Черникова Анна Ивановна
МБУ ДО Пуровская районная ДЮСШ «Виктория»
Пуровский район, г. Тарко-Сале
Нравственное воспитание юных борцов.
Осуществляя воспитательную работу с юными борцами, тренер должен отчетливо представлять, что его деятельность включает в себя систему целенаправленных педагогических мероприятий по подготовке учащихся к жизни. Подготовка ребят к жизни предусматривает не только передачу им знаний, накопленного опыта, но и воспитание определенного отношения к окружающей действительности в ее самых разнообразных сферах проявления.
Спортивную борьбу можно назвать школой мужества, а борцовский ковер – полигоном морально-волевой закалки занимающихся. Занятия борьбой дают ребятам не только физическую закалку. Систематическое посещение занятий, постоянное преодоление трудностей тренировочных будней, упорная и самоотверженная работа над совершенствованием технико-тактических действий, неукоснительное подчинение распоряжениям тренера, добрые взаимоотношения с товарищами по команде, проявление всех положительных качеств спортсмена-бойца в напряженных борцовских поединках – все это способствует воспитанию у юных борцов лучших человеческих качеств.
Свою воспитательную работу тренер должен строить на принципах коммунистического воспитания. Важнейшим условием при этом является единство воспитательных целей, реализуемых учителями, тренерами, родителями, общественными организациями. Тренер должен четко уяснить, что каждый из его воспитанников является одновременно членом нескольких коллективов, в которых осуществляется педагогический процесс воспитания его как личности. Стремление тренера ограничить педагогические воздействия школьного коллектива на юных борцов является недопустимым. Личность юного борца формируется под воздействием многих факторов, поэтому необходимо постоянно согласовывать и координировать, логически сочетать характер всех воспитательных влияний и воздействий. Эффективной может быть только комплексная система воспитания.
Какое же место в комплексной системе воспитания молодого человека занимает спорт, в частности борьба? Как она влияет на формирование характера молодого человека, его духовного облика? Тренер имеет здесь большие воспитательные возможности, обусловленные спецификой спортивной деятельности и особенностями организации подготовки юных борцов в спортивной школе. Известно, что не всякая деятельность одинаково значима в формировании характера учащихся. В различные периоды возрастного развития начинает доминировать тот или иной род деятельности. Практика показывает, что у определенной части детей и подростков ведущей и основной может являться спортивная деятельность. Это бывает в тех случаях, когда юный борец увлеченно и активно тренируется, участвует в соревнованиях, а возрастающие в процессе тренировки требования активизируют его внутренние резервы. Такая спортивная деятельность способствует духовному развитию ребенка, формированию положительных качеств его характера. Тренер при этом должен организовывать и осуществлять воспитательную работу таким образом, чтобы занятия борьбой в полной мере удовлетворяли растущие потребности занимающихся.
Развитие отношений между тренером и юными борцами в значительной степени зависит от человеческих качеств, педагогических способностей и профессионального мастерства воспитателя. В тех группах, где тренировки проходят интересно, где существует взаимопонимание между воспитателем и воспитанниками, формируется стабильный коллектив учащихся. Если тренеру удается сплотить вокруг себя дружный коллектив юных борцов, которые любят борьбу и с успехом преодолевают все трудности тренировки, то это свидетельствует о его организационно-педагогических способностях.
Чтобы сохранить и упрочить хорошие отношения в коллективе, тренеру необходимо использовать педагогически оправданные методы. Укомплектовав группу юных борцов, часто тренер использует преимущественно авторитарный метод управления, включая в свои отношения с воспитанниками элементы администрирования, неукоснительного повиновения, диктата. В других случаях он окружает ребят излишней заботой и мелочной опекой, ведет себя либерально. И то, и другое снижает эффективность воспитательной работы. Тренер в глазах своих воспитанников должен одновременно быть и старшим другом, и мудрым учителем. Тренер-педагог должен воплощать в себе лучшие человеческие качества, быть добрым, чутким и внимательным. В то же время он обязан проявлять постоянную требовательность к юным борцам, быть строгим и справедливым.
Нередко еще можно встретить тренеров, стремящихся к личной славе за счет форсированной подготовки способных учащихся в ущерб остальным членам коллектива. От такого отношения страдают и те юные борцы, которые окружены пристальным вниманием, и те, которые его лишены: первые чувствуют на себе угнетающее бремя возлагаемых на них надежд, вторые – безразличие и недовольство тренера. В своей повседневной работе тренер должен одинаково внимательно относиться как к талантливым юным борцам, так и к тем, которые еще не раскрыли свои способности.
Личный пример тренера во многих случаях служит главным средством воспитания. Уважение ребят к тренеру заставляет их самоотверженно и добросовестно трудиться на тренировке. Тренер становится для них не только учителем борьбы, но и учителем жизни. Многие тренеры, которые пользуются уважением у юных борцов, являются примером для подражания, а это возлагает на воспитателя ряд дополнительных обязанностей. Будучи примером для своих воспитанников, тренер должен с полной ответственностью осознавать, что он не имеет морального права на проявление некрасивых поступков и негативных черт характера, так как подобное может появиться и у учащихся. В повседневной работе с юными борцами он должен постоянно интересоваться их учебой, личной жизнью, проблемами и трудностями, с которыми сталкиваются воспитанники. Если ребята чувствуют постоянное внимание, доброжелательность и любовь к ним со стороны тренера, то они, как правило, отвечают взаимностью.
Добиться значительных успехов в воспитательной работе с юными борцами возможно лишь при условии постоянной связи тренера с учителями и родителями. Если требования у всех едины, то успешность решения многих воспитательных задач гарантирована. Комплексный подход в воспитании, единство воспитательных целей школы, семьи, спортивного коллектива – это тот фундамент, на котором основывается подготовка юных борцов, это залог будущих спортивных и педагогических успехов тренера.
Продолжая разговор о воспитании юных борцов необходимо подчеркнуть важную роль спортивных занятий в формировании нравственных черт характера: любви к Родине, народу, верности идеалам, коллективизма, товарищества, дисциплинированности, трудолюбия.
Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, целью которой является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности. [1]
Нравственное воспитание юных борцов начинается с первых шагов в спорте. Тренеру приходится уже в самом начале не только совершенствовать моральные качества воспитанников, но и нередко заниматься перевоспитанием будущего борца. Не следует забывать, что новички приходят в спортивные секции из различных коллективов, где есть определенные традиции воспитания – семьи, школы, общественных организаций.
С чего же надо начинать нравственное воспитание?
Прежде всего, тренеру необходимо уяснить, что есть нравственное, а что безнравственное. Ответить здесь можно так: поступать нравственно – значит, в первую очередь учитывать общественные интересы, а потом – личные. Поступать нравственно всегда труднее, легче удовлетворять собственные интересы, даже если они идут вразрез с интересами других людей. Поэтому безнравственные поступки не требуют проявления больших волевых усилий.
Выполнение юными борцами всех требований предъявляемых спортивной деятельностью, положительно сказывается на формировании у них свойств личности. Система отношений у юных борцов формируется и совершенствуется уже в силу специфики тренировки и соревнований. Однако учебно-тренировочный процесс превращается в средство нравственного воспитания лишь в том случае, когда перед юными борцами ставятся общественно полезные цели и они стимулируются к достижению этих целей через постепенное и последовательное преодоление трудностей.
Недооценка тренерами нравственного воспитания в работе с юными борцами может привести и к негативным воздействиям занятий на занимающихся. Давайте проследим за формированием мотивации у юных борцов. В младшем возрасте у ребят преобладают опосредованные мотивы занятий борьбой – быть сильным, смелым, ловким и др. С возрастом эти мотивы уже связаны со спортивной деятельностью – выполнить спортивный разряд, добиться включения в сборную команду, стать мастером спорта России. Нетрудно убедиться, что это мотивы личного плана. Воспитательная работа с юными борцами предусматривает формирование у них общественно значимых мотивов (подготовка к защите Родины, к будущей трудовой деятельности, повышение спортивной престижности коллектива), иначе у него могут преобладать личные интересы и в дальнейшем он будет стремиться к вершинам спортивной славы только лишь в силу личных побуждений (награды, призы, материальное поощрение).
