Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Нравственное воспитание обучаю...

Нравственное воспитание обучающихся через уроки литературы


Бухвалова Лидия Михайловна
учитель русского языка и литературы
Негосударственное общеобразовательное учреждение "Новоуренгойская православная гимназия"
г. Новый Уренгой

«Россия будет великой»

А .Блок

 

(Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихах поэтов «Серебряного века»)

 

«О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными,... городы великими,, селы дивными... Всего еси исполнена земля русская...»

Эти строки древнего летописца. За «светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое имя Россия стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.

С древних времён родная земля, её победы и беды, тревоги и радости, были главной темой отечественной литературы. Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты XIX века: В. Жуковский, К. Рылеев, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Тютчев и многие другие.

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков», – писал А. С.Пушкин.

Особенно усилилось национальное мышление на переломе веков. Интерес к фольклору, мифологии, истории России захватил философов (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Е. Н.Трубецкой, Г. П. Федотов, И. А. Ильин и другие), музыкантов (С.  В. Рахманинов, В. С. Калинников, И. Ф. Стравинский), живописцев (М. В.Нестеров, В. М. и А. М. Васнецовы, Н. К.Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» – гласит клич этих годов.

«Первый долг для нас – долг самопознания – упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Что из тяжёлого, богатого наследия предков останется с нами как вековая святыня, что брошено как мертвый груз? Где чистые ключи, чтобы утолить нашу жажду?» (Г. П.Федотов).

В творчестве многих писателей и поэтов «серебряного века» (И. А. Бунина, А. Н.Толстого, А. М. Ремизова, Н. А. Клюева, А. Белого, С. М. Городецкого, А. А. Блока, С. А. Есенина) размышления о прошлом, настоящем своей страны становятся главным мотивом творчества.

«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – писал Блок.

В начале века усилился интерес к народному творчеству. Гамаюн, сказочная птица с человеческим лицом, прорицающая будущее, чей образ часто встречался в древнерусских рукописях, на лубочных картинах, на предметах домашнего обихода, поразила воображение художника В. М. Васнецова. Откликом на картину стало стихотворение А. Блока:

ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ

На гладях бесконечных вод,

Закатом в пурпур облеченных,

Она вещает и поёт,

Не в силах крыл поднять смятенных...

 Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых,

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых…

Предвечным ужасом объят,

Прекрасный лик горит любовью,

Не вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Тревожные и личностные размышления А. Блока об истории страны, её прошлом, настоящем и будущем отразились в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году и состоящем из пяти стихотворений. Вот первое из них:

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

               И моет берега.

Над скудной глиной жёлтого обрыва

            В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

             Нам ясен долгий путь.

Наш путь – стрелой татарской древней воли

             Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,

             В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

               Я не боюсь

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

                Степную даль

В степном дыму блеснёт святое знамя,

              И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится

                      Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

                 И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи...

                     Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

               Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

             Плачь, сердце плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

                Несётся вскачь.

Это не просто страница русской истории – решающая схватка славянских ратников с Мамаевой ордой, знаменовавшая освобождение Руси от татарского ига. Величайшее в русской истории и народной памяти событие XIV века дало возможность поэту высказать сокровенные мысли «о времени и о себе». Блок сопроводил цикл «На поле Куликовом» следующим примечанием. «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для поэта битва на берегах Непрявды и Дона – только один из этапов «вечного боя», который ведёт Россия за свою целостность, независимость и национальную гордость.

Поразителен образ Родины в этом цикле. Русской поэзии XIX века было свойственно ассоциировать Россию с матерью.

Вспомним у Некрасова:

Родина-мать, по равнинам твоим

Я не езжал ещё с чувством таким.

А у Блока – другое чувство:

О, Русь моя! Жена моя!..

Родина воспринимается поэтом напряженно-интимно, как личная лирическая тема. Слиянность и неразрывность судеб Родины и поэта пронизывают весь этот цикл:

Я – не первый воин, не последний,

Долго будет родина больна.

Помяни ж за раннею обедней

Мила друга, светлая жена!

Ощущение катастрофичности времени, чреватого общественными потрясениями, ожидание того, что неизбежны "невиданные перемены, неслыханные мятежи" было свойственно едва ли не всем художникам "серебряного века". И когда наступил 1917 год, его встретили по-разному: от резкого и категорического неприятия (И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Иванов и многие другие) до столь же категорического утверждения "Моя революция" (В. Маяковский). Но стихи большинства поэтов наполнены картинами "Руси взметённой", ужасом крови и насилия, потрясённой болью человека.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт