что - то своё, субъективное, чаще невыразимое и не всегда понятное для остальных.

·               Прагматизм. Главное в жизни – выбрать такую интерпретацию и установку жизни, которая могла бы дать самый максимальный результат жизни [6].

·               Постсоветское время – современная эпоха, именуемая как постмодернизм, пришла на смену другой эпохи – эпохи модерна. В литературе можно встретить массу определений постмодерна. Одни определяют его, как эпоху, другие – как «культурное движение»[16:10]. Третьи - как «ситуацию или состояние, в котором оказался проект Модерна [6].  Четвёртые - как мировоззрение [3]. «Лучший способ понять постмодернизм – это рассматривать его как реакцию на пятисотлетний эксперимент человечества с рационализмом – попыткой своим умом постичь Божий мир, обычно называемый модернистским мировоззрением» [12:15]. В данной работе, постмодерн будет рассматриваться в рамках определений «эпоха» и «мировоззрение», которое выражается определённой культурой.

 Современная молодёжь пропагандирует терпимость к другим мнениям, верованиям, действиям. У каждого своя истина, своя дорога, направление, путь. Советская же эпоха склонна к планированию одного, широкого пути для всего народа, где нет места индивидам, есть одна чёткая направленность. На сегодняшний день – это конфликт, который вызван непониманием, и не желанием понять друг друга, найти выход из этого положения. Какую роль это противостояние играет сегодня? Какое влияние оно оказывает на церковь?

«По мере того, как христианство входит в новую эпоху постмодернизма, неизбежно начинают проявляться преграды во взаимопонимании между людьми[12:15], появляются определённые барьеры. Наиболее ярко они выражаются во взаимоотношениях разных мировоззренческих эпох – советской и постсоветской.

Существует несколько «камней преткновения» между старшим и младшим поколениями. В связи с ограниченностью этой работы, мы предлагаем на рассмотрение лишь некоторые из них, те, которое, на наш взгляд, возникают чаще всего:

1. Христианские песни

2. Образование

1)            Христианские песни

 Песни о Христе – это неотделимая часть христианской жизни, внутреннее побуждение выразить свои  чувства и отношение к Богу. Песни советского периода (периода гонений) и младшего поколения очень отличаются. С одной стороны, это хорошо. Есть разнообразие и каждый может выбрать то, что ему по душе. Но, проблема начинается тогда, когда старшее поколение говорит, что песни, которые поёт современная молодёжь – «не духовные», «попсовые», это «мирская музыка», (то есть мелодия взята из современных песен, только подставлены христианские слова). Тексты современных песен тоже поддаются критике. Указывая на тавтологию, примитивность рифмы (а иногда и на отсутствие таковой), чрезмерную эмоциональность текста, (которая чаще всего выражается в отношении к Триединому Богу и воспевании Его качеств), старшее поколение выражает своё непонимание и негодование к подобному виду творчества. 

Отдельный вопрос – музыкальные инструменты, которые сопровождают песни современной молодёжи. Зачастую это гитары, ударники, фоно или синтезатор, (иногда флейта, бонги, шекер, бубен).   Для многих христиан советской эпохи использование этих инструментов вызывает недовольство. В этом они усматривают «копирование мира» и называют эти инструменты  «мирскими инструментами».

В адрес песен, которые любит исполнять старшее поколение христиан, можно услышать, что они «нудные» (или ряд других эпитетов, смысл которых выражает что- то несовременное, неактуальное).  Современная христианская молодёжь находит большинство этих песен непривлекательными,  устарелыми, и не получает удовлетворения от их исполнения.  Чаще в этих песнях преобладают мотивы человеческих страданий, надежды на помощь Христа, повествование о житейских трудностях, сражении с грехом. Нередко можно услышать призыв к стойкости в испытаниях, гонениях, призыв к принятию «враждебных криков», как награды. То есть в песнях воспеваются те события, которые современная  молодёжь не пережила, потому и понять не может. Они не могут петь о  том, как переносить те страдания, которые сами не пережили.

             Итак, рассмотрев особенности песен обоих сторон можно сделать следующие выводы:

1. Песни христиан советской и постсоветской эпохи отличаются. В связи с разными историческими событиями, воспитанием, мировоззрением, развитием культуры и тенденциями, переменами в современном мире старшему поколению тяжело понять младшее. В свою очередь, младшее поколение не стремится понять старшее, не интересуется тем историческим наследием.

2. Младшему поколению не стоит забывать свою историю, в которую христианское поколение советской эпохи вложило свою лепту. Надо с уважением относиться к нему.

3. Не стоит забывать о том, что все мы разные. У каждого своё прошлое, но настоящее – одно. И желание Господне, чтобы мы, члены тела Христова, составляли одно целое (Рим.12:5), чтобы были едины (Иоан.17:21), чтоб с любовью служили друг другу (1Кор.16:14,  Гал.5:13, Еф.4:2, 1Фесс.3:12).

 «Молодёжь, новое поколение верующих не приемлет «железный занавес» в церкви и консервативный откат к традициям советских времён, не разделяют ностальгию старших по евангельской «простоте», неучёности, подпольной жизни»[17:9].

Да, век рационализма дал о себе знать. Сегодня ты редко встретишь человека без образования. Как минимум среднее образование есть практически у всех молодых людей. Большое стремление к получению высшего образования наблюдается среди граждан постсоветского пространства.   Сегодня это не составляет большой проблемы. Для это есть возможности, свобода выбора места, условий, сроков обучения.

К сожалению, посредством репрессий советской эпохи, у христиан того периода не было возможности получать образование. Даже при огромном желании христианин не мог получить тех знаний, которые с лёгкостью можно получить сегодня. О христианском образовании и речи не могло быть. Такая обстановка породила в умах людей мнение о том, что христианское образование и вовсе не нужно.

На сегодняшний день всё изменилось. Сложно, не имея обширных знаний  в области как светских, так и христианских предметов быть интересным  миру. В век высоких технологий и широких возможностей  христиане не должны оставаться в стороне. Преломляя все новшества через христианское мировоззрение, мы можем сделать гораздо больше, работать гораздо продуктивнее в деле Христа.

Христианское образование подразумевает под собой как теоретическую, так и практическую часть. Анализируя наработки прошлого, успехи и поражения истории христианства, оно позволяет вырабатывать новые стратегии, формы общения,  способы евангелизма.

 На сегодняшний день образованная молодёжь, придя в церковь, задаёт серьёзные вопросы, на которые желает получить чёткий библейский  ответ. Ответ: «На небе у Христа спросишь» её не устраивает. «Сегодня, как никогда раньше, чувствуется огромная нужда в посвященных служителях, которые бы ясно и убедительно понесли бы евангельское слово современному поколению» [7:17]. Нам стоит согласиться с тем, что из-за гонений в Советское время христиане не имели возможности  получать ни христианское, ни светское образование, поэтому сегодня – большая часть – необразованные люди. С интеллектуальными слоями населения на сегодняшний день работать сложно. Именно поэтому стоит повышать интеллектуальный уровень молодёжи и церквей в целом [2:19-20].

 Да, сегодня нет марксиско-ленинской идеологии, но сегодня есть ряд других философских, религиозных, сатанинских течений со своими мировоззренческими принципами; есть и те, в основе которых – якобы Слово Божье. С каждым днём их становится всё больше и больше. По этой причине современные христиане должны глубоко знать Писание, уметь объяснить то, во что они верят (1Пет.3:15), и дать отпор любому еретическому учению. Один из возможных, доступных и удобных  способов обретения знаний – обучение в христианском учебном заведении.

Хорошая мысль по поводу «обмирвщления молодёжи» была высказана Александром Павловичем Нагирняком. Она заключалась в том, что для взращивания  хорошего, активного, духовного молодого поколения требуются такие же духовные отцы.

На наш взгляд, проблема столь остро стоит на повестке дня потому, что то поколение, которое находится между старшим и младшим, должно было осуществлять наставничество среди современной церковной молодёжи, отсутствует.

Многие говорят о наступлении так званой «постхристианской эпохи»[11], но что это означает сегодня для христиан? Что не стоит и пытаться что-то делать, чтобы «пробить лёд неверия»? «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же» (Евр.13:18). Э тот стих – хороший стимул для желающих свидетельствовать людям о Боге. Ведь, не смотря на изменчивость  времени, эпох, мировоззрений, Бог и Его желание ответить  на нужды людей, стать их Отцом, явить чудо в их жизни, является тем же. 