Основным средством воспитательной работы с юными борцами является спортивная деятельность. Важнейшим условием нравственного воспитания является формирование у юных борцов сознательного отношения к тренировке, к людям, к товарищам по команде, к самим себе. Необходимо, чтобы юные борцы осознавали, что хорошо и что плохо, что хочется, а что надо, что нравственно и что безнравственно. На основе нравственных суждений и оценок воспитываются нравственные убеждения, которые всецело определяют действия и поступки ребят. Немаловажное значение приобретает формирование у них нравственного самосознания. Этого можно достигнуть в том случае, если тренер помог им освоить приемы самовоспитания.
Формирование нравственного сознания и самосознания у юных борцов взаимосвязано с воспитанием у них нравственных чувств. Необходимо использовать различные условия спортивной деятельности, а также ситуации, которое способствуют воспитанию высоких морально-политических и гражданских чувств: патриотизма, интернационализма, товарищества, чувства соперничества, спортивной чести, спортивного долга и ответственности перед Родиной, спортивным коллективом, общественностью, самим собой.
Нравственное воспитание ребят тренер осуществляет с помощью методов убеждения, упражнения в нравственных действиях и поступках, поощрения и наказания.
Методы убеждения являются ведущими в воспитательной работе тренера. Основу убеждения составляют логика, разъяснение, система аргументов, доводов, фактов. Убеждение рассчитано на активизацию сознания занимающихся. К методам убеждения можно отнести беседу, разъяснение, совет, личный пример, диспут, рассуждения, размышления. Необходимо чтобы разъяснение, совет побуждали учащихся к самооценке, к размышлению. Важно также, чтобы беседы вызывали интерес ребят не только к спорту, но и к другим сферам человеческих отношений. Что касается личного примера тренера, то он может стать главным методом воспитания юных борцов. Учить ребят осмысливать свои действия, здраво рассуждать, объективно оценивать обстановку – это значит учить их воспитывать самих себя.
Убеждения, разъяснения, личный пример должны логически сочетаться с систематическими упражнениями юных борцов в нравственных действиях, поступках. Например, для сплочения коллектива целесообразно периодически осуществлять такие мероприятия, как экскурсии, совместное посещение спортивных соревнований и др. Каждый юный борец должен иметь общественное поручение, выполнение которого контролируют учащиеся группы. Участие юных борцов в соревнованиях дисциплинирует их, содействует воспитанию коллективизма, товарищества, взаимопомощи. Результаты такой воспитательной работы могут быть толчком для превращения нравственных убеждений в нравственные привычки, а затем и в нормы поведения.
Нравственные поступки, действия должны непременно подлежать оценке, которая может осуществляться как в форме поощрения, так и в форме наказания. Большое воспитательное значение имеет похвала, одобрение юных борцов за добросовестное отношение к тренировке, проявление чувства долга и ответственности, выполнение поручений. Очень важно вовремя заметить и одобрить воспитанника, когда его поступок общественно значим, а действия сопряжены с преодолением трудностей. Нет необходимости захваливать обучающихся, это может привести к зазнайству, чванству, излишней самоуверенности. Осуждение поступков и наказания за них должны осуществляться своевременно и справедливо. Тренер использует различные виды наказания, в том числе замечание, выговор, разбор поступка в коллективе, временное отстранение от занятий, соревнований, отчисление из спортивной школы. Ту или иную меру поощрения или наказания необходимо использовать с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и, главное, эффективности ее воспитательного воздействия на юного борца.
Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием у занимающихся волевых качеств. Учебно-тренировочный процесс всегда насыщен трудностями и препятствиями, которые необходимо преодолевать, а в условиях соревнований часто приходится проявлять волю к победе. Следовательно, систематическая тренировка и планомерные соревнования являются основными средствами воспитания у юных борцов волевых качеств.
В своих суждениях и высказываниях мы чаще всего ставим рядом такие понятия, как «сила» и «мужество», «ловкость» и «смелость», «настойчивость» и «выносливость». Это не случайно и говорит о том, что воспитание и проявление духовного и физического имеют тесную взаимосвязь. Поэтому основным средством воспитания воли является физическое упражнение, практические действия юных борцов в условиях тренировки и соревнований. Важны здесь не собственно средства, а то, на что направлено их действие. Воспитание волевых качеств у юных спортсменов должно всегда быть под пристальным вниманием тренера.
Рекомендуемая литература:
1. Интернет ресурс: https://studbooks.net/35024/pedagogika/nravstvennoe_vospitanie - Нравственное воспитание - Педагогика.