«Россия будет великой»
А .Блок
(Прошлое, настоящее и будущее России в трудах русских философов и стихах поэтов «Серебряного века»)
«О светло светлая и украсно украшена земля русская. И многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными,... городы великими,, селы дивными... Всего еси исполнена земля русская...»
Эти строки древнего летописца. За «светло светлую и украсно украшену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое имя Россия стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев браться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.
С древних времён родная земля, её победы и беды, тревоги и радости, были главной темой отечественной литературы. Руси, России посвящали вдохновенные строки едва ли не все поэты XIX века: В. Жуковский, К. Рылеев, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Ф. Тютчев и многие другие.
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков», – писал А. С.Пушкин.
Особенно усилилось национальное мышление на переломе веков. Интерес к фольклору, мифологии, истории России захватил философов (В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Е. Н.Трубецкой, Г. П. Федотов, И. А. Ильин и другие), музыкантов (С. В. Рахманинов, В. С. Калинников, И. Ф. Стравинский), живописцев (М. В.Нестеров, В. М. и А. М. Васнецовы, Н. К.Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» – гласит клич этих годов.
«Первый долг для нас – долг самопознания – упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Что из тяжёлого, богатого наследия предков останется с нами как вековая святыня, что брошено как мертвый груз? Где чистые ключи, чтобы утолить нашу жажду?» (Г. П.Федотов).
В творчестве многих писателей и поэтов «серебряного века» (И. А. Бунина, А. Н.Толстого, А. М. Ремизова, Н. А. Клюева, А. Белого, С. М. Городецкого, А. А. Блока, С. А. Есенина) размышления о прошлом, настоящем своей страны становятся главным мотивом творчества.
«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – писал Блок.
В начале века усилился интерес к народному творчеству. Гамаюн, сказочная птица с человеческим лицом, прорицающая будущее, чей образ часто встречался в древнерусских рукописях, на лубочных картинах, на предметах домашнего обихода, поразила воображение художника В. М. Васнецова. Откликом на картину стало стихотворение А. Блока:
ГАМАЮН, ПТИЦА ВЕЩАЯ
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облеченных,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятенных...
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых,
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых…
Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Не вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Тревожные и личностные размышления А. Блока об истории страны, её прошлом, настоящем и будущем отразились в цикле «На поле Куликовом», написанном в 1908 году и состоящем из пяти стихотворений. Вот первое из них:
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь.
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль
В степном дыму блеснёт святое знамя,
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несётся вскачь.
Это не просто страница русской истории – решающая схватка славянских ратников с Мамаевой ордой, знаменовавшая освобождение Руси от татарского ига. Величайшее в русской истории и народной памяти событие XIV века дало возможность поэту высказать сокровенные мысли «о времени и о себе». Блок сопроводил цикл «На поле Куликовом» следующим примечанием. «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Для поэта битва на берегах Непрявды и Дона – только один из этапов «вечного боя», который ведёт Россия за свою целостность, независимость и национальную гордость.
Поразителен образ Родины в этом цикле. Русской поэзии XIX века было свойственно ассоциировать Россию с матерью.
Вспомним у Некрасова:
Родина-мать, по равнинам твоим
Я не езжал ещё с чувством таким.
А у Блока – другое чувство:
О, Русь моя! Жена моя!..
Родина воспринимается поэтом напряженно-интимно, как личная лирическая тема. Слиянность и неразрывность судеб Родины и поэта пронизывают весь этот цикл:
Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Ощущение катастрофичности времени, чреватого общественными потрясениями, ожидание того, что неизбежны "невиданные перемены, неслыханные мятежи" было свойственно едва ли не всем художникам "серебряного века". И когда наступил 1917 год, его встретили по-разному: от резкого и категорического неприятия (И. Бунин, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Иванов и многие другие) до столь же категорического утверждения "Моя революция" (В. Маяковский). Но стихи большинства поэтов наполнены картинами "Руси взметённой", ужасом крови и насилия, потрясённой болью человека.