 Благовестие – неизменная Воля Бога. Каждый христианин понимает важность благовестия в современном мире, но не каждый знает, каким образом можно достичь хороших результатов в этом деле. Хотелось бы, чтоб миссия среди современной молодёжи начиналась с благовестия. Но, реально ли это сегодня? Молодёжь 21 века требует особый, новый подход.  Практика показывает, что массовые евангелизации на стадионах, уже не действуют. Люди  не стремятся взять очередную листовку или брошюру на улице, какая бы красочная она не была. Это уже не действует. "На протяжении нескольких десятилетий мы были сосредоточены на подходе "придите и посмотрите, теперь же нам пришлось столкнуться с реальностью того, что крайне редко люди, не посещающие церковь, готовы прийти в Христианское Собрание. Это побуждает нас принять подход «идите и расскажите»" [1:22].

 Актуальным на сегодня является личный подход. Если люди слышат информацию от человека, которого знают, то динамика взаимоотношений развивается в другом направлении. Но, всё не так просто. Для того чтобы  люди захотели с нами хотя бы познакомится, мы должны их заинтересовать, но чем? Этот вопрос обсуждался на популярном христианском форуме invictory, посетители которого, чаще всего - молодые люди. Мнения в этом вопросе не однозначны. Одни указывают на важность внутренних качеств, таких как верность, отзывчивость, открытость, любовь. Другие видят в этом мнении несостоятельность. Третьи идут  дальше, конкретней отвечая на вопрос. Они предлагают показать свою особенность,  используя  хобби, увлечение,  для того, чтобы завязать отношение с неверующей молодёжью. По их словам нужно что- то, что привлекало бы внимание, создавало желание брать пример и идти за Христом [18].

Ещё одним способом для построения открытых, дружеских отношений является участие в нуждах людей.  Это может быть благотворительность, социальная помощь, душепопечительская. В своей книге  «Поделиться истинной с ближним», Дэвид Фауст называет подобные вещи – «Плацдармом для  Евангелия» [14:99].

Всё меняется. Меняется время, меняются люди, но важность евангелизма не утрачивает своей актуальности. Те методы, которые использовали наши отцы, деды и прадеды не могут сегодня сполна выполнять поставленную задачу. Что же делать?

Одной из отличительных черт христианства всегда было умение адаптироваться к разным культурам, мировоззрениям  [12:14]. Влияя и изменяя понятие о других верованиях, христианство всегда оставалось прежним. Оно меняло форму, но не суть.

Как когда-то Павел в ареопаге, мы должны искать точки соприкосновения  между постмодернистским и христианским мировоззрениями. Дело евангелизма, не смотря на изменчивость времени, никто не отменял. Так же, как и сотни лет назад, мы призваны возвещать о жертве Христа, о Спасении. Да, в мире поменялись формы – мировоззрение, культура…но суть осталась той же – греховная природа людей. Как и прежде надо проповедовать о смерти, погребении и Воскресении Иисуса, потому что на этих событиях основано Евангелие. Именно поэтому, формы христианства подвергаются и  должны подвергаться изменениям, но суть обязана оставаться той же. «Современное общество становится всё больше «языческим» и всё меньше «иудейским», всё больше похожим на Афины, и всё меньше – на Иерусалим. Церковь не должна об этом забывать» [14:100].

В обществе по-прежнему есть интерес к духовным вопросам. Люди осознают, религиозная обрядность не приводит к желаемому результату. Рационализм тоже остался позади. «Постмодернисты любят свидетельства, символы, парадоксы, притчи и истории. В этом они сильно отличаются от « просвещённого» модерниста, который хочет только ясного изложения фактов» [12:21]. Большую роль играют чувственные переживание, стремление к мистицизму. Зная это, христиане могут показать, как удовлетворяются эти стремления в общении с Богом, который знает наши чувства, переживания, боль души. Тот Бог, который даёт радость, мир, покой.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что библейская истина о личном раскаянии и предстоянии перед Богом, хорошо соотносится со взглядом наших современников на особенности  личности, индивидуальность, способность к самостоятельному мышлению, выбору и ответственности. То есть в разговоре с постмодернистом стоит делать акцент на том, что вера во Христа- это его личный выбор, за который он в Вечности понесёт ответственность.

Стоит брать в пример апостола Павла, который проповедуя Христа, менял методы евангелизма, искал подходы, с помощью которых можно донести благую весть для всех народов. При этом, чтобы влиться  в круг погибающих людей, он не приспосабливался к греховным наклонностям культуры, не лицемерил, но искал то общее, что может стать «первой ступенькой» к восприятию Благой Вести. Очень хорошо эту мысль Павла перефразировал Юджин Петерсон в пересказе Нового Завета: «Для меня не важно, чего от меня ожидают другие,  и соответствую ли я их ожиданиям. Однако, я добровольно сделался слугой всем и каждому, чтобы о Благой Вести  услышало как можно больше людей – религиозных и далёких от религии, щепетильных моралистов и тех, кто развращён, разочарован и пал духом. Я не стал жить как они. Но, следуя за Христом, я вошёл в их мир и постарался взглянуть на жизнь их глазами. Где только мог, я был слугой, чтобы те,  кого я встречал, приобрели спасение и жизнь с Богом. Всё это я делал ради Евангелия.  Я не довольствуюсь разговорами о нём; я хочу быть частью его» [14:95].

           Но дело миссии на этом не заканчивается, так как Христос сказал «Идите и научите, крестя их во имя Отца и Сына  и Святого Духа». Этот, так званый процесс научения проходит уже в стенах церкви. Вот на этом уровне начинается новый блок проблем. Не каждая церковь готова к принятию человека, которому не привычны те устои и традиции, которые существуют в  церкви. Те барьеры, о которых говорилось во второй части этой работы, становятся непреодолимым препятствием на пути к воцерковлению. Как уже говорилось в 1 части - мировоззрение людей поменялось,  для постмодерниста на первом месте стоит важность встречи с Богом, а не систематическое богословие, к которому с интересом обращались новообращенные в эпоху рационализма. Несоответствуя запросам молодёжи сегодня, мы одержим поражение, будем её терять.

Молодёжь стремится к творчеству, реализации своих талантов, даров и вопреки старым формам, хочет делать это по-современному.  Мудрые слова по этому поводу высказал православный священник Шрамко Александр: «Стареющее общество рождает  стареющую молодёжь» [15: 8]. Стареющей она становится именно в рамках этой «церковной локализации», потому, к сожалению, часто, реализует свои способности вне церкви.

Церкви должны идти в ногу со временем, иначе мы будем одним из тех людей, о которых говорится во французской поговорке: «Не меняются только глупцы и мертвецы» [13:41].

Сегодня церкви закрываются сами в себе, желая сохранить «святость» и неосквернённость от мира. Они становятся субкультурой, не понятной и неинтересной обществу, которое тонет в грехе.  Церковь боится вступать в диалог с миром, стать активным помощником в их нуждах и переживаниях, чтобы не  «нарушить личное освящение». Наблюдается тенденция движения к законничеству – установлению конкретных рамок, соответствуя которым ты будешь святой и угодный Богу. Тысячелетия назад с этим боролся Христос, сегодня борьба возобновляется. Обидно то, что пока поколения будут воевать,  неверующие молодые не будут приходить в церкви.

Значительный рост церквей наблюдается там, где люди открыты к построению внецерковных, домашних, дружеских отношений, там, где люди проявляют гибкость и отзывчивость, стараются идти в ногу со временем, меняя формы, но оставляя суть - Слово Божье.

Старшее и младшее поколение – люди продукт разных эпох. Советская эпоха оставила неизгладимый след в мировоззрении людей. Многое изменилось. Поменялась эсхатология. В советский период она выражалась в идее движения к светлому будущему, сегодня - её просто  не стало. Она исчезла.  Сегодня нет тех авторитетов, за которыми готовы были идти раньше.  В недалёком прошлом, в умах людей были границы, понимание того, что есть белое, а что чёрное – сегодня всё изменилось. Люди не готовы воспринимать одни  стандарты, рамки которых, хоть в какой- то мере могут ограничивать их свободу, тем более  религиозные.

Период гонений на Церковь обусловил единство, сплоченность, замкнутость, отделённость от светской жизни. Государственная система не давала возможности к активной евангелизационной деятельности.  Но, значит ли это, что мы по-прежнему должны оставаться в тени и существовать как субкультура? «Такая охранительная позиция и субкультурная неполноценность провоцирует в церквях конфликт поколений» [17:9]. В режиме советской власти  не было таких возможностей к творчеству, какие есть у нас сегодня. Времена изменились. Сегодня есть возможности, ресурсы, средства, чтобы открыто исповедовать Христа, не бояться тех репрессий, которым поддавались христиане раньше. Но, что останавливает нас?

Мир стремительно меняется, он подвластен уже другому мировоззрению. В сознании людей произошли изменения, которые в корне меняют отношение к религии и в частности и к христианству. От церкви требуется мобильность, гибкость, стремление достигать неверующих сердец, меняя методы евангелизации, методы общения, формы церковных собраний, но при этом оставлять неизменной Весть о распятом и воскресшем Христе.

Желание Христа, как и сотни лет назад, делать так, чтобы люди узнавали христиан по тем отношениям, которые царят в их среде. По какому же принципу будут узнавать нас? По длинным юбкам? Косынкам? Мелодиям 60–х годов? «Необразованной простоте? Или всё же по любви? Хочется, чтобы по любви.  

В ХХI веке евангелизм должен строиться на построении личных взаимоотношений  посредством благотворительной деятельности, социального служения, творчества. Всё это служит тому, чтобы люди открывали свои сердца для сеяния Слова Божьего.

Задача христиан сегодня, в противостоянии между модернистским и постмодернистским мировоззрениями, не критиковать всё то вокруг, что не вписывается в их рамки «святой жизни», а показать преимущества жизни с Богом. Видя в нас Христа, любовь к Богу и ближнему каждый неверующий человек задаст себе вопрос «а почему я не такой?».  Верующие должны сделать всё, чтобы христианская истина стала не просто истиной христиан, а истиной для всех людей. Она должна быть «светом в конце тоннеля» греха, по которому движутся неверующие люди. Она должна стать актуальной и многомерной, находится в центре общественной жизни, и отвечать на вопросы современников. С практической стороны, на наш взгляд, это возможно только посредством любви к людям, участия в их нуждах и переживаниях.

                                    

                                          Библиография

1 Заинтересованы ли неверующие приходить на наши церковные богослужения? http://simplechurch.com.ua/ru/stati/missija-i-jevangelizm/132-zainteresovany-li-neverujushhije-prihodit-na-nashi-cerkovnyje-bogosluzhenija.html(15.04.2010.)

2. «Гости конференции о…». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета.  №4, 2001:18-20.

3.Денисенко А. Блог. Предисловие к моим наброскам о постмодернизме. http://ecfsu.blogspot.com/2009/09/blog-post.html (01.05.10).

4.Ефетов А. «Дыхание нового времени». Христианство. №6,2002:3.

5. Ефетов А. «Джош Макдауэл о том, какие свидетельства должна нести миру церковь в новом времени». Христианство. №2. ООО «Истина», 2002: 14-19.

6. Константин Тетерятников. Принципы жизни евангельской церкви в эпоху постмодерна. http://www.baznica.info/pagesid-5555.html (02.05.10).

7. Минз Д.«Современная проповедь». Диалог. Вестник Донецкого христианского университета.  №4, 2001:17.

8. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Открыть молодёжи красоту и истину. Дорога вместе №4, 2001:2-5.

9. Никольская Т. Русский протестантизм как субкультура.  Христианство и мировая культура. Материалы конференции. СПБ.: 2004:79-82.

11. Рыжов Ю. «Христианство и вызовы современности». Духовность в христианской традиции. Материалы первой международной научно-богословской конференции. Вып. 1. Нижний Новгород, 2006:82-85.

12. Роуд Росс П. Христианство и постмодернизм, или какой будет Церковь III тысячелетия. Христианство, №6, 2002:14-24

13.Скотт Дж. Великий спорщик: Пер. С англ. – СПб.: Мирт, 2000.

14. Фауст Дэвид. Поделиться истиной с ближним. Честный ответы на вопросы тех, кто ищет духовные истины в XXI веке.– Симферопольский научно - апологетический центр, 2007.

15. Шрамко А. « Где ты, молодость…». Дорога вместе №4, 2001:7-8.

16.  Черенков М. «Ситуация постмодерна: испытание свободой». Диалог №1(5), Вестник Донецкого христианского университета,2003:10-12.

17.  Черенков М. «Вера в сообществе постатеизма». Мирт. №2(57). СПб.: ХЦ Мирт, 2007:8-9.

18 Философский словарь. Рационализм. http://mirslovarei.com/content_fil/RACIONALIZM-19386.html (10.05.10).Начало формы

 

 

18invictory. Форум. Чем вы интересны миру? http://forum.invictory.org/subject.html?id=6175&cat=121


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт